Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 12:27, реферат
Осуществляемый в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность. Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму.
Однако нельзя не учитывать и того, что определенная часть безработных получает пособие по безработице. Собственно, это единственный официальный источник доходов безработного, если, конечно он зарегистрирован в Государственной службе занятости. Выплата пособия может быть прекращена на срок до трех месяцев в случае: отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы, отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу и при этом не имеющих профессии, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва; явки безработного на перерегистрацию в алкогольном опьянении, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ.3
Став безработным, получающим пособие, человек сразу переходит в группу малоимущих, в особенности если он не может найти работу довольно длительное время, что, как правило, и происходит.
Последствием безработицы является и усиление конкуренции на рынке труда за наиболее престижные рабочие места. Ее высокий уровень может привести к тому, что отдельные и достаточно значимые группы населения будут вынуждены замещать непрестижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них будет носить "вынужденный" характер, а такой труда, как известно, не может быть высокоэффективным и обеспечивать необходимое качество работ.
Более того, в таких условиях не представляется возможным сформировать стабильные производственные коллективы, необходимость которых очевидна. Ориентация же на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям. Кроме того, безработица убивает инициативу человека, порождает у него неуверенность в завтрашнем дне, и своих силах и возможностях, снижает его трудовой и гражданский потенциал.
Экономические последствия безработицы для отдельного человека могут выразиться и в понижении цены рабочей силы, особенно в условиях увеличения продолжительности безработицы.
Известны
случаи, когда работодатели, особенно
на малых предприятиях, устанавливают
более продолжительную по сравнению
с установленной законом
В конечном счете рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства.
Однако вряд ли правомерно говорить о том, что все последствия безработицы в равной степени и всегда выступают исключительно как отрицательные и проявляются как потери. Безусловно, существует и позитивный аспект безработицы, который, как и многие негативные последствия, изучен недостаточно.
В этом случае безработный в определенной степени моральных потерь не несет, а материальные затраты зачастую просчитаны и с его точки зрения оправданы. Соответственно они и воспринимаются им по-другому, т.е. если эффект этих затрат положителен (или они "окупятся" в будущем), то пет основания говорить о каких-либо потерях.
Последствия безработицы могут иметь (и имеют) положительные результаты и для предприятий. Совершенно не обязательно, чтобы предприятие, сократившее или уволившее работника, оказалось в "минусе", наоборот, чаще всего оно выигрывает. В результате сокращения штатов (при модернизации производства, например) предприятие может обеспечить себе увеличение прибыли. "Избавившись" от не очень радивого работника, оно сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему на протяжении определенного периода времени, на налогах (в частности, подоходном) и т.д. Кроме того, уволив такого работника, предприятие может найти на рынке труда более квалифицированного пли интенсифицировать труд оставшихся членов коллектива.
Социальные последствия
Безработица уничтожает важнейшую компоненту привычного для граждан образа жизни - уверенности в праве на труд, в полной занятости, в трудоустройстве на интересную, выгодную работу.
При этом надо иметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющего большинства людей в недавнем прошлом была не только и не столько источником дохода, сколько делом чести, гражданской доблести человека. И, следовательно, лишение сегодня возможности трудиться - это еще и большая социальная трагедия.
В сознании людей появление безработицы неразрывно связано с экономическими реформами. Поэтому негативное отношение населения к безработице может выражаться и в неприятии процесса трансформации экономики. А это сужает социальную базу реформ, сдерживает рост экономики в стране.
Безработица приводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности. Безработица неразрывно связана с депрессией угнетенным, подавленным психическим состоянием. Наблюдается и связь уровня безработицы и разводов. При увеличении безработицы число разводов уменьшается.
Важным
социальным последствием безработицы
для человека является потеря постоянного
и регулярно получаемого
Безработица,
уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию
населения. А это противоречит понятиям
равенства как уравнительного распределения,
которое укоренилось в сознании миллионов
наших людей.
2 . Формы и методы регулирования безработицы
Основная задача проводимой высшими органами власти Казахстана социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами.
