Бюджетная система становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Перед собой мы поставили цель - комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

Содержание

Глава 1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
Глава 2. Этапы становления и развития бюджетной системы РФ
2.1 Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв.
2.2 Возникновение советской бюджетной системы
2.3 Бюджетная система в военные 1941-1945 годы
2.4 Бюджетная система СССР в 1945-1980гг.
2.5 Современная бюджетная система РФ
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ
3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе
3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе
3.3 Прогноз развития бюджетной политики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная политика курсовик111.docx

— 82.68 Кб (Скачать документ)

Расходование средств  государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой  характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством  Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного  фонда составляется органом управления соответствующего фонда и также  представляет собой федеральный  закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового  контроля.

 

Глава 3. Совершенствование  развития бюджетной системы в  РФ

3.1 Основные проблемы и  задачи бюджетной политики на  современном этапе

Проблемы современного бюджетного механизма логично разделить  на две основные группы. К первой следует отнести те из них, которые  определяются федеративным устройством  нашей страны: вопросы совершенствования  межбюджетных отношений и необходимости  формирования системы бюджетного федерализма, что, руководствуясь вековым опытом ведущих западных стран, позволит стабилизировать  и укрепить российскую государственность, повысит управляемость существующей рыночной системы и в конечном итоге оптимизирует структуру доходов  и расходов как федерального бюджета, так и местных бюджетов. А отсюда вытекает и вторая группа проблем действующего бюджетного устройства - собственно финансовая. Повышение доходности бюджета и оптимизация его расходов, проблема сбалансированности государственного бюджета и необходимость управления государственным долгом - именно эти финансовые аспекты бюджетного устройства определяют уровень социально-экономического развития страны, качество жизни населения. В конечном итоге, именно эти показатели и определяют эффективность всей проводимой государством экономической политики.

Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это требует  как повышения качества государственных  прогнозов социально-экономического развития, так и взвешенных решений  по формированию расходной части  бюджета. Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы  роста экономики. Необходим комплексный  учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике  и социальной сфере. В противном  случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.

Новые тенденции в развитии системы источников позитивного  финансового права Российской Федерации:

1. Реформа федеративного  устройства: совершенствование взаимоотношений  «федерация-регион».

2. Административная реформа:  перераспределение полномочий между  федеральными органами исполнительной  власти, концентрация нормотворческих  полномочий у федеральных министерств  (федеральные службы и федеральные  агентства, по общему правилу,  лишаются нормотворческих полномочий).

3. Муниципальная реформа:  уточнение финансовых полномочий  муниципальных образований, унификация  форм нормотворческой деятельности  на местном уровне.

4. Появление «наднационального» (конфедеративного, союзного) уровня  финансового права (нормативные  акты, регулирующие Союзный бюджет  России и Белоруссии).

5. Формирование суботраслевых (подотраслевых) законодательств в сфере публичных финансов: бюджетного законодательства (на базе Бюджетного кодекса РФ), законодательство о налогах и сборах (на базе Налогового кодекса РФ), валютного законодательства (на базе ФЗ (О валютном регулировании и валютном контроле») и т.д.

6. Принятие модельных  кодексов (законов) в целях унификации  и гармонизации финансового таможенного  права в рамках СНГ и других  интеграционных группировок (объединений)  на постсоветском пространстве.

7. Формирование так называемого  судебного финансового права  заметная активизация органов  правосудия (прежде всего на федеральном  уровне) в регламентации финансовых  отношений.

8. Принятие законов, которыми  регламентируется порядок проведения  экспериментов в области публичных  финансов.

 

3.2 Проблемы и направления  совершенствования бюджетной системы  в среднесрочной перспективе.

В основу бюджетной политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов положены стратегические цели развития страны, сформулированные в указах Президента Российской Федерации  от 7 мая 2012 года, Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а  также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах.

Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013 - 2015 годы

В 2013 - 2015 годах решение  задач социально-экономического развития будет осуществляться в условиях преемственности курса бюджетной  политики на обеспечение макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, снижение зависимости бюджетов от внешнеэкономической конъюнктуры.

В 2013 - 2015 годах и в период до 2018 года будет продолжена реализация потенциала повышения эффективности  бюджетных расходов, заложенного  в завершающейся в текущем  году Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года.

После подведения итогов ее реализации планируется разработка новой Программы повышения эффективности  управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года (далее - новая Программа  повышения эффективности управления общественными финансами), направленная на решение задач, сформулированных в Бюджетном послании.

Основными целями бюджетной политики на 2013 год и  среднесрочную перспективу являются:

  1. укрепление макроэкономической стабильности и обеспечение бюджетной устойчивости;
  2. разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
  3. определение параметров развития пенсионной системы;
  4. обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;
  5. создание условий для оказания качественных государственных услуг;
  6. разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
  7. совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
  8. обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.

Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:

- безусловное  исполнение законодательно установленных  обязательств по выплате социальных  пособий и компенсаций в сфере  социальной защиты населения  (с учетом изменений законодательства  РФ, направленных на повышение  адресности предоставления социальной  помощи, применение принципа оценки  нуждаемости при установлении  мер социальной поддержки);

- обеспечение  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда РФ и дальнейшего развития  пенсионной системы;

- обеспечение  обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";

- обеспечение  реализации первоочередных задач  социальной сферы, поставленных  в указах Президента РФ "О  мероприятиях по реализации государственной  социальной политики", "О мерах  по реализации государственной  политики в области образования  и науки", "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", "О мерах по реализации демографической политики".

Объем бюджетных  ассигнований федерального бюджета  на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.

Дефицит федерального бюджета в 2012 году находится на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах  дефицит федерального бюджета проектируется  в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При  относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.

Основными источниками  финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут выступать  государственные заимствования  и поступления от приватизации федеральной  собственности.

На 2013 - 2015 годы государственные заимствования  запланированы в объеме, превышающем  дефицит федерального бюджета. Это  позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.

Для укрепления макроэкономической стабильности и обеспечения бюджетной  устойчивости с 2013 года будут законодательно закреплены бюджетные правила, что  позволит минимизировать зависимость  бюджетной системы от волатильности  цен на мировом рынке энергоресурсов, повысить точность долгосрочного финансового  прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы и сформировать в необходимых объемах суверенные фонды Российской Федерации.

При планировании расходов федерального бюджета в рамках применения бюджетных правил предлагается основываться на базовой цене на нефть. При этом под базовой ценой на нефть  в 2013 - 2015 годах предлагается понимать среднюю цену на нефть за пятилетний период для 2013 года, шестилетний и  семилетний периоды для 2014 и 2015 годов  соответственно.

В дальнейшем планируется  ежегодно увеличивать отчетный период определения базовой цены на нефть  на один год до достижения 10 лет.

В рамках долгосрочной бюджетной  стратегии Российской Федерации  на период до 2030 года планируется:

- сформировать в соответствии  с бюджетными правилами основные  характеристики федерального бюджета  и параметров бюджета расширенного  Правительства до 2030 года;

- определить предельные  объемы бюджетных ассигнований  федерального бюджета на финансовое  обеспечение государственных программ  на период до 2020 года;

- сформулировать основные  подходы к структурным реформам, увязав их с объективными бюджетными  ограничениями, наметить ключевые  направления бюджетных реформ  и другие меры по повышению  эффективности бюджетных расходов.

При определении параметров развития пенсионной системы необходимо обеспечить ее сбалансированность, долгосрочную устойчивость и прозрачность для  работающих, работодателей и пенсионеров. При выработке мер, направленных на совершенствование пенсионной системы, необходимо использовать комплексный  подход, рассматривая направления модернизации пенсионной системы с учетом долгосрочных расчетов и актуарных прогнозов, учитывающих параметры пенсионной системы и демографические показатели. Основными задачами реализации мер, направленных на совершенствование  пенсионной системы, будут являться обеспечение устойчивости системы  и сокращение трансферта из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в целях высвобождения ресурсов на решение других социальных задач. Предложения по параметрам развития пенсионной системы будут разработаны к сентябрю 2012 года.

В целях обеспечения условий  для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете  на 2014 - 2016 годы в программном формате  будут приняты комплексные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном  бюджете на 2013 - 2015 годы в составе  документов и материалов будет представлено аналитическое распределение расходов федерального бюджета по государственным  программам, подпрограммам и основным мероприятиям государственных программ.

Основные задачи совершенствования  системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации:

- обеспечение постоянного  и на приемлемых условиях доступа  на долговые рынки;

- снижение стоимости заимствований  и расходов на обслуживание  долговых обязательств;

- получение дополнительных  доходов от управления средствами  суверенных фондов.

Для совершенствования системы  управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации  планируется создать Российское финансовое агентство, которое будет  использовать методы активного управления суверенным долгом и постоянного  профессионального присутствия  на финансовом рынке, а также применяя различные стратегии инвестирования средств суверенных фондов.

Для обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса необходимо:

- в 2013 году разработать  методические рекомендации по  представлению бюджетов всех  уровней и отчетов об их  исполнении в понятной, информативной  и компактной форме для граждан;

Информация о работе Бюджетная система становление и развитие