Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:50, курсовая работа
Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики. Формирование налогово-бюджетной системы – неотъемлемая часть процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого демократического общества.
Введение
1Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетно-налоговой политики
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики
1.3Виды бюджетно-налоговой политики
2 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
2.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.)
2.2 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.)
Заключение
Список литературы
Это объясняется тем, что государственные расходы являются составляющей совокупных расходов, а налоги выступают фактором, влияющим только на потребление— ону из переменных совокупных расходов. Кроме того, если каждая денежная единица, использованная на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на прирост ВВП, то при сокращении налогов только одна часть доходов семейных хозяйств идет на рост потребления, поскольку другая часть уходит на сбережения.
Выбор правительством форм и методов стабилизационной фискальной политики зависит и от используемой концептуальной модели государственного регулирования. В теории и практике государств с рыночной экономикой выделяются две концептуальные модели — неокейнсианская и неоклассическая.
Неокейнсианская модель базируется на теории Дж. Кейнса. Он придавал особое значение недискреционной бюджетно-налоговой политике, которая, по его мнению, способна амортизировать кризис. Встроенная стабильность возникает вследствие существования функциональной зависимости между налогами и национальным доходом. Так, величина собираемого чистого налога варьируется пропорционально величине чистого национального продукта (ЧНП). Следовательно, по мере изменения уровня ЧНП возможны автоматические колебания (увеличение или уменьшение) размеров налоговых поступлений и возникающих бюджетных дефицитов и профицитов.
Антиинфляционный эффект заключается в том, что по мере роста ЧНП растут доходы производителей и происходит автоматическое повышение налоговых поступлений, которое со временем обусловливает сокращение потребления, сдерживает избыточный инфляционный рост цен, а в итоге вызывает понижение ЧНП и занятости. Следствием этого становится замедление экономического подъема и формирование тенденции к ликвидации дефицита государственного бюджета и образованию профицита.
Неоклассическая модель налогового регулирования основывается на теории «экономики предложения», в которой одним из условий, обеспечивающих рост сбережений и расширение инвестиционной деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого используется бюджетная концепция А. Лаффера, где главной переменной величиной являются предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то ликвидируются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли» усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Сокращение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.
Таким
образом, неокейнсианцы строят механизм
налогового регулирования на основе изменений
уровня налогов как средства проведения
антициклической политики, снижения их
в периоды спада экономики, повышения
в годы оживления и подъема с целью сдерживания
деловой активности, а неоклассики — на
основе широкомасштабного и целенаправленного
снижения общего уровня налогов для поддержания
высокого уровня сбережений и инвестиций,
а также расширения общих налоговых поступлений.
Анализ
бюджетно-налоговой системы
Основными недостатками в нашей стране фискальной политики являются ее преимущественно «собирательный», т.е. фискальный характер, сдерживающий производственно-инвестиционную активность товаропроизводителей, и не скоординированность с другими формами государственного регулирования, прежде всего с денежно-кредитной политикой.
Сильный налоговый процесс привел к низкой собираемости налоговых и неналоговых платежей, стимулировал уклонение от уплаты налогов; ухудшил финансовое положение хозяйствующих субъектов, привел к уменьшению налогооблагаемой базы и снижению налоговых поступлений в бюджет, утечке отечественного капитала из страны, способствовал сдерживанию притока прямых зарубежных инвестиций. Недополучение бюджетом средств сопровождалось сокращением бюджетных статей.
Предприятиям и организациям наряду с налогами приходится выплачивать сборы во внебюджетные фонды (государственные республиканские внебюджетные фонды, централизованные внебюджетные фонды министерств и ведомств, внебюджетные фонды местных Советов), которые по величине равноценны налоговым отчислениям и значительно повышают себестоимость, цены.
Налоговое бремя распределяется неравномерно в зависимости от форм хозяйствования вследствие того, что некоторые отрасли, предприятия имеют различные льготы. Так, суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются следующим образом: промышленность — свыше 60 %, строительство — менее 10 %, торговля и общественное питание — менее б %, сельское хозяйство — менее 3 %. Подобная тенденция сохраняется и в настоящее время. Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.
