Бюджетная система становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Перед собой мы поставили цель - комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

Содержание

Глава 1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
Глава 2. Этапы становления и развития бюджетной системы РФ
2.1 Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв.
2.2 Возникновение советской бюджетной системы
2.3 Бюджетная система в военные 1941-1945 годы
2.4 Бюджетная система СССР в 1945-1980гг.
2.5 Современная бюджетная система РФ
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ
3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе
3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе
3.3 Прогноз развития бюджетной политики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная политика курсовик111.docx

— 82.68 Кб (Скачать документ)

Из полученной прибыли  предприятия и организации вносят в бюджет плату за производственные фонды, фиксированные (рентные) платежи, уплачивают проценты банку по ссудам, покрывают недостаток собственных  оборотных средств, производят отчисления в фонды экономического стимулирования, финансируют капитальные вложения, прирост собственных оборотных  средств и другие плановые затраты. Остающийся после этого свободный  остаток прибыли поступает в  доход государственного бюджета (распределение  прибыли государственных предприятий  и хозяйственных организаций  отражено в табл. 2).

Прибыль народного хозяйства  СССР (без учёта чистого дохода колхозов) за 1960--75 возросла в 4 раза, сумма  прибыли, оставляемой в распоряжении хозяйства, -- почти в 5 раз, что способствовало укреплению финансовой базы предприятий. Увеличение амортизационных отчислений связано с быстрым ростом и переоценкой основных производственных фондов, а также с введением новых норм амортизационных отчислений.

Значительно увеличились  финансовые ресурсы предприятий  и организаций, используемые на расширение производства и экономическое стимулирование.

Финансовые ресурсы кооперативно-колхозного сектора составляют собственность  отдельных коллективов. В связи  с этим затраты по расширенному воспроизводству  в колхозах и кооперативных организациях финансируются прежде всего за счёт их собственных средств. Вместе с тем государство оказывает колхозам и кооперативным организациям большую материальную, техническая и финансовая помощь. Её масштабы особенно расширились после Мартовского (1965) и последующих пленумов ЦК КПСС (значительно повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, увеличены капиталовложения для проведения комплексной механизации, электрификации и химизации сельскохозяйственного производства и мелиорации земель, возросли кредитные вложения в основные и оборотные фонды колхозов).

Общегосударственные финансы  включают государственный бюджет, государственное  социальное страхование, государственное  имущественное и личное страхование, государственный кредит. Главное  назначение общегосударственных финансов -- образование централизованных фондов денежных средств путём распределения и перераспределения национального дохода для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и развития непроизводственной сферы, создания общегосударственных резервов. Централизация фондов денежных средств в непосредственном распоряжении государства достигается главным образом через государственный бюджет, что способствует обеспечению единства финансовой политики социалистического государства.

Государственный бюджет СССР - основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных средств Советского государства. Государственный бюджет СССР составляется в соответствии с  планом развития народного хозяйства в целом по СССР и по союзным республикам.

Государственный бюджет выполняет  координирующую роль в единой системе  советских финансов. По мере развития социалистической экономики, усиления её планомерности и расширения хозяйственно-организаторской  и культурно-воспитательной деятельности государства возрастает роль государственного бюджета в расширенном социалистическом воспроизводстве.

Бюджет выступает как  действенное орудие контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. Такой контроль осуществляется при формировании и  выполнении финансовых планов, в ходе взимания платежей и выдачи бюджетных  средств, путём систематических  проверок и ревизий деятельности предприятий и организаций.

Социалистическое государство  получает необходимые ему финансовые ресурсы (в 1960--75 более 9/10 общего объёма доходов бюджета) за счёт доходов  и накоплений социалистического  хозяйства. Государственные предприятия и организации вносят в бюджет налог с оборота, платежи из прибыли, начисления на социальное страхование и некоторые другие неналоговые доходы, имеющие своим источником созданный чистый доход. Колхозы и кооперативные организации вносят в бюджет подоходный налог. Население участвует в формировании доходов государственного бюджета главным образом путём уплаты налогов.

Союзный бюджет обеспечивает необходимыми денежными средствами финансирование имеющих общесоюзное  значение мероприятий в области  хозяйственного и культурного строительства  и обороны страны. Через союзный  бюджет осуществляется перераспределение  части финансовых ресурсов между  союзными республиками в целях всемерного развития их экономики, обеспечения  роста материального благосостояния и культуры народов союзных республик. В доходы союзного бюджета включаются: налог с оборота, платежи из прибыли  государственных предприятий и  хозяйственных организаций союзного подчинения, таможенные и другие доходы и налоги, предусмотренные законодательством  СССР.

Государственные бюджеты  союзных республик обеспечивают необходимыми денежными средствами финансирование хозяйственного и культурного  строительства, осуществляемого органами государственной власти и органами государственного управления союзных  республик. В доходы государственных бюджетов союзных республик входят: платежи из прибыли и другие поступления от предприятий и хозяйственных организации, подведомственных министерствам и ведомствам союзных и автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов, лесной доход, подоходный налог с колхозов и кооперативных организации, сельскохозяйственный налог, отчисления от подоходного налога с населения, государственная пошлина, местные налоги и некоторые другие доходы. Кроме того, в государственный бюджет союзных республик поступают средства государственного социального страхования на выплату пенсий, отчисления от налога с оборота и других общесоюзных государственных доходов в размерах, предусматриваемых в Государственном бюджете СССР.

