Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении бизнес планирования, выявлении влияния экономического анализа на бизнес-план и в анализе финансовой деятельности предприятия.
В рамках вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены цели, задачи и источники информации бизнес-плана;
охарактеризована структура и последовательность разработки бизнес-плана;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Цели, задачи и источники информации бизнес-плана
1.2 Структура или последовательность разработки бизнес-плана
1.3 Роль экономического анализа в бизнес планировании
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ АБРАЗИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.2.1 Анализ прибыли по составу и в динамике
2.2.2 Влияние факторов на прибыль от продаж
2.2.3 Влияние факторов на прибыль до налогообложения
2.2.4 Анализ изменения чистой прибыли за счет факторов
2.2.5 Анализ рентабельности продаж
2.2.6 Анализ рентабельности функционирующего капитала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ | 3 | |
|
| |
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ | 6 | |
| 1.1 Цели, задачи и источники информации бизнес-плана | 6 |
| 1.2 Структура или последовательность разработки бизнес-плана | 9 |
| 1.3 Роль экономического анализа в бизнес планировании | 13 |
|
|
|
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ АБРАЗИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ» | 17 | |
| 2.1 Краткая характеристика предприятия | 17 |
| 2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия | 18 |
| 2.2.1 Анализ прибыли по составу и в динамике | 18 |
| 2.2.2 Влияние факторов на прибыль от продаж | 20 |
| 2.2.3 Влияние факторов на прибыль до налогообложения | 20 |
| 2.2.4 Анализ изменения чистой прибыли за счет факторов | 21 |
| 2.2.5 Анализ рентабельности продаж | 22 |
| 2.2.6 Анализ рентабельности функционирующего капитала | 22 |
|
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 24 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 26 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
С переходом России на рыночную экономику все чаще организации сталкиваются с необходимостью разработки бизнес-планов, тогда как за рубежом в странах с развитой рыночной экономикой бизнес-планы давно заняли достойное место. Все чаще интерес к бизнес планированию проявляют руководители организаций и предприятий всех форм собственности, предприниматели, банковские и страховые структуры. Бизнес-план вошел в практику российского предпринимательства как инструмент стратегического планирования и необходимый документ для ведения деловых переговоров с инвесторами, кредиторами, а также как информация для государственных управляющих органов.
Бизнес – план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес – план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? [12, с. 29]
Чтобы достигнуть поставленных целей в бизнесе и обеспечить эффективность и рентабельность инвестиционных вложений необходимо использовать широкий арсенал методов, приёмов и процедур экономического анализа. Четкое проведение анализа позволяет углубить и детализировать отдельные стороны процесса формирования необходимой информации для принятия управленческих решений. Экономический анализ выступает основной составляющей любой из функций управления, в том числе и бизнес планирования.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что планирование на сегодняшний день является неотъемлемой частью бизнеса, и для процветания любой организации важен серьезный подход к планированию, который создаст основу для устойчивого и эффективного бизнеса.
Цель данной работы заключается в изучении бизнес планирования, выявлении влияния экономического анализа на бизнес-план и в анализе финансовой деятельности предприятия.
В рамках вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены цели, задачи и источники информации бизнес-плана;
охарактеризована структура и последовательность разработки бизнес-плана;
исследована роль экономического анализа на бизнес планирование;
дана краткая характеристика ОАО «Завод по производству абразивных инструментов»;
проанализированы финансовые результаты деятельности предприятия;
сделаны соответствующие выводы по анализу.
Объектами курсовой работы являются экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Предметом работы выступает причинно-следственная связь экономических явлений и процессов.
В процессе написания курсовой работы автором изучены труды российских экономистов по проблемам бизнес планирования. Также использованы: федеральный закон «О бухгалтерском учете», журналы, методические пособия, научные статьи.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, поставлены цели и описана структура курсовой работы.
В первой главе рассматриваются основные цели и задачи бизнес-плана, его структура, а так же взаимосвязь экономического анализа и бизнес планирования.
Вторая включает в себя краткую характеристику ОАО и анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
В заключении описаны основные выводы, сделанные исходя из поставленных задач курсовой работы.
Работа представлена на 28 страницах, содержит 6 таблицы, 2 рисунка, 20 списков использованных источников, 2 приложения.
