Бюджетная система становление и развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 04:46, курсовая работа

Описание

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что изучение норм бюджетного права, понимание механизма их действия, вопросов бюджетных полномочий, бюджетного контроля, ответственности за нарушение бюджетного законодательства и других стало острой необходимостью для современных юристов, экономистов, сотрудников представительных и исполнительных органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, а также предпринимателей и граждан.
Перед собой мы поставили цель - комплексное исследование этапов становления и развития бюджетной системы РФ.

Содержание

Глава 1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
Глава 2. Этапы становления и развития бюджетной системы РФ
2.1 Становление бюджетной системы в XV - начале XX вв.
2.2 Возникновение советской бюджетной системы
2.3 Бюджетная система в военные 1941-1945 годы
2.4 Бюджетная система СССР в 1945-1980гг.
2.5 Современная бюджетная система РФ
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ
3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе
3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе
3.3 Прогноз развития бюджетной политики
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Бюджетная политика курсовик111.docx

— 82.68 Кб (Скачать документ)

- создать Единый портал  бюджетной системы Российской  Федерации, который сделает доступной  в режиме реального времени  структурированную с учетом потребностей  заинтересованных пользователей  информацию о бюджетном процессе.

Полноценное взаимодействие субъектов бюджетных отношений  необходимо построить на единой информационной инфраструктуре системы "Электронный  бюджет". При создании системы  необходимо учесть общемировые принципы "электронного государства" и  обеспечения прозрачности бюджетной  деятельности, на каждом этапе формирования, утверждения и аудита финансовой информации.

Стратегическое видение  перспективного развития страны, оформленное  в систему из одиннадцати Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, сохраняет в приоритетах  бюджетной политики модернизацию социальной сферы и жилищно-коммунального  хозяйства, развитие инфраструктуры, региональное развитие, а также оснащение Вооруженных  сил Российской Федерации.

 

3.3. Прогноз развития бюджетной  системы

Развитие бюджетной системы  в среднесрочной перспективе  будет характеризоваться:

относительно стабильным уровнем доходов (в процентах  к ВВП), так как сокращение нефтегазовых доходов и поступлений в большей  части будет компенсироваться расширением  налоговой базы и собираемости основных налогов;

значительными изменениями  в структуре расходов бюджетной  системы, обусловленными финансированием  дополнительных обязательств согласно указам Президента Российской Федерации;

поддержанием устойчивости бюджетной системы за счет введения бюджетного правила и ограничения  в рамках него уровня расходов федерального бюджета;

сохранением низкого уровня государственного долга и расходов по его обслуживанию;

увеличением объемов нефтегазовых фондов (Фонда национального благосостояния и Резервного фонда) при возможности  вовлечения части средств Фонда национального благосостояния в инвестиции внутри и вовне страны для реализации долгосрочных капиталоемких стратегических проектов;

ростом доходов региональных бюджетов, что позволит обеспечить сбалансированность бюджетов регионов в среднесрочной перспективе. При  этом в обоих сценариях учтено повышение заработных плат бюджетникам  в сферах здравоохранения, образования, культуры. Ожидается, что с учетом дополнительных обязательств объем  дефицита региональных бюджетов не превысит 0,8% ВВП к 2015 году. Вместе с тем  у региональных бюджетов имеется  значительный потенциал, связанный  с оптимизацией и повышением эффективности  расходования средств. Среди основных направлений - бюджетные субсидии и  расходы на жилищно-коммунальное хозяйство;

незначительным увеличением  доходов государственных (территориальных) внебюджетных фондов. Вместе с этим, в условиях действующих параметров пенсионной системы ее дисбаланс  будет постепенно увеличиваться. Реформирование пенсионной системы является не только важнейшим приоритетом долгосрочного  социально-экономического развития, но и первоочередным условием достижения среднесрочной сбалансированности федерального бюджета.

 

Прогноз доходов бюджетной  системы на 2013-2015 годы.

Доходная часть бюджетной  системы в целом в среднесрочной  перспективе уменьшается с 38,9% ВВП  в 2012 году до 37,9% в 2015 году. При этом данное снижение обусловлено, прежде всего, динамикой  нефтегазовых доходов бюджета, которые  снижаются с 10,5% ВВП в 2012 году до 8,5% ВВП в 2015 году. Ненефтегазовые доходы бюджета, напротив, будут увеличиваться с 28,4% ВВП в 2012 году до 29,4% ВВП в 2015 году.

Положительная динамика ненефтегазовых доходов обеспечена преимущественно опережающим ростом поступлений по налогу на добавленную стоимость, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество, а также акцизов.

 

Структура расходов бюджетной  системы в 2013-2015 гг.