2.5 Современная бюджетная система РФ

Бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемую нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации (ст. 28) бюджетная система России основана на принципах:

- единства бюджетной системы  Российской Федерации;

- разграничения доходов  и расходов между уровнями  бюджетной системы Российской  Федерации;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов  и расходов бюджетов;

- сбалансированности бюджетов;

- эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджетов;

- адресности и целевого  назначения бюджетных средств.

Несмотря на самостоятельность  каждого из бюджетов, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы  РФ.

Принцип единства проявляется  во взаимодействии бюджетов всех уровней  по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения  между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и  региональных фондов. Единство бюджетной  системы обеспечивается единой правовой базой; использованием единых бюджетных  классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей  составить консолидированные бюджеты; согласованными принципами бюджетного процесса; единой денежной системой; единым порядком ведения бухгалтерского учета  средств бюджетов всех уровней.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ означает закрепление  соответствующих видов доходов (полностью  или частично) и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти РФ государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности  бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующими представительными  органами власти; правом определять направления  использования и расходования бюджетных  средств; наличием собственных источников бюджетных доходов на каждом уровне бюджетной системы. При этом законодательно определено, что невозможно осуществить  изъятие доходов, дополнительно  полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджета  и сумм экономии по расходам бюджета. Законами также установлена недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и  дополнительных расходов, возникших  в ходе исполнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных  с изменением законодательства. Следует  отметить, что на практике эти условия  нарушаются и принцип самостоятельности  бюджетов в настоящее время не получает реального подтверждения.

Принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджета означает, что все доходы и расходы бюджетов всех уровней подлежат отражению  в бюджетах в обязательном порядке  и в полном объеме. При этом все  государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию за счет средств, аккумулированных в бюджетной  системе РФ.

Принцип сбалансированности бюджета означает обязательное соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджета  предполагает, что при составлении  и исполнении бюджетов достижение заданных результатов необходимо осуществлять с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата должно проводиться с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип совокупного покрытия расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования его дефицита.

В соответствии с законодательством  РФ принцип гласности предполагает обязательное предварительное обсуждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; публикацию утвержденного бюджета после принятия закона о нем; информацию о ходе исполнения бюджета по месяцам и кварталам. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета  означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей  территории и реальный подход к расчету  доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности бюджетных  средств предполагает выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Бюджетные средства могут предоставляться в различных формах.

Говоря о современном  состоянии бюджетной системы  необходимо иметь ввиду двоякость ее строения. Одно - внешнее - проявляется в уровнях бюджетной системы и финансовых взаимоотношениях между ними, основанных на федеральном законодательстве (вертикальные финансовые потоки). Другое - внутреннее - представляет собой многочисленные, друг с другом не координируемые, зачастую встречные финансовые потоки, выражающие межрегиональные, всероссийские и даже международные интересы органов власти субъектов федерации и муниципалитетов (горизонтальные финансовые потоки).

В бюджетной системе России в настоящее время существуют четыре уровня. Это - федеральный, региональный, муниципальный и межгосударственный. Последний возник в 1997 г. после образования Союза Беларуси и России. Денежный фонд Союзного государства имеет все необходимые атрибуты бюджета и занимается в основном финансированием бюджетных организаций, оборонных предприятий и силовых структур обоих стран. Правда размеры бюджета Союза невелики и его влияние на перераспределение по России Национального дохода незначительно.

В бюджетную систему России как федеративного государства  входят бюджеты трех уровней, являясь  ее самостоятельными частями. К ним  относятся государственные бюджеты  двух уровней: федеральный (республиканский) бюджет Российской Федерации и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов. К третьему уровню относятся местные бюджеты (рис. 3).

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных  или местных органов.

Все бюджеты в РФ существуют как самостоятельные денежные фонды. Для управления каждым регионом необходимо знать, какие средства сосредоточены  в бюджете всех уровней, функционирующих  на данной территории, поэтому законодательно предусмотрено составление консолидированных  бюджетов в масштабах РФ в целом, а также субъектов Федерации  и административно-территориальных  единиц (кроме низового звена последних).

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ на соответствующей территории. Федеральный бюджет и консолидированные  бюджеты субъектов составляют консолидированный  бюджет РФ. Совокупность бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов представляют собой консолидированные бюджеты  субъектов РФ.

Кроме федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных  бюджетов существуют внебюджетные фонды  и, соответственно, их бюджеты - финансовые планы.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование  и обеспечение, охрану здоровья и  медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных  внебюджетных фондов определяются федеральными законами. Государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный фонд Российской  Федерации;

2) Фонд социального страхования  Российской Федерации;

3) Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и  юридических лиц и других доходов.

Информация о работе Бюджетная система становление и развитие