Безработица в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:27, реферат

Описание

Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Работа состоит из  1 файл

Безработица.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

     Добровольная  безработица вызвана тем, что  в любом обществе существует прослойка  людей, которые по своему психическому складу или по другим причинам не хотят работать. Также она возникает в тех случаях, когда работник увольняется по собственному желанию, если он недоволен уровнем оплаты его труда, условиями работы, либо какими-то другими обстоятельствами.

     Наконец, можно выделить еще один вид безработицы  - скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

     Изучая  проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная и структурная безработицы – явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом, кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых стран мира понимают отсутствие циклической безработицы при существовании безработицы фрикционной и структурной. Т.е. когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

       Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется. Сегодня (а точнее, наверное, еще вчера) для Казахстана приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий.

     Однако  прежде всего следует сказать  о характере кризиса, порождающего безработицу в Казахстанских условиях. Это не циклический кризис, известный из экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только фрикционная и ограниченная  структурная безработица. В Казахстане массовая безработица порождается трансформационным экономическим  кризисом. Он отражает глубокие противоречия  условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

     Отсюда  следует, что выход из этого кризиса  может быть лишь следствием глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве.  Однако по отношению  к сфере занятости обязательно  должно сохраняться регулирующее участие  государства. Успех реформ в Казахстане в решающей  мере зависит оттого, сумеет ли народное хозяйство страны вписаться в систему мирохозяйственных связей, эффективно найти свое место в системе международного разделения труда. Если страна не согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную продукцию; конкурентоспособную и на мировых рынках, и, тем более, на своем собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные и не могущие быть долговечными в рыночной экономике подпорки в виде взвинченных таможенных,  лицензионных и иных барьеров. Иначе говоря, путь к подлинной экономической  стабилизации и, в частности, к предотвращению условий появления массовой  безработицы лежит через повышение производительности труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию численности персонала.

           

         

     1.2 Закон А.Оукена,кривая О.Филлипса.

     Главная цена безработицы – невыпущенная продукция. Когда экономисты не в  состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу постоянно двигаться вверх по кривой потенциальных возможностей. Экономисты определяют эту потерянную продукция как отставание объема ВВП. Это отставание представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального ВВП, причем чем меньше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП.

     Известный исследователь в области макроэкономики А. Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВВП.

     Закон Оукена гласит, что если фактический  уровень безработицы превышает  естественный уровень на 1%, то отставание объема ВВП составляет 2,5%. Это отношение 1:2,5 или 2:5 позволяет вычислить потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.

     Предположим, естественный уровень безработицы  составляет 5%, а ее фактический уровень  – 8%. Допустим, коэффициент Оукена равен  – 2,5. Тогда отставание фактического ВВП от потенциального составит (8% - 5%)×(- 2,5) = - 7,5% : страна «потенциального ВВП недополучила» 7,5% от потенциального ВВП

     Кривая  Филлипса — графическое отображение обратной зависимости между уровнем инфляции и уровнем безработицы.

     Названа по имени английского экономиста Олбана Филлипса, который на основе эмпирических данных по Англии за 18611957 годы вывел корреляционную зависимость между уровнем безработицы и изменением прироста денежной заработной платы.

     Зависимость первоначально показывала связь  безработицы с изменениями зарплат: чем выше безработица, тем меньше прирост денежной заработной платы, тем ниже рост цен, и наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы, тем выше темп роста цен. Впоследствии была преобразована в зависимость между ценами и безработицей.

     В долгосрочном периоде представляет собой вертикальную прямую, иначе  говоря, показывает отсутствие зависимости  между уровнем инфляции и уровнем безработицы. 

       
 

     Р — уровень инфляции,

     Рe — ожидаемый уровень инфляции,

     (U − Ue) — отклонение безработицы от естественного уровня - циклическая безработица,

     b > 0 — коэффициент,

     v — Шоки предложения.

     Кривая  Филлипса показывает существование  устойчивой связи между уровнем безработицы и уровнем инфляции. Поскольку связь между этими показателями обратно пропорциональна, предположительно должна быть и альтернативная взаимосвязь безработицы и инфляции.