Структура расходов в базовом  варианте макроэкономического прогноза определяется бюджетным маневром в  пользу относительного увеличения расходов на развитие социальной сферы, транспортной инфраструктуры и новой экономики  при финансировании задач модернизации армии и национальной безопасности. Кроме того, данный вариант предполагает существенное повышение эффективности  расходов бюджетов бюджетной системы, в том числе путем более  тщательного подхода к планированию бюджетных обязательств на основе программных  инструментов.

Предполагается, что общий  объем расходов бюджетной системы  в среднесрочной перспективе  стабилизируется на уровне 37-39% ВВП.

Расходы бюджетной системы  на образование и здравоохранение, при условии реализации Указов Президента, увеличатся на 30,6% в номинальном  выражении к 2015 году по сравнению  с уровнем 2012 года. В базовом сценарии предполагается поэтапный, начиная  с 2013 года, рост заработной платы бюджетников  в сфере образования, здравоохранения, культуры и науки. Это позволит обеспечить работников данных сфер конкурентоспособной  заработной платой, так как в настоящее  время низкая заработная плата инициирует уход наиболее квалифицированных кадров. Дополнительные расходы по вышеуказанному направлению в основном скажутся на региональных бюджетах. В связи с этим в базовом сценарии предусмотрены дополнительные трансферты на финансирование дисбаланса региональных бюджетов из федерального бюджета. Объем федеральной помощи составит не менее 100 млрд. рублей ежегодно. Оставшуюся часть регионы обеспечивают ростом собственной ресурсной базы, а также оптимизацией собственных расходов.

Рост расходов на национальную экономику связан с увеличением  расходов на создание инфраструктуры, в том числе транспортной, развитие высокотехнологичных секторов экономики. Это создает необходимость увеличения расходов в номинальном выражении  как минимум на 17,5% к 2015 году по сравнению  с уровнем 2012 года. Данная динамика учитывает повышение эффективности  имеющихся расходов в сфере поддержки  экономики, в том числе расходов на дорожное строительство.

Расходы на оборону и безопасность рассчитаны исходя из принятой Президентом  Российской Федерации Государственной  программы вооружения на 2011-2020 годы. Вместе с тем бюджетные расходы  на оборону и безопасность уменьшены  за счет использования в 2013-2015 гг. кредитных  ресурсов на финансирование мероприятий  вышеуказанной программы. В 2015 году снижены расходы на федеральную  целевую программу «Развитие  оборонно-промышленного комплекса  Российской Федерации на 2011-2020 годы»  по сравнению с раннее утвержденными  параметрами, что также обусловлено  использованием кредитного механизма  для реализации программы.

Кроме того, расходы на оборону  и безопасность учитывают продолжение  в 2013 году реформы денежного довольствия  военнослужащих и приравненных к  ним лиц, что потребует значительного  увеличения расходов. После 2014 года в  базовом варианте прогноза учтена индексация денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. В  результате расходы бюджетов бюджетной  системы на оборону и безопасность могут увеличится с 6,2% ВВП в 2012 году до 6,4% ВВП в 2015 году.

Социальные расходы (без  учета расходов на оплату труда) в  базовом варианте сохраняются на одном уровне в реальном выражении, что обуславливается их индексацией  на инфляцию.

Расходы бюджетной системы  в 2012-2015 гг. (вариант 2), % к ВВП

 

