Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:06, курсовая работа
Данной проблеме нужно глубокое научное исследование, всесторонний теоретический анализ и выработка практических рекомендаций, с помощью которых может быть разработана и эффективно реализована политическая и экономическая программа, направленная на обеспечение занятости страны.
Следовательно, анализ и изучение проблем Российской безработицы - цель этой работы.
Наша цель требует решения таких задач:
раскрыть понятие безработицы и ее роль в современной рыночной экономике, классификацию безработицы;
обзор основных тенденций рынка труда России и обозначение наиболее актуального направления борьбы с безработицей;
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗРАБОТИЦЫ - 5 -
1.1. Безработица, основные понятия. - 5 -
1.2. Показатели безработицы, виды, причины ее возникновения. Возможные последствия. - 6 -
2. БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. - 16 -
2.1.Характерные черты безработицы в России - 16 -
2.2. Факторы, способствующие безработице в России. - 20 -
2.3. Динамика безработицы в России - 22 -
3.МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ - 25 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 29 -
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - 31 -
Вместе с ростом открытой безработицы происходят изменения в общественном сознании, растет обеспокоенность людей угрозой массовой безработицы, потерей своих рабочих мест и социального статуса. По данным социологических исследований среди проблем, вызывающих наибольшую озабоченность россиян, безработица наряду с преступностью и ростом цен занимает одно из ведущих мест.
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
1. подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
2. частичная принудительная
3. условная безработица (
4. временная безработица (
5. потенциальная безработица (в
связи с выходом на
6. безработица в связи с
7. безработица структурная (
8. вынужденная безработица (
9. безработица вследствие
10.
безработица вследствие
11.
безработица членов семей
12.
безработица в закрытых
13.
первичная безработица (
14.
безработица молодежи, отчисленной
из учебных заведений или
15.
безработица вследствие
16.
безработица субъективная
17.
безработица вследствие
18.
безработица специалистов
19. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
20.
безработица тех, кто после
длительного перерыва хочет
21.
безработица вследствие
22.
безработица в связи с
Здесь перечислены далеко не
все реально существующие пути
пополнения армии
При
рассмотрении вопроса динамики безработицы
России, нужно обратить внимание на
особенности социально-
Рыночной экономике
При переходе к
Росстат, с учетом предварительных итогов Всероссийской переписи населения 2010г., произвел оценку численности постоянного населения на 1 января 2010г., на 1 января 2011г. и в среднем за 2010 год. Оценка произведена по всему населению, городскому и сельскому населению в разрезе субъектов Российской Федерации. На начало 2011г. численность населения Российской Федерации составляла 142,9 млн. человек и уменьшилась за 2010г. на 48,3 тыс. человек, или на 0,03%.
Численность экономически активного населения в апреле 2011г. составила, по итогам обследования населения по проблемам занятости, 75,1 млн. человек, или около 53% от общей численности населения страны, в их числе 69,7 млн. человек, или 92,8% экономически активного населения были заняты в экономике и 5,4 млн. человек (7,2%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,6 млн. человек.