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Цели, задачи и источники информации бизнес-плана
В настоящее время планирование деятельности организации является неотъемлемой частью любого делового предприятия не зависимо от его масштабов и сферы деятельности. Для того чтобы вновь созданная фирма или уже стабильно действующая организация смогли подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, а так же уменьшить риски, связанные с достижением поставленных целей – все чаще прибегают к бизнес планированию.
В условиях рыночной экономики бизнес-план является рабочим инструментом, который используется во всех сферах предпринимательства. В бизнес-плане описываются основные направления фирмы, способы достижения поставленных задач и целей, повышение эффективности производственных процессов, увеличение прибыли и т.д. Хорошо продуманный и разработанный бизнес-план поможет фирме вырасти, завоевать новые позиции рынка, в котором она функционирует, разработать перспективные направления своего развития.
Итак, бизнес-план – это письменный документ, который представляет собой стратегический план создания и/или развитие бизнеса компании. Он отражает текущее состояние, цели и стратегию их достижения, предполагаемые потребности и ожидаемые результаты развития бизнеса компании. [12, с. 37]
Главная цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. [5]
Другими целями разработки бизнес-плана могут быть, например:
получение заемных средств или привлечение инвестиций;
определение степени реальности достижения намеченных результатов;
доказательство целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте, и другие.
Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;
сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены организацией потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
выявить соответствие изменения кадрового состава организации ее потребностям, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
определить состав маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
предусмотреть трудности, “подводные камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана. [2, с. 97]
Каждая задача бизнес-плана может быть решена только при взаимодействии с другими. Процесс составления данного документа позволяет тщательно проанализировать деятельность и эффективность предприятия во всех деталях.
Состав, содержание и качество информации, привлекаемой для составления бизнес-плана имеют определяющую роль в обеспечении действительности, наглядности и надежности бизнес планирования. Важное место в информационном обеспечении бизнес-плана принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы, их результаты. Таким образом, при составлении бизнес-плана основными источниками информации будут являться: бухгалтерский баланс (форма №1), отчет о прибылях и убытках (форма №2) и отчет о движении денежных средств (форма №4).
Бухгалтерский баланс предприятия (форма №1) является основной отчетной формой. Данный документ позволяет получить достаточно наглядное и непредвзятое представление об имущественном и финансовом положении предприятия. В балансе отражается состояние средств предприятия в денежной оценке на определенную дату в двух разрезах: по составу (виду) и по источникам формирования, т.е. одна и та же сумма средств, находящихся в распоряжении предприятия, представлена двояко, что дает возможность получить представление о том, куда вложены финансовые ресурсы предприятия (актив баланса) и каковы источники их происхождения (пассив баланса). [3, с. 38]
Отчет о прибылях и убытках (форма №2) содержит сравнение суммы всех доходов предприятия от продажи товаров и услуг или других статей доходов и поступлений с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года. Результатом данного сравнения являются валовая (балансовая) прибыль или убытки за период.
Отчет о прибылях и убытках дает представление о тенденциях развития фирмы, ее финансовых и производственных возможностях не только в прошлом и настоящем, но и в будущем. [3, с. 48]
В отчете о движении денежных средств (форма №4) приводятся изменения, произошедшие с денежными средствами от одной даты составления бухгалтерского баланса до другой, т.о. можно сказать, что данный отчет является дополнением бухгалтерского баланса. Информация о движении денежных средств организации полезна в качестве базы для оценки ее способности привлекать и использовать денежные средства.
1.2 Структура или последовательность разработки бизнес-плана
Для создания нового предприятия или для продолжения деятельности старого необходимо продумать стратегию, соизмерить имеющийся энтузиазм с наличными ресурсами и возможными угрозами со стороны «внешнего мира». Все это позволит избежать таких ошибок как нехватка капитала для дальнейшего существования фирмы, отрицательное сальдо баланса наличных средств, нерациональное размещение предприятия и т.п. Решению подобных задач посвящено планирование.
Процесс планирования не может существовать в отрыве от основной деятельности, он опирается на нее и вносит изменения. Особенность планирования заключается в его непрерывности (Рисунок 1). Работа без плана есть реакция на текущие события, деятельность на основе плана – реакция на запланированные события и, в меньшей степени, на непредвиденные. [4, с. 9]
Рисунок 1 – Непрерывность процесса планирования
Одной из наиболее удачных и наглядных форм планирования в рыночной экономике стала разработка бизнес-плана.