2.1 Рынок труда Республики Казахстан
Согласно предварительным данным Агентства Республики Казахстан по статистике за 2002 год численность экономически активного населения составила 7400,3 тыс. человек.
Число
занятых в экономике республики
составило 6709,6 тыс. человек, из которых
4030,3 тыс. человек – наемные работники.
|
Граждане, обратившиеся в органы занятости
В соответствии с данными региональных управлений труда, занятости и социальной защиты населения областей, гг. Алматы и Астана по состоянию на 1 января 2003 года в органы занятости за трудовым посредничеством обратилось 362,8 тыс. граждан, из них 136,5 тыс. человек или 37,6 процента являются жителями сельской местности.
В сравнении с данными за аналогичный период прошлого года число обратившихся граждан увеличилось на 30,1 тыс. человек или на 9 процентов.
Наибольшее
число граждан обратилось в уполномоченные
органы по вопросам занятости Карагандинской,
Алматинской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской
областей.
Безработные граждане, зарегистрированные в органах занятости
На 1 января т.г. численность безработных граждан, состоящих на учете в уполномоченных органах занятости, составила 193,7 тыс. человек, что в сравнении с данными на 1.01.2002 года меньше на 10,4 процента. Жители сельской местности в числе безработных граждан составили 40,7 процента.
В
абсолютном значении наибольшее число
безработных граждан
В сравнении с отчетными данными
на 1 января 2002 года численность зарегистрированных
безработных возросла в следующих
областях: Алматинской – на 5,4 тыс. человек
(на 46,5%), Атырауской – 1,4 (16,1%) , Актюбинской
– 1,5 (14,3%), Кызылординской – 1,1 (8,5%).
* общее число безработных за 3 квартал 2001 и 2002 гг. по данным Агентства РК по статистике
Трудоустройство безработных граждан
При
содействии органов занятости
Наибольшая доля трудоустроенных из числа обратившихся граждан наблюдается в г. Алматы – 86,5, Карагандинской области – 66,3 процента, Северо-Казахстанской – 59, Южно-Казахстанской – 50, Акмолинской – 47,8.
На 1 января 2003 года число оперативно обновляемых вакансий, помещенных «Информационно-аналитическим центром» Минтрудсоцзащиты РК на Web - сайте Енбек в сети Интернет, составило 5270.
На сайте Министерства база рынка предложений содержит информацию о профессиях 86 тыс. безработных граждан из числа зарегистрированных органами занятости.
Работодателям, в том числе привлекающим иностранную рабочую силу, предоставлена возможность получить информацию о специалистах по видам их занятий (профессий) и в разрезе регионов, также поместить объявления о требуемых им специалистах.
Оплачиваемые общественные работы
В течение 2002 года в оплачиваемых общественных работах приняли участие 134 тыс. безработных, что составляет 37 процента от числа обратившихся граждан в органы занятости. В сравнении с данными за 2001 год произошло увеличение участников общественных работ на 1,5 тыс. человек. Вместе с тем, за 2002 год доля принявших участие в общественных работах от числа обратившихся граждан на 2,8 процентных пункта меньше показателя 2001 года (39,8%).
Жители сельской местности в числе участников общественных работ составили 59,1 тыс. человек или 44,1 процента.
В течение 2002 года на проведение оплачиваемых общественных работ было заключено договоров с предприятиями и организациями на сумму 1479 млн. тенге. За выполненный безработными гражданами объем работ начислено 1428,3 млн. тенге, из которых фактически профинансировано – 1413 млн. тенге или 98,9 процент
Обучение и переподготовка безработных граждан
В течение 2002 года завершили обучение и переподготовку 24,2 тыс. зарегистрированных безработных граждан или 6,7 процента от численности обратившихся в органы занятости. В сравнении с данными за аналогичный период предыдущего года, количество безработных завершивших обучение в отчетном году больше на 4,4 тыс. человек.
Наибольшая доля прошедших профобучение и переподготовку из общего числа безработных граждан, обратившихся в органы занятости, приходится на гг. Астана, Алматы (14 и 22 процента соответственно), Алматинскую область – 12 процентов.