Безработица в России и ее роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:16, реферат

Описание

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ВИДЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ БЕЗРАБОТИЦЕ В РОССИИ.
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
4. ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
5. БЕЗРАБОТИЦА НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Безработица в России и ее роль.docx

— 65.93 Кб (Скачать документ)

    В ходе анализа этих проблем были выработаны определенные конструктивные предложения.

    Отсутствие  опыта и стажа работы.

    Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа  выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют  не только опыта работы, но и возможности  получения такого опыта.

    Решение этой проблемы мы видим в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В  настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.

    Альтернативой практике квотирования может стать  система условий, при которых  работодателям было бы выгодно брать  на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для  работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские  комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны  конкретные финансовые расчеты, которые  позволят определить стратегию реализации идеи.

    Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма  на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые  исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость  на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная  занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что  играет значительную роль на современном  рынке труда.

    Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает  служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет  оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые  согласны предоставить ему место  для практики. Чтобы реализовать  такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в  школах через уроки ОБЖ, посредством  создания соответствующей странички  в Internet.

    На  федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых  специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.

    Проблема  дискриминации женщин при приеме на работу.

    Проблема  заключается в том, что при  приеме на работу работодатели предпочитаю  брать на работу скорее мужчин, чем  женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается  молодая замужняя женщина, не имеющая  детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести  лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в  пользу других кандидатов.

    Изменить  ситуацию крайне трудно, предлагаются следующие решения проблемы.

    Прежде  всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности  женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать  с работодателем более успешно  и преодолевать предрассудки, ведущие  к дискриминации по половому признаку.

    Другим  предложением стало - использовать некие  обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут  стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.

    Еще одним решением проблемы может стать  в перспективе предоставление кадровыми  агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения  использование этих услуг для  работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения  представляется в настоящее время  проблематичным.

    Необходима  также реализация программ, позволяющих  уменьшить долю женщин в домашней работе и высвободить время для  профессиональной деятельности.

    Проблема  дисбаланса спроса и предложения  на рынке труда.

    Проблема  заключается в том, что существует несоответствие между тем, какие  специальности на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда  в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть  лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться  невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

    В данном случае наиболее важным представляется наличие у выпускников навыков, позволяющих быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться в процессе социализации личности, как в семье, так и во время обучения специальности.

    Другим  механизмом адаптации к требованиям  рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов  работодателями, что позволяет выпускникам  определиться с дальнейшим местом работы.

    Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать  с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых  специальностей.

    Создание  информационных систем, позволяющих  учитывать спектр вакансий, анализировать  их и прогнозировать ситуацию на рынке  труда тоже улучшит ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя муниципальной власти в группе.

    Проблема  адаптации на рынке  труда выпускников  вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии

    Проблема "вуз - армия - рынок" состоит в  том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении  военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место  работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных  причин не имеют возможности возобновить  свою квалификацию. В результате рынок  труда теряет квалифицированных  специалистов, а граждане, отслужившие  в армии - возможность получить достойную  работу. Частично это связано с  тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже  труда.

    В качестве возможных путей решения  было предложено разработать на муниципальном  уровне через департамент занятости  населения специальную программу  по адаптации на рынке труда выпускников  вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К реализации данной программы  могли бы подключиться общественные организации города. Одним из шагов  реализации подобной программы может  стать создание при общественных организациях консультативных центров  по вопросам трудоустройства для  рядовых запаса российской армии.

    Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых  людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный  уровень с соответствующими законодательными инициативами.

    Инфантилизм молодежи в поиске работы

    Молодые люди зачастую не имеют активной позиции  в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В  немалой степени это связано  с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда.

    Для решения этой проблемы предложено, прежде всего, раннее привлечение подростков к труду.

    Другим  важным моментом является необходимость  наличия у выпускников вузов  высокого уровня самоорганизации с  тем, чтобы в поиске работы иметь  возможность соответственно встречать  и преодолевать трудности, связанные  с не комфортностью предлагаемого  труда.

