Безработица и её типы. Проблемы безработицы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание

Проблема безработицы очень актуальна в наши дни, так как все более возрастают профессионально-квалификационные диспропорции между спросом и предложением рабочей силы, поэтому создаются новые службы занятости населения. Целью данной работы является изучить природу возникновения безработицы, обозначить ее основные виды и формы, проследить динамику и особенности ее развития в России

Содержание

Содержание.
Введение ……………………………………………………………………….……….3
1.Сущность, специфика и структура труда…………………………………..……….5
2.Понятие безработицы и причины ее образования…………………….…………..10
3.Типы безработицы…………………………………………………………………..16
4.Показатели безработицы……………………………………………………………21
5. Факторы, способствующие безработице в России………………….……………22
6. Социально-экономические последствия безработицы……………….………….24
7. Динамика и структура безработицы в России……………………………………27
8.Пути снижения безработицы, государственная политика занятости……...……32
Заключение…………………………………………………………………………….38
Список используемой литературы……………………………………..…………….40

Работа состоит из  1 файл

Bezabotitsa(1).doc

— 338.50 Кб (Скачать документ)

Что же должно предпринимать  государство, чтобы проблема безработицы  не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.

Вот наиболее важные меры такого рода:

  • Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
  • Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
  • Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
  • Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
  • Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
  • Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
  • Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

      В   отношении  безработицы  государство   располагает  тремя  видами  политики:  социальной,  макроэкономической  и  в  сфере  занятости.

Функция  социальной  политики    состоит в оказании  помощи  безработным   с целью поддержания их  жизненного  уровня.

    Макроэкономическая политика  предполагает  использование    денежно- кредитных и бюджетно- налоговых   мер    для  сокращения  безработицы.

     Политика  в  сфере  занятости  направлена   на  создание  новых рабочих мест,  системы переподготовки  кадров,  центров по  трудоустройству и т.д.

    Все методы   и меры, с помощью которых    государство  воздействует  на  занятость  и  безработицу,  можно  разделить  на  две  группы: активные  и  пассивные.

    Активные  меры  нацелены  на  создание    дополнительных  рабочих  мест. К  числу   активных  мер  принадлежат,  во- первых,  кейнсианская  макроэкономическая  политика,    направленная  на    стимулирование   совокупного  спроса    за  счет  средств  госбюджета. Во- вторых,  организационные  законодательные  и  финансовые   меры  государства,  которые  включают:  организацию   системы    образования  и  производственно- технического  обучения    кадров  на  базе  служб  по  трудоустройству  и  предприятий;   регулирование   отраслевой  и  региональной    мобильности  кадров;  расширение  производства    товаров  и  услуг  за  счет  роста   государственных  субсидий;  осуществление    программ  общественных  работ  в  коммунальном  хозяйстве,  строительстве,  ремонтно- восстановительных  работах;  создание   рабочих  мест  для  молодежи;   субсидии  по  занятости  лиц,  нуждающихся  в  социальной  защите;  инвестирование  наиболее  перспективных   или  трудоемких  отраслей;  меры  по  сокращению   предложения  на  рынке  труда;  стимулирование  самостоятельной  занятости  населения;  содействие в  развитии  мелкого  и  среднего  бизнеса.

Пассивная  политика  занятости   включает  создание  системы  социального  страхование  и  материальной   помощи  безработным.  Система  социального  страхования   предусматривает  выплату  пособий  по  безработице  с  учетом  прежних  заработков,  система  материальной  помощи  направлена  на  обеспечение   безработному  прожиточного  минимума.

                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заключение.

      Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий оказывает сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит “ползучий” характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Весьма вероятно, что российская экономика столкнется с достаточно уникальной ситуацией – “оживлением без рабочих мест”.

       Проблема “недозанятости” также останется актуальной. Ее “накопленные” объемы, а также скорость, с которой произойдет рационализация фонда рабочего времени (рассасывание “недозанятости”), будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы. В том случае, если произойдет изменение в распределении избыточной рабочей силы между безработными и “недозанятыми”, изменятся и акценты трудовой политики в сторону мер, направленных на возвращение потерявших работу к труду.

         В целом же, как представляется, вопрос состоит не в том, каких позитивных перемен нужно ожидать на рынке труда, а в том, каким образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Решающую роль здесь играет макроэкономическая политика. Учитывая, что состояние рынка труда, динамика безработицы будут оказывать все возрастающее влияние на экономическое оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована.

         С точки зрения влияния на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к “генерации занятости” в целом составляет задачу экономической политики.

        Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет “чистых” экономических мер. По мере завершения перевода экономики из режима переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе значение собственно политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке труда.

        По мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине “экономически заданного спроса”, будет усиливаться значение политики преодоления открытой безработицы. Ее базовая задача – повышение “способности к занятости” безработных граждан. Под повышением “способности к занятости” понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих безработным занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель – скорейшее возвращение искателей работы к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицу.

 

 

 

Список используемой литературы.

    1. В. А. Павленков. «Рынок труда занятость безработица». Москва. Уневер  2004г.
    2. А. С.Булатов «Экономическая  теория» Экономист, Москва, 2003г.
    3. Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. М., 1992г
    4. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.
    5. «Экономическая теория» под редакцией Николаевой И.П., учебник для вузов. Москва:  Финстатинформ, 1997.
    6. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. «Экономика труда» учебное пособие. Москва: ИНФРА 2000.
    7. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс в 2-х томах. М., 1992.
    8. Булатов А.С.  «Экономическая теория» Экономист, Москва, 2003.
    9. Завельский М.Г. «Экономика и социология труда» курс лекций.  Москва: ЛОГОС, 2001.
    10. Монусова Г. Незанятость в России: вынужденная или добровольная. «Вопросы экономики» 2001 г., №9.
    11. Ельцова Л. Шанс найти работу: Прогноз рынка труда //  Экономика и жизнь. – 1999. - № 6. – С. 2.
    12. Капелюшников Р. Откуда «лишние люди» //  Экон. журн. – 1998. - № 19. – С. 29.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 По данным Роструда




Информация о работе Безработица и её типы. Проблемы безработицы в России