В целом все налоги и платежи, взимаемые с предприятий и организаций, в зависимости от способа формирования источника) подразделяются на следующие группы:
*
платежи, уплачиваемые из
платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг). Среди них выделяют:
а) налоги и отчисления в фонд оплаты труда — чрезвычайный налог, отчисления во внебюджетный фонд ведомственных дошкольных учреждений, отчисления в фонд социальной защиты населения, отчисления в фонд содействия занятости;
б) отчисления в дорожный фонд;
в) прочие налоги и отчисления — платежи за землю, налог за пользование природными ресурсами (экологический налог), государственная пошлина, платежи за древесину;
г) отчисления в ведомственные фонды — инновационные фонды министерств и других центральных органов управления; платежи, взимаемые из прибыли:
а) из балансовой прибыли до ее распределения — налог на недвижимость;
б) из прибыли, подлежащей налогообложению — налог на прибыль и налог на доходы;
в) платежи, изымаемые из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия: налог на выбросы загрязняющих веществ сверх установленных лимитов, налог на приобретение автотранспортных средств, местные налоги и сборы, налог на недвижимость (на незавершенное строительство).
Таким образом, выручка, фонд заработной платы и прибыль выступают объектами многократного обложения. С прибыли изымается 6 республиканских налогов, а также местные налоги. Фонд заработной платы является самым налогооблагаемым элементом и выступает объектом исчисления 4 платежей предприятий и 2 платежей работников (подоходный налог и отчисления в пенсионный фонд). В результате налоги и неналоговые платежи учитываются в различных элементах стоимости продукции и повышают цену продукции.
Согласно статистическим данным, размеры налоговых платежей колеблются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий. Так, по налогам и отчислениям, уплачиваемым из выручки, они составляют от 2,1 до 48,2 %, по налогам и неналоговым платежам, относимым на себестоимость, — от 2,0 до 17,4 %, по налогам, уплачиваемым из прибыли, — от 0,1 до 5,7 %, по местным налогам — от 0,1 до 5,6 %.
Многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, обостряя проблемы накоплений, расширения инвестиционной деятельности. Вследствие этого налоги и неналоговые платежи перекладываются на потребителей.
Недостатки
обусловливают необходимость
*
введение общепринятых
* снижение совокупного уровня налогообложения посредством пересмотра предельных ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения, совершенствование структуры налогов и отмена низкоэффективных налогов; расширение налогооблагаемой базы;
* повышение роли стимулирующей функций налогов;
* модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания основных налогов;
* принятие мер по повышению уровня собираемости налогов, в том числе адресная работа с крупными неплательщиками налогов;
* гармонизация (создание сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия) и унификация (согласование ставок ведущих налогов, структур) налоговых систем в рамках СНГ и ЕС;
* сокращение бюджетных расходов (непроизводительных затрат на оборону, управление, а также субсидии, дотации);
*
повышение эффективности
*
реструктуризация внешнего
Согласно
основным нормативным документам перед
бюджетно-налоговой политикой
Бюджетная политика в 2006-2010 гг. направлена на инвестирование бюджетных средств в развитие экономики и социальной сферы. Наблюдается общая тенденция роста доходов и расходов. Большое значение имеет работа по увеличению государственных доходов и изысканию дополнительных источников финансирования государственных расходов.
По результатам первого полугодия 2008 года уровень выполнения плана доходов оказался на 5,6 процентных пункта выше, чем за аналогичный период прошлого года. За этот период в республиканский бюджет поступило 6016,4 млрд. руб. доходов (без учета средств ФСЗН), или 101,7% к плану первого полугодия и 51,1% годового плана. [4, с.2] Но существует парадокс, который проявляется в том, что в цифрах жизнь улучшается, а действительность этого не демонстрирует.[5, с.3]
Одной из главных экономических задач современного этапа является поиск резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения дополнительных неналоговых доходов, так как традиционные налоговые источники нельзя увеличивать бесконечно. Такими источниками в 2008 году стали: часть прибыли НБ РБ; доходы за пользование банками средств республиканского бюджета; доходы по бюджетным займам; доходы на доли акций, находящихся в республиканской собственности; часть прибыли республиканских унитарных предприятий; доходы от конфискованного имущества; доходы СЭЗ. Большое значение имеет повышение эффективности государственных расходов и сокращение уровня расходов по отношению к ВВП. Расходы на оборону у нас запланированы на уровне Японии и Швейцарии -- 1,0--1,1% ВВП, но мы пока мало похожи на эти страны, причем не только внешне. Тем более, бюджетные деньги идут просто на содержание армии, питание, но не на покупку вооружений и соответствующей современной техники.