Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 09:22, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение безработицы, как одной из важнейшей макроэкономической нестабильности; с ее последствиями и причинами, мары борьбы с безработицей в Воронежской области.
Введение
1 Сущность, причины и факторы безработицы
1.1 Сущность и причины безработицы
1.2 Типы безработицы
1.3 Экономические издержки безработицы
2 Борьба с безработицей
2.1 Методы борьбы с безработицей
2.2 Государственная политика занятости
2.3 Центр по трудоустройству населения в Воронежской области
Заключение
Список литературы
2.2 Государственная политика занятости
В современных условиях любое цивилизованное государство разрабатывает политику занятости, которая включает меры по обеспечению занятости. Эти меры, опираясь на мировую практику, условно можно разделить на две группы: пассивные и активные.
Пассивные меры направлены главным образом на решение проблемы «излишков» рабочей силы.
К ним относятся:
а) поощрение частичной занятости, когда потери заработка трудящихся компенсируются государственными субсидиями;
б) досрочный выход на пенсию (в США, например, в 80-е годы период трудовой активности был сокращен для 23% лиц предпенсионного возраста);
в) сокращение или перекрытие притока и иностранных рабочих;
г) разделение рабочих
мест, когда одно и же рабочее
место предоставляется двум рабочим
с понижением заработной платы (фирмы,
применяющие такой вид
д) пособия по безработице. Для его получения необходимы регистрация в службе занятости (на бирже труда), наличие определенного стажа работы, уплата страхового взноса в фонд по безработице.
Итак, пассивные меры связаны с перераспределением доходов и направлены на их поддержание.
К активным мерам регулирования занятости относятся:
а) создание новых рабочих мест;
б) поощрение мелкого бизнеса, в том числе организация безработными собственного дела;
в) создание, расширение программ профессиональной подготовки и переподготовки (играют главную роль во многих странах);
г) поощрение региональной мобильности (компенсация расходов по переезду на новое место работы).
В ближайшей перспективе приоритетным направлением в политике занятости, по мнению экспертов, должно стать постепенное замещение пассивных мер, связанных с перераспределением доходов, активными (это касается и России, в которой в 2000 г. имели место все виды безработицы, ей предстоит на свой ЕУБ).
2.3 Центр по трудоустройству населения в Воронежской области
В Воронежской области были разработаны и согласия федеральной государственной службы занятости внедрены предложения о создании в региональной системе управления занятостью сети структур, выполняющие разные задачи, но работающих на единую цель - расширение возможностей трудоустройства населения.
В настоящее время
в Воронежской области такая
система сформирована и совершенствуется.
Построение данной системы исходили
из необходимости
Сегодня в области
почти каждый второй из числа опрошенной
молодежи неудовлетворен выбором своей
профессии, не предпринимает мер
для повышения своей
В настоящее время в области сеть вспомогательных органов, расширяющих возможности трудоустройства населения, представлена биржей временных и сезонных работ, центром профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения, учебным центром «Кадры».
Воронежский областной учебный центр «Кадры» образован в ноябре 1992 г., имеет статус государственного учреждения дополнительного образования.
Центр создан с целью:
- организации, подготовки
и переподготовки различных
- внедрение модульных
программ подготовки по
- оказание организационной
и методической помощи
Одновременно, учитывая
специфику Воронежского региона, при
центре образованы передвижные лаборатории,
оснащенные компактной компьютерной техникой,
позволяющей оказывать
Основным направлением деятельности центра является расширение объемов и повышение качества проф-ориентационных услуг, оказываемых безработным гражданам и незанятому населению региона. Главные его задачи состоят в:
- профессиональном
консультировании и
- научно- методическом
и информационном обеспечении
системы профориентации
- реализации дополнительных
образовательных программ и
Профессиональное информирование. Предоставление клиенту информации:
- о свободных вакансиях, в том числе временного и сезонного характера;
- об учебно-курсовой сети;
- о возможностях
организации
- о лицензированных службах, занимающихся набором рабочей силы, и т. п.
Цель информирования
- сознательное самостоятельное
Профессиональное консультирование. Проводится с различными социальными группами населения, обратившихся по вопросам выбора и смены профессии. Цель консультирования - осознание клиентом своих индивидуальных особенностей, способностей, профессиональной направленности.
Психологическая диагностика. Это комплекс психодиагностических методов, включающих психологическое тестирование. Собеседование с целью основных индивидуальных особенностей, способностей и профессионально важных качеств личности на соответствии требованиям, предъявляемым профессией.
Этот вид услуг осуществляется для определения профессиональной направленности и отбора на профессиональное обучение, профессиональной пригодности к конкретному виду трудовой деятельности.
Финансирование деятельности учебного центра «Кадры» осуществляется из двух источников- фонда занятости и поступлений от хозрасчетной деятельности. Городские и районные службы занятости оплачивают прямые расходы на обучение направленных ими безработных граждан.
Заключение
Безработица - это вынужденная не занятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда как на интегрированном рынке труда, так и в различных его сегментах.
К безработным относятся лица, включенные в соответствии с законодательством в состав рабочей силы, не имеющие работы, активно ее ищущие и зарегистрированные на бирже труда.
Уровень безработицы - это процент безработной части рабочей силы.
Различают следующие основные типы безработицы.
Фрикционная безработица - связана с поисками или ожиданием работы в ближайшем будущем.
Структурная безработица - связана с изменением в структуре потребительского спроса и в технологии, которые, в свою очередь, изменяют структуру общего спроса на рабочую силу.
Циклическая безработица вызывается спадом производства.
Экономическими издержками безработицы являются: главная «цена» безработицы - не выпущенная продукция и неодинаковое бремя. Внеэкономические издержки безработицы проявляются в социальной катастрофе.
В современных условиях любое цивилизованное государство разрабатывает политику занятости, которая включает меры по обеспечению занятости. Они делятся на две группы: пассивные и активные.
Пассивные меры направлены главным образом на решение проблемы «излишков» рабочей силы. К ним относятся:
- поощрение частичной занятости, когда потери заработка трудящихся компенсируются государственными субсидиями;
- досрочный выход на пенсию;
- сокращение или
перекрытие притока и
- разделение рабочих мест, когда одно и же рабочее место предоставляется двум рабочим с понижением заработной платы (фирмы, применяющие такой вид занятости, пользуются налоговыми льготами);
- пособия по безработице.
К активным мерам регулирования занятости относятся:
- создание новых рабочих мест;
- поощрение мелкого бизнеса, в том числе организация безработными собственного дела;
- создание, расширение
программ профессиональной
- поощрение региональной мобильности.
Таким образом, безработный - это человек, который не имеет работы или иного какого - то дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.
Список литературы
1. Ананьев А. Новые
процессы в занятости
2. Безгребельная И. О тенденциях занятости в переходной российской экономике // Рос. экон. журнал. 2003. №11 С 62-67.
3. Государственная
служба занятости: основные
4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. - М.: Юристь, 2004. - 574 с.
5. Колесникова О А. Региональная система управления занятостью населения. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2005. - 184 с.
6. Микульский К.
Экономические последствия
7. Российский учебный
центр. Занятость. Безработица.
8. Теория переходной
экономики: Учебное пособие /
9. Экономика. Учебник /Под ред. А И Архипова, А Н Нестеренко, А К Большакова. - М.: «ПРОСПЕКТ», 2005.-792с.
10. Экономика. Учебник
3-е изд., перераб. И доп. / Под
ред. Доктора экономических
11. Экономическая теория / По ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-изд. - СПб: Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. - 544 с.
12. Экономическая теория:
Учебник для вузов / Н.В. Сумцова,
Л.Г. Орлова и др.; Под ред.
Н.В. Сумцовой, Л.Г. Орловой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2002. - 655 с.