Уровень безработицы населения по субъектам Российской Федерации, в среднем за год | |||||||||||
(по данным выборочных
обследований населения по |
|||||||||||
В процентах | |||||||||||
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Российская Федерация | 10,6 | 9,0 | 7,9 | 8,2 | 7,8 | 7,2 | 7,2 | 6,1 | 6,3 | 8,4 | 7,5 |
Центральный федеральный округ | 7,8 | 6,0 | 5,1 | 5,1 | 4,6 | 4,3 | 4,1 | 3,1 | 3,6 | 5,8 | 4,7 |
Белгородская область | 6,1 | 6,4 | 8,1 | 8,2 | 5,9 | 6,0 | 5,6 | 4,2 | 4,1 | 4,8 | 5,2 |
Брянская область | 13,4 | 9,8 | 8,6 | 7,4 | 8,8 | 6,7 | 6,8 | 6,5 | 6,5 | 10,7 | 8,0 |
Владимирская область | 12,0 | 10,2 | 10,4 | 10,1 | 9,1 | 9,0 | 10,9 | 6,9 | 5,6 | 8,8 | 6,2 |
Воронежская область | 10,1 | 9,6 | 8,9 | 8,1 | 8,6 | 7,5 | 5,5 | 5,2 | 5,3 | 8,6 | 7,5 |
Ивановская область | 10,4 | 5,9 | 6,9 | 6,6 | 4,6 | 6,8 | 4,2 | 4,5 | 5,1 | 10,8 | 7,6 |
Калужская область | 8,8 | 6,1 | 6,6 | 6,2 | 6,3 | 5,7 | 5,6 | 5,0 | 4,8 | 6,2 | 6,5 |
Костромская область | 8,8 | 5,9 | 5,0 | 6,2 | 5,9 | 4,8 | 5,0 | 3,3 | 5,1 | 8,3 | 6,2 |
Курская область | 10,5 | 10,5 | 7,1 | 8,5 | 7,4 | 7,1 | 7,3 | 4,9 | 6,4 | 8,8 | 8,2 |
Липецкая область | 8,7 | 6,4 | 4,9 | 4,4 | 4,2 | 8,0 | 4,9 | 2,8 | 4,9 | 5,6 | 4,5 |
Московская область | 7,8 | 5,6 | 4,4 | 4,4 | 3,7 | 3,3 | 3,0 | 2,0 | 2,8 | 4,9 | 3,3 |
Орловская область | 8,6 | 7,9 | 6,7 | 7,8 | 5,9 | 6,1 | 6,0 | 5,8 | 6,0 | 9,9 | 9,0 |
Рязанская область | 9,5 | 10,9 | 8,1 | 8,3 | 5,8 | 5,3 | 5,2 | 4,0 | 5,5 | 9,2 | 8,4 |
Смоленская область | 12,3 | 9,9 | 11,1 | 10,8 | 9,1 | 7,8 | 8,0 | 6,5 | 7,1 | 7,7 | 7,4 |
Тамбовская область | 8,3 | 12,0 | 9,5 | 9,0 | 9,6 | 8,5 | 8,7 | 8,8 | 9,2 | 9,1 | 7,9 |
Тверская область | 9,1 | 7,5 | 4,7 | 6,6 | 5,3 | 5,9 | 4,5 | 4,2 | 5,1 | 7,7 | 6,6 |
Тульская область | 10,0 | 5,3 | 6,1 | 5,3 | 4,6 | 5,0 | 2,7 | 2,6 | 3,5 | 6,1 | 5,8 |
Ярославская область | 7,4 | 6,7 | 3,8 | 5,6 | 4,7 | 4,0 | 3,0 | 3,4 | 6,0 | 8,0 | 7,6 |
г. Москва | 3,9 | 2,1 | 1,4 | 1,3 | 1,6 | 0,8 | 1,6 | 0,8 | 0,9 | 2,7 | 1,7 |
11
Для снижения безработицы государство применяет различные методы, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д. Данные методы можно классифицировать следующим образом: активные и пассивные.
Активные методы нацелены на создание дополнительных рабочих мест, организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров в соответствиями с требованиями современной экономики; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров, создание рабочих мест для молодежи, субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите и т.д.
Пассивные
методы включают создание системы социального
страхования и материальной помощи
безработным. Система социального
страхования предусматривает
Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует определить, какие виды политики непосредственно воздействуют на уровень безработицы в стране. На основе данного критерия выделим следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения. Данные виды политики государства тесно взаимосвязаны между собой и в совокупности определяют влияние на уровень занятости населения.
Обращаясь
к методам минимизации
Макроэкономическая политика:
✓ Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников. Способами увеличения спроса являются:
▪ стимулирование роста экспорта (с помощью регулирования ставок таможенных пошлин и тарифов),
▪ льготное налогообложение,