Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:50, курсовая работа
Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики. Формирование налогово-бюджетной системы – неотъемлемая часть процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого демократического общества.
Введение
1Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетно-налоговой политики
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики
1.3Виды бюджетно-налоговой политики
2 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
2.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.)
2.2 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.)
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра_______________________
(название
кафедры, на которой выполнена работа)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Бюджетно-налоговая политика
Специальность_________________
Специализация_________________
Автор работы
___________________
______________________
Руководитель
_________________
__________________ ______________________________
(ученая степень,
звание)
(подпись)
Гродно 2010
Введение | 4 |
1Теоретические
основы бюджетно-налоговой |
6 |
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетно-налоговой политики | 6 |
1.2
Инструменты бюджетно- |
7 |
1.3Виды бюджетно-налоговой политики | 9 |
2
Особенности бюджетно- |
14 |
2.1
Основные направления бюджетно- |
14 |
2.2
Особенности бюджетно- |
18 |
Заключение | 23 |
Список литературы | 26 |
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Беларусь переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства но и в сфере экономики и финансов. Успешное решение этих проблем во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Большое
внимание следует уделить налогово-
Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь проводится согласованно с денежно-кредитной, ценовой, валютной и таможенной политикой Республики Беларусь.
Единство политики Республики Беларусь в сфере бюджетно-налоговых отношений определяется Конституцией Республики Беларусь.
Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики. Формирование налогово-бюджетной системы – неотъемлемая часть процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого демократического общества.
Для
правильного осуществления
Исходя из всего вышесказанного делаем вывод, что данная тема является актуальной в современности для экономики Республики Беларусь.
Цель данной курсовой работы – выявить сущность, роль и цели бюджетно-налоговой политики для государств с переходной экономикой, в частности, Республики Беларусь.
Задачи курсовой работы следующие:
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ
В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.
Бюджет (от франц. «бужетт» — кожаная сумка, мешок) — это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города или отдельной организации и составляется на определенный период времени.[1,с. 371]
Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики.Под бюджетно-налоговой политикой понимается система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей.[2,с. 91]
Она реализуется с целью аккумулирования финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики — влияния на чистый экспорт товаров и услуг. К важнейшим задачам, фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.
Ее
основными целями как любой стабилизационной
политики, направленной на сглаживание
циклических колебаний экономики, являются:
обеспечение устойчивого экономического
роста; достижение высокого уровня занятости,
снижение инфляции. Методы бюджетно-налоговой
политики различаются в зависимости от
того какая цель признается главной: стабилизация
в краткосрочном периоде или достижение
макроэкономического равновесия в
долгосрочном периоде для создания условий
экономического роста.
1.2.Инструменты
бюджетно-налоговой
политики
Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, Дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов.
Инструментами налогово-бюджетной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла. В зависимости от фазы экономического цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую и сдерживающую бюджетно-налоговую политику. Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.
Различные
инструменты по-разному
Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.
Налоги
и государственные расходы являются
основными инструментами фискальной политики,
поэтому далее мы рассмотрим их более
детально. [3, с. 155-158]
1.3
Виды бюджетно-налоговой
политики
Фискальная политика в зависимости от механизма реагирования на изменения экономической ситуаций подразделяется на дискреционную в не дискреционную (автоматическую), в соответствии с чем определяется механизм ее функционирования, конкретизируются формы и методы регулирования. Дискреционная фискальная политика основывается на решениях правительства, которое, манипулируя налоговыми ставками или структурой налогообложения, уровнем государственных расходов, воздействует на формирование совокупного спроса и совокупного предложения, реальный объем национального продукта, уровни Занятости, инфляции и цен. Автоматическая бюджетно-налоговая политика формируется независимо от решений правительства. Она обусловлена возможностью «автоматических» изменений уровня государственных расходов и налоговых поступлений при изменении экономических условий. Это политика автоматических «встроенных стабилизаторов» механизмов, работающих в режиме саморегулирования, которые компенсируют изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций. Встроенные стабилизаторы могут увеличивать дефицит государственного бюджета (или сокращать его положительное сальдо) в период спада и увеличивать его положительное сальдо (или уменьшать дефицит) в период инфляции без принятия специальных решения со стороны правительства, К «встроенным стабилизаторам» относятся налоги, пособия по безработице, социальные выплаты и прочие инструменты, которые служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. Ведущая роль здесь принадлежит налогам.
Действие
«встроенных стабилизаторов»
Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей (дефицитной).
Сдерживающая фискальная политика проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Ее Целью является ограничение деловой активности, уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем. Механизм реализации сдерживающей политики предполагает увеличение чистых налогов (разность между доходом правительства, полученным от взимания налогов, и правительственными трансфертными платежами) или их рост в сочетании с уменьшением правительственных расходов (закупок и заказов), что компенсирует ожидаемое оживление совокупного спроса в частном секторе экономики.
Стимулирующая (дефицитная) фискальная политика реализуется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов или на сочетание снижения чистых налогов и увеличения государственных расходов.
Стабилизационное
воздействие налогов и
Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.
При значительном уровне безработицы государство проводит стимулирующую политику в форме сокращения налогов. Более низкие налоги вызывают увеличение доходов домашних хозяйств, что ведет к увеличению расходов и к росту совокупного спроса, цен, расширению объема производства и совокупного предложения. В результате повышается реальный ВВП. Низкие налоги также стимулируют рост сбережений домашних хозяйств и увеличение прибыльности предпринимательских инвестиций. Это способствует повышению нормы накопления капитала, расширению производства, снижению безработицы и увеличению национального продукта. Следовательно, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Налоги по сравнению с государственными расходами в меньшей степени воздействуют на изменение национального продукта. Налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину предельной склонности к потреблению.