Безработица в России и ее роль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 21:16, реферат

Описание

Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно. Например, большинство экономистов считает, что законы, предусматривающие высокую минимальную заработную плату, ведут к росту безработицы. Выявляя нежелательные побочные последствия той или иной государственной политики, экономисты могут помочь политикам оценить альтернативные варианты решения различных проблем.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ВИДЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
2. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ БЕЗРАБОТИЦЕ В РОССИИ.
3. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
4. ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКНИКОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
5. БЕЗРАБОТИЦА НАШЕГО ВРЕМЕНИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Безработица в России и ее роль.docx

— 65.93 Кб (Скачать документ)

    Поэтому повышение уровня безработица в 2010 году - это грядущая проблема, которая  всецело ляжет на плечи нашего общества. Нас могут ожидать такие  негативные её последствия, как обострение криминогенной обстановки, усиление социальной напряжённости, рост количества физических и душевных заболеваний, расслоение общества, снижение трудовой активности. При этом снизится уровень  жизни, а работники могут потерять свою квалификацию.

    Более всего безработица 2010 ударит по российской молодёжи, уже сейчас около трети  молодых людей не могут найти  работу. Данная проблема в России стоит  очень остро и требует системных  изменений, т.к., у нас практически  не налажен механизм адаптации молодёжи на рынке труда. У молодых людей  слишком завышены ожидания. А работодатели совершенно не спешат брать на работу человека без опыта. Данная проблема, на фоне мирового кризиса с серьёзным  дефицитом рабочих мест, и таких  проблем нашей молодёжи, как алкоголизм и наркомания, в России мы можем иметь «эффект потерянного поколения».

    Естественно все эти проблемы требуют решения. Причём правильные шаги нужны, как со стороны государства и власти, так и со стороны общества в  целом и каждого его члена в отдельности.

    И если мы говорили выше о безработице  как о социальной проблеме, то стоит  выделить те шаги, которые необходимо принять со стороны социума для  её преодоления. Первое, это поддержка  обществом каждого своего члена - не дать тому прозябать. А на время  безработицы предлагать варианты участия  в общественных организациях и занятости  в общественно полезном деле.

    Второе, попытаться снизить у людей чувства  страха перед потерей рабочего места. Пояснить, что держаться за экономически невыгодную работу – это только затягивать процесс выхода из кризиса  и убивать себя, как общественно  полезного специалиста. Третье, биржа  труда должна начать интенсивнее  способствовать трудоустройству граждан и их переквалификации.

    Каждый, кто стал безработным должен осознавать, что это не более чем временная  ситуация. И что это его шанс изменить жизнь к лучшему –  поменять профессию, обучится новым  навыкам или поднять свою квалификацию за счёт обучения, наконец, провести время  с семьёй. И набравшись сил покорять новые вершины.

    Кому  безработица грозит меньше всего, рейтинг  запросов работодателей на поиск  персонала с помощью SuperJob.ru (% от всех запросов):

    1. Менеджер по продажам (9,03%)

    2. Инженер (4,98%)

    3. Квалифицированный рабочий (4,57%)

    4. Бухгалтер (3,88%)

    5. Продавец (3,37%)

    6. Торговый представитель (3,23%)

    7. Неквалифицированный рабочий (2,49%)

    8. Водитель (2,09%)

    9. Секретарь (1,98%)

    10. Юрист (1,68%)

    11. Региональный представитель (1,67%)

    12. Менеджер по работе с клиентами  (1,56%)

    13. Врач (1,54%)

    14. Программист (1,52%)

    15. Медицинский представитель (1,52%)

    16. Менеджер по логистике  (0,83%)

    17. Дизайнер (0,79%)

    18. Оператор ПК / оператор call–центра (0,75%)

    19. Супервайзер (0,72%)

    20. Менеджер по закупкам (0,70%)

    Численность экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет в августе 2010 года составила 76,5 млн человек, или около 54% от общей численности населения страны, сообщается в исследовании Росстата, посвященном занятости и безработице в Российской Федерации в августе 2010 года.

    В число экономически активного населения  включаются как занятые, так и  безработные граждане. Из них 5,2 млн человек классифицировались как безработные с применением критериев МОТ, то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю.

    По  сравнению с июлем 2010 г. численность  занятого населения увеличилась  на 374 тысячи человек, или на 0,5%, а  численность безработных сократилась  на 109 тысяч человек, или на 2%.

    Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 3,1 раза превышала численность  безработных, зарегистрированных в  государственных учреждениях службы занятости населения. В конце  августа 2010 г. в государственных  учреждениях службы занятости населения  были зарегистрированы в качестве безработных 1,705 миллиона человек.

    Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, 64% безработных ищут работу самостоятельно без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращаются в службы занятости в поисках  работы, чем женщины. Среди безработных  мужчин доля ищущих работу с помощью  служб занятости в августе 2010 года составила 34%, среди безработных  женщин - 38%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и  знакомых - его используют более половины безработных.