% ВВП

2012

2013

2014

2015

Расходы бюджетной системы

38,9

39,2

38,2

37,3

Процентные расходы

0,7

0,8

0,8

0,8

Непроцентные расходы

38,2

38,4

37,4

36,5

Общегосударственные вопросы

2,7

2,7

2,6

2,2

Национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность

6,2

6,4

6,3

6,4

Национальная экономика

5,1

5,1

4,7

4,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,0

2,0

1,9

2,0

Охрана окружающей среды 

0,1

0,1

0,1

0,1

Образование

4,1

4,1

4,0

3,8

Культура, кинематография и  средства массовой информации

0,7

0,7

0,7

0,6

Здравоохранение и спорт 

4,1

4,3

4,3

4,1

Социальная политика

13,1

12,9

12,4

12,0

Пенсионное обеспечение 

8,3

8,5

8,4

8,3

Другие расходы в области  социальной политики

4,8

4,5

4,0

3,7


Активная политика в области  расходов бюджетной системы позволит поддержать структурные и качественные сдвиги в экономике и обеспечить более высокие темпы роста (чем  в варианте 1). Это в основном обусловлено  динамикой инвестиционных расходов, которые в реальном выражении  растут на протяжении всего прогнозного  периода. При этом в 2014 году происходит замедление темпов роста инвестиционных расходов в реальном выражении и затем их рост в 2015 году. Данная динамика связана с инвестиционными расходами федерального бюджета. В части инвестиционных расходов регионов прогнозируется их увеличение в реальном выражении с 2013 года, поддерживаемое прогнозируемой положительной динамикой доходной части региональных бюджетов. Темпы роста расходов консолидированного бюджета на потребление на протяжении всего прогнозного периода также останутся положительными. Однако произойдет снижение темпов номинального роста расходов с 20,0-20,7% в 2012 году до 10,0-14,6% в 2015 году, что в основном будет обусловлено потреблением федерального бюджета. При этом потребительские расходы региональных бюджетов будут расти в номинальном выражении в 2013-2015 гг. в результате заложенной в варианте 2 индексации заработной платы бюджетников в социальных отраслях.

Государственный долг Российской Федерации по данному варианту будет  увеличиваться, но невысокими темпами, и к 2015 году составит не более 13-14% ВВП.

Кроме того, в период 2012-2015 гг. планируется пополнение Резервного фонда за счет средств нефтегазовых доходов. Совокупный объем Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния к 2015 году составит 9,4% ВВП, при этом предполагается, что  в указанный период доходы от управления нефтегазовыми фондами направляются на обеспечение расходных обязательств федерального бюджета. Таким образом, совокупный объем Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния к 2015 году составит 9,4% ВВП.

 

Особенности прогноза основных параметров бюджетной системы по консервативному варианту

В консервативном варианте развития экономики (варианте 1) предполагается ограниченное увеличение расходов социальной направленности, а также расходов на образование и здравоохранение  при стагнации (снижении) расходов на развитие науки, технологий и транспортной инфраструктуры.

Расходы бюджетной системы  на образование и здравоохранение  остаются примерно на одном уровне в процентах ВВП в 2012-2015 годах. Капитальные расходы бюджетной  системы к 2015 году снижаются в  номинальном выражении на 0,6% ВВП  относительно уровня 2012 года. Расходы  бюджетной системы на науку растут более медленными темпами по сравнению  с базовым вариантом.

В этих условиях бюджетная  система прогнозируется со значительным профицитом в 2015 году при практически бездефицитном федеральном бюджете.

В то же время параметры  бюджетной системы не позволяют  в полной мере профинансировать модернизацию социальной сферы и особенно транспортной инфраструктуры. Темпы экономического развития оказываются ниже, чем во втором варианте.

Параметры пенсионной системы, учтенные в прогнозе.

При разработке прогноза развития пенсионной системы на 2013-2015 гг. во всех вариантах были использованы нормы  действующего пенсионного законодательства в области обязательного пенсионного  страхования.

Пенсионная система в  среднесрочной перспективе будет  характеризоваться следующими дисбалансами:

- Удельное число наемных  работников на одного получателя  трудовой пенсии сократится с  1,23 до 1,18 (0,98 в 2030 году);

- Средневзвешенный тариф  страховых взносов, отчисляемый  на страховую часть трудовой  пенсии, сократится с 18,7% до 18,0% (16% в 2030 году) в связи с повышением  доли лиц 1967 года рождения и  младше (отчисляющих 6% тарифа на  накопительную часть пенсии) в  структуре наемных работников;

- Соотношение среднего  размера трудовой пенсии к  средней заработной плате снизится  с 36,1% до 33,7%, а среднего размера  трудовой пенсии к прожиточному  минимуму пенсионера (далее - ПМП)  возрастет с 1,68 до 1,83 раза (индексация  пенсии выше роста ПМП, но  ниже роста средней заработной  платы в стране);

- Дефицит бюджета ПФР  (с учетом валоризации) увеличится  в номинальном выражении, однако  в процентах ВВП в рамках  действующего законодательства  будет удерживаться на уровне 2,6% ВВП.

В результате уже сейчас возникает острая необходимость  в разработке и проведении реформы  в сфере пенсионного обеспечения, которая позволит утвердить комплекс мер, направленных на обеспечение сбалансированности пенсионной системы. Однако эффекты  от вышеуказанных мер требуют  тщательного анализа и оценки не только краткосрочной сбалансированности пенсионной системы, но и ее долгосрочной устойчивости и перспектив изменения  жизненного уровня пенсионеров.

В настоящее время ведется  работа по подготовке предложений по проекту Стратегии развития пенсионной системы, в том числе по следующим  направлениям:

- корректировка периода  выплаты трудовой пенсии;

- повышение фиксированного  платежа самозанятого населения на финансирование трудовых пенсий;

Информация о работе Бюджетная система становление и развитие