Безработица на примере Курганской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 16:07, курсовая работа

Описание

От оперативности и квалифицированности работы этих структур в большой степени зависят народно-хозяйственного значения процессы: функционирование рынка труда, обеспечение подготовки и повышения квалификации кадров, воспроизводство рабочей силы и рабочих мест, регулирование социального партнерства в обществе и т.д. и т.п. Успех осуществления этих функций требует от персонала указанных структур профессиональных знаний и навыков, которые смогут базироваться на правильном понимании объективного соотношения понятий «труд» и «занятость», в частности, на доказательстве их не тождественности, несовпадения.

Работа состоит из  1 файл

готовый.docx

— 124.66 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. Структура участников региональных программ по целевым группам

Наиболее востребованной в 2009 г. была программа по развитию временных  общественных работ. Львиная доля общественных работ в рамках антикризисных  программ в сфере труда и занятости, реализуемых Рострудом, проходила непосредственно на предприятии, где люди находятся в постоянных трудовых отношениях. Если работник находился в простое или у него неполная занятость, он участвовал во временных общественных работах на своем предприятии с соответствующей материальной поддержкой - 4330 рублей - от государства. В основном это наведение порядка - чистка, покраска, вывоз мусора и т.д. Предприятия сейчас просто преобразились. А главное, чего этим удалось добиться, - сохранить рабочие места. В результате реализации региональных программ за 10 месяцев 2010 года создано 1 331,0 тыс. рабочих мест, из них за октябрь было создано 93,3 тыс. рабочих мест, прирост к предыдущему периоду (январь – сентябрь) составил 7,5 %17. Роструд и его территориальные органы, органы службы занятости населения субъектов РФ оперативно развернули работу по реализации мероприятий, предусмотренных Программой антикризисных мер Правительства Российской Федерации в сфере труда и в сфере занятости населения. Программа антикризисных мер Правительства РФ в сфере труда и занятости населения, экстренная. Она принималась для того, чтобы прежде всего сохранить трудовой потенциал предприятий; второе - не допустить скачка численности безработных как общей, так и регистрируемой, и третье - не допустить социальной напряженности в тех или иных территориальных образованиях. Правительству РФ удалось через эту программу сохранить стабильность во всех субъектах Российской Федерации. Ещё одной важной программой в сфере занятости, которая стала особенно активно реализоваться в период финансово-экономического кризиса, стала программа содействия самозанятости для безработных. Сейчас программа позволяет оказать безработным материальную помощь на открытие собственного бизнеса, кратную 12 размерам максимального размера пособия по безработице. Это 58 тысяч 800 рублей. И люди этим воспользовались. В рамках этой программы граждане получают необходимые консультации, готовят бизнес-план для своей дальнейшей работы в качестве предпринимателя. После утверждения бизнес-плана комиссией кандидат получает помощь от государства на открытие собственного дела. Но в регионах есть еще программа, которая финансируется за счет муниципальных, региональных и федеральных средств. Чтобы создать мощный бизнес, надо свой проект составить так, чтобы можно было привлечь средства и из других источников. А источники эти сейчас есть. По линии Министерства экономического развития для развития малого бизнеса деньги выделяются всем субъектам РФ. Эти программы активно реализуются в следующих субъектах РФ: Пензенская, Вологодская, Кировская, Саратовская, Свердловская области. Если смотреть по федеральным округам, то лидером в этом вопросе является Приволжский. В феврале 2010 г. зарегистрированная безработица составила 2,2 миллиона человек. Численность экономически активного населения, занятых и безработных дана в приложении 1. В 2010 г. Правительство РФ сохранило полностью все программы, которые работали в 2009 году. Более того, они были несколько расширены и ориентированы в большей степени уже не на поддержание занятости на предприятиях для граждан, которые находятся под риском увольнения, а на создание новых рабочих мест. И в этом смысле общественные работы, которые занимали львиную долю в 2009 году, в 2010 году уменьшились практически в три раза, количество предполагаемых занятых. Но зато увеличились такие направления, как переобучение и самозанятость, там, где речь идёт о создании собственного дела. Там, где речь идёт о создании собственного дела, численность граждан увеличилась на 36 процентов по сравнению с 2009 годом. Точно так же увеличилась численность тех, кто будет проходить опережающее обучение, переподготовку и стажировку. И, соответственно, Правительством РФ были смягчены условия для всех этих направлений. К февралю 2010 г. Правительством РФ были одобрены все региональные программы содействия занятости, Правительство РФ подписало соглашения с регионами Российской Федерации по этим программам. На реализацию этих программ из федерального бюджета было выделено 33,3 миллиарда рублей, которые ушли в регионы. За счет совместных действий повышена конкурентоспособность предполагаемых к высвобождению граждан: опережающее обучение прошли 137,9 тыс. человек, в общественных и временных работах приняли участие 1,5 млн человек. В этот период была оказана материальная поддержка тем, кто потерял работу, в размере от 30% до 60% от ранее получаемой зарплаты. Более 70 тысяч выпускников учебных заведений прошли стажировку под руководством 44 тысяч наставников.

За 2009—2010 годы служба занятости  населения подготовила и профинансировала более 326 тысяч человек, которые получили материальную поддержку на открытие собственного дела. Эта поддержка  была равна двенадцатикратному размеру  максимального пособия по безработице  — 58 800 рублей. Гражданин, который изъявил  желание открыть собственное  дело, должен был сформировать бизнес-план, защитить его, и после принятия бизнес-плана  он получал финансовую поддержку  на открытие собственного дела. 75% тех, кто открыл собственное дело в 2010 году, — это жители сельских территорий. За последние три года подавляющее большинство начинающих предпринимателей открыли собственное дело именно в селе и в регионах18. Программу профессионального обучения и повышения квалификации прошли в 2010 году 460 тысяч безработных и 137 тысяч находящихся под угрозой увольнения19. В 2009-2010 годах большинство программ было нацелено на сохранение социальной стабильности. Многие меры, предпринятые на рынке труда в сложные 2008-2010 годы, хорошо себя зарекомендовали, и Минздравсоцразвития РФ готовит поправки в закон о занятости населения, чтобы сделать их постоянно действующими. Например, одной из самых удачных оказалась программа самозанятости населения. Речь идет о том, что безработным гражданам, желающим открыть свое дело, выдавались денежные средства в размере 58 800 рублей. Эта мера оказалась крайне эффективной. Из тех, кто открыл собственное дело, только 3-4 процента его прекратили. И этот механизм будет работать и дальше. Хорошо проявили себя и общественные работы. Реально они помогли остаться на плаву за 2009-2010 годы практически четырем миллионам человек, находившихся под угрозой увольнения20.

 

2.2. Результаты антикризисных мер Правительства РФ в сфере

занятости

 

Как отмечают в Росстате, почти 70% безработных граждан ищут вакансии самостоятельно, не прибегая к услугам служб занятости. Поэтому  официальные данные Минздравсоцразвития и Росстата существенно отличаются. Так, по данным Минздравсоцразвития, сейчас в службах занятости зарегистрирован 1 миллион 641 тысяча человек21. По прогнозу Минэкономразвития, безработица в 2011 году сохраняется на уровне 2010 года - 7,5-8%. Однако, эксперты ФБК считают, что она вырастет до уровня 9-10%22. Предпринимаемые Правительством РФ и региональными органами власти меры позволили достичь серьёзного эффекта. Ситуацию в сфере занятости характеризуют следующие цифры. К декабрю 2010 года уровень безработицы снизился до показателей двухлетней давности. По состоянию на 1 декабря 2010 года численность зарегистрированных безработных составила 1 533,6 человек (декабрь 2008 года – 1 521,8 млн). В 2010 году на основные меры по содействию занятости россиян, выплату пособий по безработице было предусмотрено 88,7 млрд. рублей, что на 12,8% больше, чем в 2009 году. На программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на региональных рынках труда из федерального бюджета выделено 39,5 млрд рублей. Всего на 1 декабря в дополнительных мероприятиях, призванных стабилизировать ситуацию на региональных рынках труда, приняли участие 1,85 млн россиян; расходы составили 32,6 млрд рублей. По данным на 1 декабря: Открыли собственное дело на субсидию в 58,8 тыс рублей по программе самозанятости 173,0 тыс. безработных. Они создали 58,2 тыс. дополнительных рабочих мест для безработных (48,0 тыс. мест создано открывшими бизнес в 2010 году, 10,2 тыс. – в 2009 году. Из них в малом бизнесе в 2010 г. было создано 40,819 рабочих мест, в 2009 г. – 9,216) (диаграмма 2). Фактические расходы по данному направлению составили 13,5 млрд рублей. Участниками другого направления – общественные работы и временное трудоустройство – стали 1,4 млн человек. На выплаты направлено 13,8 млрд рублей (Рис. 3). На поддержку трудоустройства молодежи – выпускников школ, ссузов, вузов, которые не смоги после окончания обучения найти работу – потрачено 1,3 млрд рублей. Стажерами были около 70,8 тыс. молодых людей с привлечением 42,8 тыс. наставников. 131,2 тыс. человек, находящихся под угрозой увольнения, смогли получить новую специальность или повысить квалификацию по направлению «Опережающее профессиональное обучение». На эти цели израсходовано 968,5 млн рублей. 6,2 тыс. инвалидов приняты в штат организаций, которые воспользовались госсубсидией в 30 тыс. рублей на оснащение одного рабочего места для инвалида. В следующем году субсидия составит 50 тыс. рублей. По данному направлению потрачено 132,1 млн руб. В другую местность с целью трудоустройства переехали 8,9 тыс. человек. Общий объем затраченных средств составил 329,8 млн. рублей23. С помощью федеральных средств регионам выделяются гранты для малого бизнеса. И если регион выделяет средства на открытие малого бизнеса, к этому потом присоединяется более большой грант – федеральный. Вложения, которые были предусмотрены по этому направлению в рамках антикризисной программы, принесли свой результат, люди поверили. По всей России очень активно это используется среди селян – потребкооперация, фермерское хозяйство. И сейчас, в рамках 2011 года акцент сделан уже не на общественные работы, которые дали свой эффект в период массовых увольнений. Сегодня уже речь идёт о переподготовке в большей степени, стажировке и самозанятости. А остальное – это целевые направления.

За исключением моногородов, где Правительство РФ оставило общественные работы и все другие меры, на региональных рынках труда, где позитивные сдвиги наметились, переподготовка больше ориентирована  на новые рабочие места, которые  создаются уже на предприятиях, которые  работают в рамках модернизационного пакета и в рамках инновационных направлений24.

Президент РФ Д.А. Медведев в  настоящее время поставил задачу службе занятости переходить на долгосрочные программы. В 2011 году стартуют две такие  программы. Первая – это опережающее  обучение и стажировка женщин, находящихся  в тяжелых и вредных условиях труда, с целью вывода их с производства. И вторая программа в поддержку  женщин – это профессиональное обучение, переподготовка и повышение квалификации молодых мам, которые находятся  в отпуске по уходу за ребенком и планируют выход на работу.

Рис. 3. Дополнительно созданные места в малом бизнесе

В рамках рассматриваемой  темы следует затронуть проблему функционирования сферы занятости  в моногородах. Как известно, в  период кризиса многие из них оказались  в тяжёлой ситуации. Проблемы на градообразующих предприятиях обернулись ростом безработицы и снижением  доходов граждан, сократились поступления  в местные бюджеты. Сейчас уже  можно подвести первые итоги реализации государственной программы поддержки  моногородов. В рамках антикризисных  мер Правительство РФ использовало специальные инструменты помощи моногородам: заложено на эти цели 27 млрд рублей. Большая часть этих средств распределена. Уже согласовано 50 ключевых инвестиционных проектов, в рамках которых до 2015 года в моногородах будет создано не менее 200 тыс. новых эффективных рабочих мест. С другой стороны, в 135 моногородах до сих пор не разработаны комплексные инвестпрограммы. Однако нужно понимать, что в 2010 году была лишь снята острота имеющихся проблем, оказана помощь потерявшим работу, несколько улучшилось положение дел в жилищно-коммунальном хозяйстве.

В 2010 году только за счет региональных программ по снижению напряженности  на рынке труда в 335 наиболее проблемных моногородах удалось трудоустроить 425 тысяч человек. Из них 333 тысячи человек  были задействованы на общественных и временных работах. Почти 40 тысяч  прошли опережающее профессиональное обучение. Более 33 тысяч получили поддержку  в открытии собственного бизнеса, 20 тысяч безработных прошли стажировку. В результате, по данным на 1 марта  этого года, численность безработных  в монопрофильных населенных пунктах снизилась почти с 298,8 тысячи человек в 2010 году до 179,8 тысячи. Безработица практически во всех моногородах сократилась. Однако еще во многих населенных пунктах уровень безработицы остается гораздо выше, чем в среднем по России25.

В то же время проблемы моногородов  носят системный характер. И стратегическое решение состоит в диверсификации городской экономики, в уходе от чрезмерной зависимости от единственного градообразующего предприятия, как это было на печально известном предприятии в Пикалёве.

Правительство РФ намерено и в дальнейшем помогать моногородам. Но решающая роль, конечно, в таких  случаях принадлежит региональным и местным властям. Там, где они  проявляют инициативу, проблемы решаются, появляются внятные и реалистичные планы долгосрочного развития26.

Можно констатировать, что  на сегодняшний день наработан реальный опыт управления процессами занятости  в условиях глобального экономического кризиса. Были созданы кадры, укреплены  службы занятости, у них появились  квалифицированные люди. Службы занятости  в значительной мере научились работать с теми, кто потерял работу, испробовали  различные средства реакции на кризис на рынке труда, начиная от общественных работ и заканчивая индивидуальным пакетом, допустим, для создания собственного дела, что является высшей формой борьбы с безработицей, когда человека из безработного превращают в предпринимателя. Это самый продвинутый механизм содействия занятости населения, хотя он и не для всех пригоден.

Таким образом, сегодня ведётся  работа по обеспечению реализации в антикризисных мер в сфере труда и сфере занятости населения. С этой целью был запущен ряд программ. Усилия органов службы занятости обеспечили стабилизацию численности зарегистрированных безработных и коэффициента напряженности на рынке труда.

В 2011 году продолжена активная политика на рынке труда. Правительство  РФ намерено усиливать работу по решению  стратегических задач развития рынка  труда.

 

3. Политика занятости населения Курганской области

 

3.1. Особенности формирования и регулирования рынка труда  г. Кургана

 

Курганский межрайонный  центр занятости населения образован  на основании Закона РФ «О занятости  населения в РФ». Центр занятости  в своей деятельности руководствуется  Конституцией РФ, Федеральными законами, Указами Президента РФ, нормативными и правовыми актами Министерства труда России. Центр занятости, совместно с органами исполнительной власти г. Кургана, органами местного самоуправления осуществляет и обеспечивает реализацию государственной политики занятости населения с учетом экономических и социальных особенностей Курганской области.

Деятельность Курганского  центра занятости направлена на активную политику на рынке труда. Центр осуществляет:

- учет граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства;

- обеспечение социальной защиты незанятого населения, включая выплату пособий, материальной помощи, стипендии;

- содействие безработным гражданам в организации предпринимательской деятельности и самостоятельной занятости;

- направление на профессиональное обучение, проведение профессиональной подготовки, переподготовки и консультации населения;

- проведение мероприятий по трудовой реабилитации инвалидов и лиц, уволенных с военной службы, проведение тестирования их профессиональных возможностей, содействие адаптации к новой работе;

- оказание предприятиям, организациям и учреждениям помощи в подборе работников;

- анализ и прогноз состояния рынка труда, разработку программ занятости на основе прогнозов экономического и социального развития;

- контроль за поступлением отчислений в фонд занятости.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости  населения формируется за счет обязательных страховых взносов работодателей  с заработка работающих, ассигнований их федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов. Наивысшей ступенью в структуре управления Центром занятости является директор, назначение и освобождение которого от должности производится руководителем высшего органа службы занятости – Департамента. Все работники Центра занятости являются государственными служащими, на которых распространяются условия оплаты, социально-бытового обслуживания, предусмотренные для работников городского структурного подразделения. Общая ситуация на рынке труда г. Кургана в современных условиях является довольно сложной. В настоящее время безработица в Кургане определяется спадом производства. В городе растет число предприятий, ситуация на которых не стабильна, на некоторых из них идет сокращение работников. Сегодня большой спрос на работников новых современных направлений бизнес - услуг: маркетинг, реклама, информационные технологии. Прежде всего требуются менеджеры, экономисты, дистрибьюторы, аудиторы, программисты, журналисты. Высока потребность в грамотных управленцах высшего и среднего звена (управляющие, начальники отделов, директора по продажам, финансовые директора, руководители отделов.) Кроме опыта работы требуется современное профессиональное образование. Уже несколько лет на территории РФ осуществляется социальная программа «Молодежная практика», признанная расширить возможности трудоустройства выпускников, в том числе общеобразовательных школ. Работники городской службы занятости стремятся использовать любые возможности, чтобы помочь молодым людям найти себя.

Информация о работе Безработица на примере Курганской области