     Если  кривая Филлипса остается зафиксированной  в том положении, которое показано на рисунке 1, перед людьми, определяющими экономическую политику, встает дилемма - что лучше: стимулирующая или ограничительная фискальная политика? Традиционные меры денежной и фискальной политики ограничивались только лишь перераспределением совокупного спроса. Эти меры никак не влияли на диспропорции рынка труда и систему господства на рынке, которые вызывали рост инфляции прежде, чем достигалось состояние полной занятости. В частности, манипулирование совокупным спросом посредством денежных и фискальных мер имело в качестве результата просто перемещение экономики вдоль заданной кривой Филлипса. 

       

     Следовательно, стимулирующая фискальная политика и политика дешевых денег, которые  совместно должны активно поддержать совокупный спрос и добиться снижения уровня безработицы, будут одновременно генерировать более высокий уровень инфляции.

     И наоборот, ограничительная фискальная политика и политика дорогих денег  могут быть использованы для снижения уровня инфляции, но только ценой роста  уровня безработицы и потерянного объема производства. Политика регулирования совокупного спроса может быть использована для того, чтобы выбрать некоторую точку на кривой Филлипса, но такая политика не может улучшить альтернативную связь «уровень безработицы — уровень инфляции», воплощенную в кривой Филипса. При существовании экономических взаимозависимостей, выраженных в кривой Филлипса, невозможно достижение «полной занятости без инфляции».

     1.3 Последствие безработицы

     Последствия безработицы весьма многообразны и  неоднозначны. Достаточно сложна и их структура. Вместе с тем в различной литературе преимущественно рассматриваются далеко не все аспекты этой весьма важной проблемы. Преимущественно исследуются экономические потери, к которым относят: суммы пособий и различных выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды страхования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественно на уровне национальной экономики. При этом необходимо отметить, что безработица - весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются практически на всех уровнях экономической и социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только на экономику страны, но и на каждого участника экономического процесса.

     В связи с этим при решении вопроса  об экономических потерях следует выделить уровни их оценки. К их числу, как нам представляется, необходимо отнести страну, регион, отрасль, предприятие, безработного. В правомерности такого подхода нас убеждает и то, что потери каждого уровня автономны. Результаты расчетов потерь для одного уровня не могут быть использованы для оценки убытков другого. В частности, убытки предприятия нельзя выразить через потери его работников. Уровневый подход оценки потерь от безработицы позволяет осуществить более конкретный и адресный анализ ее экономических последствий.

     В основу расчетов издержек безработицы  положен так называемый закон  А. Оукена. Он имеет как бы две  стороны: одна показывает, каким должен быть экономический рост, чтобы решить проблему безработицы, другая выражает количественную зависимость изменения уровня безработицы и производства ВВП. А. Оукеном эмпирическим путем было установлено, что при увеличении фактического уровня безработицы на один процентный пункт по сравнению с ее естественным уровнем происходит отставание производства ВВП на 3%. Даже при увеличении численности работающих и росте производительности труда для создания новых рабочих мест и удержания безработицы на прежнем уровне необходимо от 2,5 до 3% ежегодного прироста ВВП. Дополнительное же уменьшение нормы прироста на 2% увеличивает долю безработных на 1 процентный пункт или наоборот.

     В любом случае неоспорим тот факт, что превышение нормы безработицы  сверх ее естественного уровня ведет  к отставанию роста реального  объема производства. Такой метод  определения экономических потерь от безработицы представляется вполне обоснованным и принят в отечественной и мировой экономической науке.

     Принципиальным  моментом использования закона А. Оукена при оценке экономических издержек безработицы является определение  уровня естественной безработицы. Решение  такой задачи позволяет, как уже  отмечалось, более точно оценить реальные потери от недопроизводства валового внутреннего продукта.

     Рост  безработицы увеличивает и расходы  государства. Их основная масса осуществляется за счет фонда занятости. Полнота  оценки потерь от безработицы в производстве ВВП предполагает необходимость анализа их региональной структуры.

     В каждом регионе существует соответствующая  социально-экономическая ситуация, в том числе сложившиеся фактический  и естественный уровень безработицы.

     Для большинства людей потеря работы резко меняет жизнь, ставит их в очень тяжелое положение, как в моральном, так и в материальном плане (при отсутствии значительных сбережений снижается уровень жизни, приходится отказываться от многих привычных и необходимых самому человеку и его семье вещей и услуг, а в самом крайнем случае - просто не хватает денег на питание).

     Безработица означает потерю постоянно и регулярно  получаемого дохода. В условиях же, когда доходы находятся на низком уровне и человек не имеет возможности  создать какие-либо денежные и другие накопления, потеря постоянного источника средств существования является большой бедой.

Информация о работе Безработица в Республике Казахстан