Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 15:07, курсовая работа
Цель данной работы заключается в изучении бизнес планирования, выявлении влияния экономического анализа на бизнес-план и в анализе финансовой деятельности предприятия.
В рамках вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
рассмотрены цели, задачи и источники информации бизнес-плана;
охарактеризована структура и последовательность разработки бизнес-плана;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Цели, задачи и источники информации бизнес-плана
1.2 Структура или последовательность разработки бизнес-плана
1.3 Роль экономического анализа в бизнес планировании
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ АБРАЗИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.2.1 Анализ прибыли по составу и в динамике
2.2.2 Влияние факторов на прибыль от продаж
2.2.3 Влияние факторов на прибыль до налогообложения
2.2.4 Анализ изменения чистой прибыли за счет факторов
2.2.5 Анализ рентабельности продаж
2.2.6 Анализ рентабельности функционирующего капитала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В зависимости от выбранных направлений и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, т.е. степень его детализации может быть различной. В некоторых случаях бизнес-план требует менее детальной проработки, и часть разделов может вообще отсутствовать. В других случаях бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования. Очевидно, что чем крупнее предприятие, чем сложнее его финансовая деятельность, тем более детальная и обоснованная должна быть разработка разделов плана, соответственно бизнес-план небольшого предприятия по составу, структуре и объему может быть значительно проще.
Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих параметров:
Титульный лист: заголовок плана, дата его подготовки, составитель плана, полное название и адрес фирмы, имя предпринимателя, телефон;
Резюме;
Идея (сущность) предлагаемого проекта: общие исходные данные и условия, описание образца нового товара, оценка опыта предпринимательской деятельности;
Оценка рынка сбыта: описание потребителей нового товара, оценка конкурентов, оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов;
План маркетинга: цели маркетинга, стратегия маркетинга, финансовое обеспечение плана маркетинга;
План производства: изготовитель нового товара, наличие и требуемые мощности производства, материальные факторы производства, описание производственного процесса;
Организационный план: организационно-правовая форма собственности фирмы, организационная структура фирмы, распределение обязанностей, сведения о партнерах, описание внешней среды бизнеса, трудовые ресурсы фирмы, сведения о членах руководящего состава;
Финансовый план: план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат, сводный баланс активов и пассивов фирмы, график достижения безубыточности, стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование), оценка риска и страхование;
Приложение. [16]
Оглавление – это наиболее читаемая часть бизнес-плана, после титульного листа и резюме. Оно должно дать чёткое представление о всём содержании бизнес-плана.
С резюме начинается изложение содержательной части проекта. Это своего рода реклама проекта, а потому оно должно содержать убедительные доказательства его привлекательности. [7, с. 84] Ознакомление с резюме должно дать наиболее четкое и полное представление о содержании всего бизнес-плана.
При описании идеи предлагаемого проекта организации дается характеристика товара, приводится область его применения, какую потребность удовлетворяет, а также второстепенные области применения. Продукт характеризуется с точки зрения его качества (надежности, простоты эксплуатации, процента брака и т.п.), внешнего оформления и упаковки, патентной защищенности. Описываются преимущества планируемого к производству товара, его сильные и слабые стороны в сравнении с другими товарами. [5]
Раздел «оценка рынка сбыта» посвящается исследованию и анализу рынка, конкуренции на нем и т. д. В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных покупателей. Определяются приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке, – качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т. п.
В разделе «план маркетинга» приводят информацию о маркетинговой стратегии и маркетинговом комплексе и программе действий (тактическое планирование) организации. Важное место занимают аспекты, связанные с созданием конкурентоспособного предложения и его постоянным обновлением. Исходным моментом являются определение потребностей целевых покупателей и эффективное удовлетворение их посредством продуктов рыночной новизны. [10, с. 103]
Раздел «план производства» призван для отражения места производства продукции, программы производства и реализации продукции с указанием объемов производства, необходимых производственных мощностей (зданий, сооружений, оборудования и т.д.), условий их приобретения и потребности в обновлении. Указываются возможные затруднения при организации производства, даются разъяснения по поводу выбора поставщиков сырья и обоснования принятия данных решения, так же указываются издержки производства и динамика их изменений.
