Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание

Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики. Формирование налогово-бюджетной системы – неотъемлемая часть процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого демократического общества.

Содержание

Введение
1Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетно-налоговой политики
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики
1.3Виды бюджетно-налоговой политики
2 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
2.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.)
2.2 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.)
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая (Автосохраненный).doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра____________________________________________________________________

(название кафедры, на которой выполнена работа) 
 

            КУРСОВАЯ  РАБОТА

Бюджетно-налоговая политика

Специальность____________________________________________________

Специализация____________________________________________________________

Автор работы

___________________             ______________________               ___________________

                                                                    (подпись)                                                     (инициалы, фамилия)

Руководитель

_________________           __________________      ________________________________

(ученая степень,  звание)                     (подпись)                                       (инициалы, фамилия)

Гродно 2010

Введение 4
1Теоретические  основы бюджетно-налоговой политики 6
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетно-налоговой политики 6
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой  политики  7
1.3Виды  бюджетно-налоговой политики  9
2 Особенности бюджетно-налоговой  политики Республики Беларусь 14
2.1 Основные направления бюджетно-налоговой  политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.) 14
2.2 Особенности бюджетно-налоговой  политики Республики Беларусь  на современном этапе (2006-2010гг.) 18
Заключение 23
Список  литературы 26

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Беларусь  переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства но и в сфере экономики и финансов. Успешное решение этих проблем во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

     Большое внимание следует уделить налогово-бюджетной  политике, направленной на решение конкретных проблем развития общества.,

     Бюджетно-налоговая  политика Республики Беларусь проводится согласованно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой  Республики Беларусь.

     Единство  политики Республики Беларусь в сфере  бюджетно-налоговых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.

      Изменения в бюджетно-налоговой сфере и  бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной  экономической политики. Формирование налогово-бюджетной системы – неотъемлемая часть процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого демократического общества.

      Для правильного осуществления поставленных перед налогово-бюджетной политикой  задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности целей и механизма реализации налогово-бюджетной политики, а также элементов,  ее составляющих. 

     Исходя  из всего вышесказанного делаем вывод, что данная тема является актуальной в современности для экономики  Республики Беларусь.

     Цель  данной курсовой работы – выявить  сущность, роль и цели бюджетно-налоговой  политики для государств с переходной экономикой, в частности, Республики Беларусь.

     Задачи  курсовой работы следующие:

    • Рассмотрение теоретических основ бюджетно-налоговой политики, выявить ее сущность и специфику;
    • Выявление инструментов бюджетно-налоговой политики ;
    • Рассмотрение особенностей бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь в период до 2005г;
    • Рассмотрение особенностей бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 

    1. Понятие, цели и задачи бюджетно-налоговой  политики
 

В системе  государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.

Бюджет  (от франц. «бужетт» — кожаная сумка, мешок) — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города или отдельной организации и составляется на определенный период времени.[1,с. 371]

Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики.Под бюджетно-налоговой политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей.[2,с. 91]

        Она реализуется с целью аккумулирования финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики — влияния на чистый экспорт товаров и услуг. К важнейшим задачам, фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

      Ее основными целями как любой стабилизационной политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются: обеспечение устойчивого экономического роста; достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции. Методы бюджетно-налоговой политики различаются в зависимости от того какая цель признается главной: стабилизация  в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического  равновесия в долгосрочном периоде для создания условий экономического роста. 

1.2.Инструменты бюджетно-налоговой  политики 

        Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, Дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов.

      Инструментами налогово-бюджетной политики могут использоваться для  стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.  В зависимости от  фазы экономического цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику. Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

   Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

   Фискальная  политика как способ  финансового регулирования экономики  осуществляется с помощью мощных рычагов  - налогообложения и государственных  расходов. В связи с этим проводятся  два вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов.

   Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально. [3, с. 155-158] 
 
 
 

   1.3 Виды бюджетно-налоговой политики 

     Фискальная  политика в зависимости от механизма  реагирования на изменения экономической ситуаций подразделяется на дискреционную в не дискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования. Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни Занятости, инфляции и цен. Автоматическая бюджетно-налоговая политика формируется независимо от решений правительства. Она обусловлена возможностью «автоматических» изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при изменении экономических условий. Это политика автоматических «встроенных стабилизаторов» механизмов, работающих в режиме саморегулирования, которые компенсируют изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решения со стороны правительства, К «встроенным стабилизаторам» относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и прочие инструменты, которые служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.

     Действие  «встроенных стабилизаторов» объясняется  следующим образом. В период спада растет безработица, и автоматически увеличиваются расходы бюджета на выплату пособий, в период подъема экономики складывается противоположная ситуация.

     Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).

     Сдерживающая  фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Ее Целью является ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.

     Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика реализуется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов и увеличения государственных расходов.

     Стабилизационное  воздействие налогов и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения.

     Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

     При значительном уровне безработицы государство  проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика