Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:27, реферат
Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
2.2 Активные формы содействия занятости населения
В
целом рынок труда страны характеризуется
снижением уровня безработицы (в
том числе регистрируемого
В 2002 году завершена реализация трехлетней Программы по борьбе с бедностью и безработицей, в которой были заложены основы комплексного подхода к решению проблем занятости населения.
Учитывая, что основной причиной бедности в Казахстане является безработица, в деятельности по реализации Программы основной упор был сделан на принятие эффективных и адекватных мер по повышению занятости населения. При этом особое внимание уделялось безработной молодежи, людям старших возрастов, женщинам, сельским жителям.
Программа объединила усилия министерств и ведомств, акимов, неправительственных организаций по выполнению поставленных задач.
С
целью совершенствования
Итоги выполнения Программы с бедностью и безработицей за 2000-2002 годы свидетельствуют о достигнутых определенных успехах в работе по сокращению масштабов бедности и снижению уровня безработицы за счет осуществления активной политики занятости и оказания адресной помощи малоимущим гражданам, создания новых рабочих мест.
В целом по стране отмечается снижение уровня безработицы (с 13,5 % на начало действия Программы до 9,3 % - в 2002 году). За указанный период создано около 700 тыс. рабочих мест, обеспечен прирост численности занятого населения более чем на 500 тыс. чел.
Органами занятости в 2002 году трудоустроено 148,6 тыс. безработных против 143,1 тыс. - в предшествующем году. В среднем по стране уровень трудоустройства составил 41,0 % от обратившихся.
За отчетный период в общественных работах приняли участие 134,0 тыс. безработных (против 132,5 тыс. - в 2001 году). На профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации направлены 23,2 тыс. безработных, против 21,3 тыс. - в 2001 году.
В связи с введением в действие Закона РК "О государственной адресной социальной помощи" с января 2002 года отмечается рост обращений безработных к услугам органов по вопросам занятости, т. е. легализация безработицы
Вместе
с тем, наметилась тенденция снижения
доли зарегистрированных безработных.
Во многом это связано с ужесточением
требований к регистрации тех
граждан, кто желает получить адресную
социальную помощь, а не реальное содействие
в трудоустройстве.
3. Основные направления снижения безработицы.
Пути решения проблемы безработицы в Республике Казахстан.
Сейчас идут частые дебаты по поводу того, какой подход для решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.
Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.
Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. В городе Алматы из-за невозможности найти работу через организации по трудоустройству безработные и незанятое население сформировало свою «биржу труда» - это проспект Сейфуллина. Так не только в Алматы, но и в других районных центрах республики – я уверен. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если «челнокам» предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится.
Но
этого всего нельзя добиться без
поддержки народа Республики Казахстан.
Как сказал президент Н.А. Назарбаев
на презентации своей новой
Заключение
Важным
принципом с позиций
разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики;
неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.
Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении. Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения приростов численности населения трудоспособного возраста.
Забота
государства о достижении в стране
наиболее полной и эффективной занятости
как важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим
аспектом государственного регулирования
рынка труда, механизм формирования которого
будет постоянно совершенствоваться применительно
к новым условиям развития экономики,
структурной перестройки производства,
формирования эффективной социальной
политики.
Список литературы
1. А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 - 1995
2.
Е.Балацкий «Проблема
3. Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова «Безработица среди специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 - 1993
4.
И.В.Бестужев-Лада «Безработица
5.
Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реал
6. А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994
7.
А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Соц
8. И.Заславский «О пользе рынка труда», «Вопросы экономики» № 9 - 1991
9.
А.Карташева, Е.Кубишин «Ситуац
10. А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы», «Вопросы экономики», № 5 - 1995
11.Официальный
сайт Министерства Труда и
социальной защиты РК в