В разделе «организационный план» указывается система управления фирмой и ее кадровой политикой. Дается обоснование организационной структуре, производится ее оценка. Организационная структура должна быть по возможности простой, четкой и легко обозримой, охватывать по возможности минимальное количество промежуточных звеньев, не должна быть громоздкой, обеспечивать условие подготовки менеджеров на перспективу. [5]
Раздел “Финансовый план” должен содержать прогноз движения денежных потоков от реализации бизнес-плана (поступления и выплаты по операционной финансовой и инвестиционной деятельности) и описание текущего финансового состояния организации. Кроме того, составляют план доходов и расходов, в который включают прогноз объема продаж и оценку всех статей расходов, а также данные о предполагаемом объеме инвестиций по проекту с указанием источников финансирования. [10, с. 116]
Заканчивается бизнес-план «приложением», куда могут войти финансовые расчеты, не приведенные выше, документы, подтверждающие и разъясняющие сведения, представленные в бизнес-плане, рекламная информация, а также дополнительная информация представленная разработчиком по своему усмотрению.
1.3 Роль экономического анализа в бизнес планировании
Экономический анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой систему знаний, связанную с исследованием взаимозависимости экономических явлений, выявлением положительных и отрицательных факторов и измерением степени их влияния, резервов, упущенных выгод, изучением тенденций и закономерностей в деятельности организаций.
Для понимания сущности экономического анализа хозяйственной деятельности следует рассмотреть его научную и практическую составляющие. Такое разделение необходимо, поскольку научная и практическая деятельность в общем случае представляют собой различные виды деятельности, имеющие разные цели, средства и предметы деятельности, и выполняются различными субъектами деятельности. Рассмотрим схему, раскрывающую понятие деятельности (Рисунок 2). [2, с. 14]
Рисунок 2 – Схема общей структуры деятельности
Структура деятельности – это целостное единство элементов и их связей, реализующих деятельность, - включает в себя цель, средство, результат и сам процесс.
Важным элементом схемы является цель, представляющая информационный образ конечного продукта деятельности. Под субъектом деятельности понимают элемент любого уровня социальной структуры: социальный индивид, группа. Предметом деятельности является любой материальный или идеальный объект, на который деятельность направлена или который осмысленно и активно преобразуется субъектом. Средство деятельности – это любой объект, который направляет деятельность субъекта и активно и осмысленно используется им. [2, с. 15]
Процесс планирования, ровно, как и сам бизнес-план, неразрывно связан с экономическим анализом, который, по сути, является основой планирования. При составлении плана используется все виды анализа: горизонтальный и вертикальный, трендовый, анализ относительных показателей и сравнительный анализ.
В момент планирования экономический анализ играет важную роль при составлении плана производства, при исследовании и анализе рынка и конкурентной среды, при составлении финансового плана и стратегии.
Рассмотрим задачи экономического анализа в рамках структуры бизнес-плана. При составлении резюме задачей с точки зрения экономического анализа является комплексная оценка эффективности проекта, определение его выгодности и рискованности с учетом влияния на платежеспособность организации. В рамках раздела «рынки сбыта» дается анализ своевременной экономической ситуации в отрасли и тенденции изменений на рынке, так же устанавливаются потенциальные потребители и рыночная конъюнктура, выбираются стратегические партнеры на основе анализа их платежеспособности и деловой репутации.
При рассмотрении плана маркетинга в экономическом анализе учитывается факторный анализ состояния рынков сбыта, обоснование рыночной ниши, прогноз продаж. Дается обоснование ценовой политики с учетом требований к качеству и анализа формирования себестоимости, так же анализируются методы реализации и их эффективность. При планировании производства даются разъяснения по поводу выбора производственного процесса и ассортиментной программы, анализируется обеспеченность ресурсами, фонд заработной платы, обеспеченность экологической и технической безопасности.