    Средний возраст безработных в августе  составил 34,1 года. Молодежь до 25 лет  составляет среди безработных одну треть. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном  округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе. При этом в Чечне уровень безработицы составил 42,3%, в Ингушетии - 52%, в то время как в Москве - лишь 1,3%. 

Скрытая безработица

    Характерной чертой безработицы в России в  кризисный период является то, что  она значительно ниже, чем можно  было бы ожидать из уровня спада  производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада  промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства.

    Наибольшими масштабами скрытой безработицы  отличаются регионы Дальнего Востока. Дороговизна выезда из региона для  работника и сложность привлечения  новой рабочей силы для работодателя определяет то, что последние склонны  содержать часть фактически не работающего  персонала просто “на всякий случай”. Среди жителей Северо-Востока и Дальнего Востока заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и даже авантюризму. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этого какой-либо “конторе”, в т.ч. службе занятости. Кроме этого более рисковый склад характера здешних жителей ведет к их большей занятости во вновь нарождающихся (и поэтому еще не регистрируемых) сферах занятости, а также в криминальной сфере.

    Минимальная скрытая безработица свойственна  промышленно развитым районам Сибири и Урала. Во-первых, в этом проявляются  последствия более низкой занятости  в сельском хозяйстве, которому скрытая  безработица свойственна в наибольшей степени. Во-вторых здесь более выражен  миграционный отток избытка рабочей  силы.

    На  Европейской части страны имеются  две крупных зоны скрытой безработицы - степные регионы низовий Волги  и Дона, и северо-западный экономический  район, включая Калининградскую  область.  

Структурная безработица

    Считается, что показатель безработицы может  применяться как индикатор уровня развития процесса реструктуризациии в экономике. Традиционная экономическая школа обычно ограничивается при этом показателем числа ищущих работу на одну вакансию. Гораздо более эффективным методическим приемом, позволяющим индицировать структурные изменения на рынке труда является показатель поляризации, то есть учет одновременного роста, как уровня безработицы, так и уровня предложения новых рабочих мест.

    Приведенная карта показывает наибольшие значения этого индекса в регионах с  развитым военно-промышленным комплексом, что отражает спад потребности в  квалифицированных рабочих и  специалистах при росте предложения  мест с малоквалифицированным трудом. Это Московская, Владимирская и Калужская  области с сочетанием военной промышленности и высокого научно-технического потенциала; Удмуртия, Кировская область, Хабаровский край с развитым военно-промышленным комплексом; Калининградская и Камчатская области - оборонные анклавы страны, где высока численность военных, включая специалистов по наиболее современным видам вооружения и средствам связи.

    Обратное  соотношение при высокой безработице  характерно для лишенных интеллектоемкой промышленности Калмыкии, Дагестана, Осетии, Ивановской, Псковской, Астраханской и Курганской областей, а также Коми-Пермяцкого округа. При этом в Калмыкии, Курганской области и Коми-Пермяцком округе существует и наиболее высокая скрытая безработица.

 

    

Заключение

 

    Важнейшим показателем – индикатором социально-демографической  безопасности выступает уровень  безработицы. Возникновение безработицы  в России связано с развитием  рыночных отношений и, прежде всего, рынка труда. В качестве материальной предпосылки безработицы выступают  спад производства и структурные  преобразования в экономике. Масштабы безработицы оцениваются по ряду критериев: регистрация безработных  в службе занятости; незанятость  и активный поиск работы независимо от факта регистрации (по методологии  МОТ); отсутствие работы, независимо от наличия официального статуса занятости (в случае отпусков и неполного  рабочего дня по инициативе нанимателя). Показательно, что в нашей стране безработица измеряется не с помощью  обследования, а количеством безработных, зарегистрированных государственной  службой занятости.  Опыт прибалтийских  стран свидетельствует, что такое  прямое измерение приводит к недооценке действительного уровня безработицы, поскольку из-за низких пособий по безработице, люди не спешат регистрироваться. Если западные страны обеспокоены щедростью  социальных пособий по безработице, что может снижать стимулы  к поиску нового рабочего места и  увеличивает продолжительность  безработицы, то в России нищенские  пособия способствуют сохранению невысокого официального уровня безработицы. Таким  образом, низкий уровень безработицы  в большей мере связан с действующей  системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, как правило, низкооплачиваемых  рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной  рабочей силы на рынок труда.

    Очевидно, чем более оперативный и кратковременный  характер носит та или иная проблема занятости, тем выше вероятность  использования прямого административного  воздействия. Поскольку решение  вопроса о  наличии избыточной занятости в отечественной экономике  является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при  разработке концепции регулирования  экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:

    • макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
    • государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово – кредитными методами;
    • регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
    • регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.

    Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать  уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет  способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий  и региональных центров занятости  населения. Нельзя сказать, что в  настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые  инициируются лишь государственной  службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это  в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений  и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для  таких кадровых служб.

Информация о работе Безработица в России и ее роль