Безработица в Республике Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:27, реферат

Описание

Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.

Работа состоит из  1 файл

Безработица.doc

— 286.00 Кб (Скачать документ)

     2.2 Активные формы содействия занятости населения

     В целом рынок труда страны характеризуется  снижением уровня безработицы (в  том числе регистрируемого органами занятости), продолжающимся перераспределением рабочей силы между секторами  и отраслями экономики в пользу негосударственного сектора, ростом численности занятого населения.

     В 2002 году завершена реализация трехлетней Программы по борьбе с бедностью  и безработицей, в которой были заложены основы комплексного подхода  к решению проблем занятости  населения.

     Учитывая, что основной причиной бедности в Казахстане является безработица, в деятельности по реализации Программы основной упор был сделан на принятие эффективных и адекватных мер по повышению занятости населения. При этом особое внимание уделялось безработной молодежи, людям старших возрастов, женщинам, сельским жителям.

     Программа объединила усилия министерств и  ведомств, акимов, неправительственных  организаций по выполнению поставленных задач.

     С целью совершенствования механизма  ее реализации, а также учитывая предложения с мест в Программу были внесены существенные изменения и дополнения.

     Итоги выполнения Программы с бедностью  и безработицей за 2000-2002 годы свидетельствуют  о достигнутых определенных успехах  в работе по сокращению масштабов  бедности и снижению уровня безработицы за счет осуществления активной политики занятости и оказания адресной помощи малоимущим гражданам, создания новых рабочих мест.

     В целом по стране отмечается снижение уровня безработицы (с 13,5 % на начало действия Программы до 9,3 % - в 2002 году). За указанный период создано около 700 тыс. рабочих мест, обеспечен прирост численности занятого населения более чем на 500 тыс. чел.

     Органами  занятости в 2002 году трудоустроено 148,6 тыс. безработных против 143,1 тыс. - в предшествующем году. В среднем по стране уровень трудоустройства составил 41,0 % от обратившихся.

     За  отчетный период в общественных работах  приняли участие 134,0 тыс. безработных (против 132,5 тыс. - в 2001 году). На профессиональное обучение, переподготовку и повышение  квалификации направлены 23,2 тыс. безработных, против 21,3 тыс. - в 2001 году.

     В связи с введением в действие Закона РК "О государственной  адресной социальной помощи" с января 2002 года отмечается рост обращений  безработных к услугам органов  по вопросам занятости, т. е. легализация безработицы

     Вместе  с тем, наметилась тенденция снижения доли зарегистрированных безработных. Во многом это связано с ужесточением требований к регистрации тех  граждан, кто желает получить адресную социальную помощь, а не реальное содействие в трудоустройстве.  
 
 

     3. Основные направления снижения безработицы.

     Пути  решения проблемы безработицы в  Республике Казахстан.

     Сейчас  идут частые дебаты по поводу того, какой  подход для решения проблемы безработицы  нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.

     Для выхода из кризисной ситуации и подъема  производства необходимо активное участие  государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать  экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.

     Вторым  ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. В городе Алматы из-за невозможности найти работу через организации по трудоустройству безработные и незанятое население сформировало свою «биржу труда» - это проспект Сейфуллина. Так не только в Алматы, но и в других районных центрах республики – я уверен. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если «челнокам» предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится.

     Но  этого всего нельзя добиться без  поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент  Н.А. Назарбаев  на презентации своей новой стратегии  вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет». И думаю, что не только я соглашусь с этим высказыванием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Важным  принципом с позиций обеспечения  занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно  оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость. При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих  развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,  поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.). Одним из основных элементов формирования политики эффективной  занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:  оживление экономической ситуации и инвестиционной активности  в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе; совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей  получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных  пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся  молодежи и пенсионеров. В реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов  в экономике и развития новых форм собственности. Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей,  населения, западных инвесторов и т.д.). Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих  формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание  уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения. Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов.  Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда. В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности  федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному  учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей  предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения  образования, основанную на периодической смене учебного процесса  и производственной практики (опыт Германии), что позволит устранить  определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства. При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты нашей модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной  поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда);

     разная  скорость движения к рынку различных  отраслей и секторов экономики;

     неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

     Причем  роль государства заключается в  том, чтобы создавать на соответствующих  территориях такие правовые, экономические  и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть  населения в перемещении в нужном государству направлении. Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения  приростов численности населения трудоспособного возраста.

     Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной  занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

     1. А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 - 1995

     2. Е.Балацкий «Проблема безработицы  в переходный период», «Проблемы  теории и практики управления»,  № 1 -1993

     3. Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина,  Н.Кутепова «Безработица среди специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 - 1993

     4. И.В.Бестужев-Лада «Безработица? Не может быть!» М.: Знание, 1992

     5. Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице», «Человек и труд» № 9 - 1996

     6. А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994

     7. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989

     8. И.Заславский «О пользе рынка труда», «Вопросы экономики» № 9 - 1991

     9. А.Карташева, Е.Кубишин «Ситуация на рынке труда: направления развития», «Экономист» №12 -1992

     10. А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы», «Вопросы экономики», № 5 - 1995

     11.Официальный  сайт Министерства Труда и  социальной защиты РК в Интернете.

Информация о работе Безработица в Республике Казахстан