    Кроме того, для российского общества актуальной является работа по включению в общественном сознании механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде всего, в информировании молодежи о  принципах и технологиях поиска.

    Необходимо  проводить специальные курсы  для родителей с тем, чтобы  способствовать включению данного  механизма на уровне семьи.

    Проблема  неосведомленности  населения о своих  правах и возможностях в поиске работы.

    В настоящее время население крайне неудовлетворительно информировано  о возможностях поиска работы. При  этом играют роль как уже упоминавшаяся  пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими  работу гражданами своего положения  как неудачника и просителя. Кроме  того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда  явно недостаточно.

    В связи с этим необходимой представляется работа по широкому и доступному информированию населения о существующих на рынке  вакансиях. Также необходимо информирование о существующих возможностях получить такого рода информацию.

    В конечном итоге широкое информирование граждан о существующих возможностях и правах в поиске работы позволить  частично снять каждую из названных  проблем.

5. Безработица нашего времени.

 

    В нынешнее время, когда волна мирового экономического кризиса, захлестнув всю  мировую экономику, понемногу начинает отступать, проблема безработицы обостряется ещё сильнее.

    На  протяжении кризиса, начиная с октября 2009 года по нынешнее время, уровень  безработицы в России вырос с 5,6% до 8,2%. За этот период общая численность  уволенных достигла 950 тыс., человек. Цифра конечно существенная, но в  целом этот показатель не на много  выше чем в странах Евросоюза  и ниже чем у всех стран СНГ. Но статистика отражает лишь верхушку проблемы и если рассматривать безработицу  в России в разрезе экономического кризиса, то стоит выделить ряд негативных аспектов.

    Во-первых, кризис не только увеличил уровень  безработицы, но и понизил качество занятости. Предприятия с целью  экономии средств снижают уровень  заработной платы, при этом люди ощущая боязнь вообще потерять работу, идут на уступки. Так по данным Международной  организации труда в докризисное  время из 2,8 млрд., занятых людей  в мире около 1,5 млрд., были люди, живущие  на уровне бедности проживая на 2$ в  день. За период кризиса цифра бедно  живущего населения возросла на 300 млн., человек. И если тенденция снижения качества занятости продолжиться – выбраться из кризиса государству будет только сложнее. Т.к., многие работоспособные граждане выберут для себя не работу на предприятии с невысокой заработной платой, а пребывание дома на пособие по безработице или на альтернативных заработках. Тем самым будет затягиваться процесс восстановления экономики, которому потребуются квалифицированные кадры.

    Во-вторых, безработица 2010 в России носит не столько цикличный сколько системный  характер. Ведь цифра в 2,2 млн. не занятого населения (данные Росстата) не отражают всю глубину проблемы в России. По данным экспертов, в России насчитывается 26 млн., человек, которые нигде не работают и при этом не считаются  безработными. Они просто находятся  за пределами рынка труда. Эти  люди, живущие в основном в малых  городах и сёлах, существуют за счёт приусадебных участков и огородов, пенсий своих родителей, детских  пособий и случайных заработков. И данная проблема влечёт за собой  в большей степени социальные последствия, нежели экономические.

    В-третьих, безработица 2010 в России точно не пойдёт на спад в первой половине 2010 года. По официальным данным нашу страну ожидает еще, по крайней мере, полмиллиона  увольнений. И рассчитывать, что  дефицит рабочих мест не приходится. Даже по самым благоприятным сценариям  роста глобального ВВП и прироста рабочих мест глобальный рынок труда  восстановится не раньше чем через 3 года.

    Но  безработица 2010 – это не вторая волна  экономического кризиса, как может  сложиться мнение. Повышение уровня безработицы в данном случае является этапом выхода из кризиса. Этапом, когда  при снижении издержек предприятиями (ради выхода на рациональный уровень  своего производства) и повышении  производительности труда будет  высвобождаться рабочая сила.

Информация о работе Безработица в России и ее роль