Задачами экономического анализа при рассмотрении организационного плана являются: анализ структуры управления и организации производства, обоснование распределения функциональных обязанностей между работниками предприятия, разработка обоснованных первоочередных мер по развитию бизнеса. И наконец, при составлении финансового плана оценивается платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость и деловая активность фирмы. Разрабатываются бюджеты предприятия, устанавливается баланс денежных расходов и поступлений, дается анализ средств по источникам финансирования, выявляются финансовые резервы для укрепления финансового положения. Так же в рамках данного раздела разрабатывается программа безубыточного производства, определяются возможные риски и меры по им минимизации, дается оценка эффективности страховой деятельности. [5, с. 116]
2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ АБРАЗИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»
2.1 Краткая характеристика предприятия
ОАО «Завод по производству абразивных инструментов» специализируется на производстве абразивного инструмента, выпускает следующие виды продукции: шкуры шлифовальные водостойкие на тканевой основе; шлифовальные ленты; лепестковые круги; усеченные шлифовальные конуса; товары народного потребления.
За отчетный год предприятие освоило выпуск лепестковых кругов, тем самым, расширив ассортимент выпускаемой продукции. Номенклатура товарной продукции за отчетный период: шкура шлифовальная, шлифоизделия, диски из объемного шлифовального полотна, круги лепестковые, товары народного потребления и прочая продукция. Так же освоен выпуск шлифовальных пакетов ПШ 300х17,5, которые предназначены для обработки наружных поверхностей от окалины, заусенцев, зачистки под дефектоскопию ответственных деталей атомных трубопроводов. Проведена модернизация рабочих мест по приготовлению и применению эпоксидной композиции в целях создания безопасных условий труда, организована мастерская по ремонту и изготовлению вентиляционных систем, ведутся постоянные работы по повышению качества продукции и улучшению условий труда.
Поставка продукция ОАО «Завод по производству абразивных инструментов» осуществляется во все регионы страны, а также в страны СНГ (всего 62 региона).
Из всех поступивших претензий и исков по качеству продукции, вина не была признана в установленном законом порядке ни по одному из исков.
Тогда как все исковые требования предприятия были удовлетворены в претензионном порядке посредством арбитражного суда.
В общем за отчетный период рентабельность ОАО выросла в основном за счет роста объёма производства и повышения удельного веса шлифовальной шкурки в общем объёме товарной продукции. Отпускные цены на продукцию не увеличивались.
2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
2.2.1 Анализ прибыли по составу и в динамике
Для того, что бы произвести расчеты по анализу состава, динамики и плана на прибыль (Таблица 1), воспользуемся выпиской из формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение А).
Таблица 3 – Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли
Показатель | Фактически за прошлый год | Фактически в отчётном периоде | Отклонение (+; -) | В % к прошлому году |
---|---|---|---|---|
А | 1 | 2 | 3 | 4 |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. | 56273 | 92346 | 36073 | 64,10 |
2. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. | 45470 | 74351 | 28881 | 63,52 |
3. Себестоимость в % к выручке | 80,80 | 80,51 | -0,29 | 0,36 |
4. Коммерческие расходы | 682 | 45 | -637 | 93,4 |
5. Коммерческие расходы в % к выручке | 1,21 | 0,05 | -1,16 | 95,87 |
6. Управленческие расходы | - | - | - | - |
7. Управленческие расходы в % к выручке | - | - | - | - |
8. Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. | 10121 | 17950 | 7829 | 77,35 |
9. Прибыль (убыток) от продаж в % к выручке | 17,99 | 19,44 | 1,45 | 08,08 |
10. Проценты к получению | - | - | - | - |
11. Проценты к уплате | - | - | - | - |
12. Доходы от участия в других организациях | - | - | - | - |
13. Прочие доходы | 4142 | 3309 | -833 | 20,11 |
14. Прочие расходы | 4089 | 4624 | 535 | 13,08 |
15. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 10174 | 16635 | 6461 | 63,49 |
16. Текущий налог на прибыль, тыс. руб. | 2035 | 3327 | 1292 | 63,49 |
17. Чистая прибыль, тыс. руб. | 8139 | 13308 | 5169 | 63,51 |