Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 23:30, курсовая работа
Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Управление экономикой сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета.
Введение. ______________________________________________________3
Понятие бюджета и бюджетная система. ________________________4
Бюджетная классификация ____________________________________7
1.2. Классификация доходов бюджета. ______________________________8
1.3.Классификация расходов бюджета ______________________________10
1.4. Классификация источников финансирования дефицитов
бюджетов РФ ________________________________________________12
2. Государственный бюджет. ______________________________________13
3. Межбюджетные отношения. ____________________________________ 15
4. Государственный кредит и государственный долг. __________________17
4.1. Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ. _______ 20
5. Бюджетный процесс РФ. ________________________________________ 21
5.1. Формирование федерального бюджета. __________________________ 24
6.Фискальная политика. ___________________________________________ 26
Заключение. _____________________________________________________ 28
Список использованной литературы. ________________________________ 29
Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.
Капитальные
расходы - это часть расходов бюджетов,
обеспечивающая инновационную и инвестиционную
деятельность. В составе капитальных расходов
может быть выделен бюджет развития. Капитальные
расходы имеют следующие группы: капитальные
вложения в основные фонды, создание государственных
запасов и резервов, приобретение земли
и нематериальных активов, капитальные
трансферты.
1.4. Классификация
источников финансирования дефицитов
бюджетов РФ
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:
- финансирование
дефицита бюджета за счет
- государственные ценные бумаги;
- бюджетные ссуды, полученные от государственных
внебюджетных фондов;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов
других уровней;
- прочие источники внутреннего финансирования;
- поступления от продажи имущества, находящегося
в государственной и муниципальной собственности;
- государственные запасы драгоценных
металлов и драгоценных камней.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
- кредиты международных
финансовых организаций;
- кредиты правительств иностранных государств,
предоставленные РФ;
- кредиты иностранных коммерческих банков
и фирм, предоставленные РФ;
- изменение остатков средств бюджета
на счетах в банках в иностранной валюте;
- прочее внешнее финансирование.
2. Государственный
бюджет.
Государственный бюджет – сводный план сбора доходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.
Государственный бюджет — главное звено финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
Государственный бюджет является основным финансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Его основное назначение - создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.
Государственный бюджет выполняет следующие функции:
- перераспределительную
(через государственный бюджет перераспределяется
до 50% национального дохода страны);
- регулирующую (через госбюджет осуществляется
регулирование темпов и пропорций развития
экономики);
- стимулирующую (бюджетные, отношения
имеют своей целью стимулирование эффективного
использования всех экономических ресурсов
и, в первую очередь, бюджетных средств);
- контрольную (через госбюджет осуществляется
контроль над рациональным использованием
финансовых ресурсов).
По уровню управления государственный бюджет подразделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Федеральный бюджет - это республиканский бюджет РФ
Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.
Основными функциями федерального бюджета являются:
- перераспределение национального дохода и ВВП;
- государственное регулирование и стимулирование экономики;
- финансовое
обеспечение социальной
- контроль
за образованием и
.Бюджеты субъектов РФ включают республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономных областей и округов, областные бюджеты, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Местное самоуправление по Конституции РФ отделено от государственной системы управления.
Местные
бюджеты - это окружные, городские,
районные бюджеты, бюджеты
3. Межбюджетные
отношения.
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:
- сбалансированность
интересов всех участников межбюджетных
отношений;
- самостоятельность бюджетов всех уровней;
- законодательное разграничение расходных
полномочий и доходных источников между
бюджетами всех уровней;
- объективное перераспределение средств
между бюджетами для выравнивания уровня
бюджетной обеспеченности регионов и
муниципальных образований;
- единство бюджетной системы;
- равенство всех бюджетов РФ.
Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.
Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.
Доходы бюджетов можно разделить на две группы:
- собственные
доходы бюджетов - доходы, закрепленные
на постоянной основе полностью или частично
за соответствующими бюджетами;
- регулирующие доход - федеральные и региональные
налоги и платежи, по которым устанавливаются
нормативы отчислений в процентах в бюджеты
субъектов РФ или местные бюджеты на очередной
финансовый год, а также на долговременной
основе (не менее чем на 3 года). Нормативы
отчислений определяются законом о бюджете
того уровня, который передает регулирующие
доходы.
Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.
Субвенция
- фиксированный объем
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная
ссуда - бюджетные средства, предоставляемые
другому бюджету на возвратной, безвозмездной
или возмездной основе на срок не более
6 месяцев в пределах финансового
года.
4. Государственный
кредит и государственный долг.
Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок.
Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.
В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним.
Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).
Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.
Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.
Государственный
внутренний долг РФ означает долговое
обязательство Правительства
Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Внутренний
долг состоит из задолженности прошлых
лет и вновь возникающей
Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.