Бюджетно-налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 16:50, курсовая работа

Описание

Изменения в бюджетно-налоговой сфере и бюджетно-налоговая политика играют ключевую роль в хозяйственном развитии страны и проведении эффективной экономической политики. Формирование налогово-бюджетной системы – неотъемлемая часть процесса становления эффективного государства, рыночной экономики и открытого демократического общества.

Содержание

Введение
1Теоретические основы бюджетно-налоговой политики
1.1 Понятие, цели и задачи бюджетно-налоговой политики
1.2 Инструменты бюджетно-налоговой политики
1.3Виды бюджетно-налоговой политики
2 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь
2.1 Основные направления бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.)
2.2 Особенности бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе (2006-2010гг.)
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая (Автосохраненный).doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

    Существенным  источником экономии бюджетных средств  называется сокращение расходов на государственное  управление. Оптимизация структуры  государственных расходов также  призвана повысить эффективность использования бюджетных средств. Предполагается формирование специальной формы поддержки инвестиционных программ и проектов.

    В бюджете на 2008 год сохраняется  социальная направленность расходов бюджета. Доля расходов на образование составляет 20,5%, на здравоохранение и социальную политику соответственно 14,8 и 7,6%. Практически не изменился удельный вес расходов на культуру и искусство, кинематографию, на СМИ, физическую культуру и спорт. Если сравнивать с серединой 90-х годов, то удельный вес расходов на образование в ВВП увеличился с 5 до 7%, а расходы на пенсионное обеспечение в ВВП составляли 5,8% при сегодняшнем уровне в 8%. Уровень расходов на здравоохранение достиг почти 5%. В области социальной политики намечен ряд приоритетов, на реализацию которых придется задействовать средства республиканского бюджета. Это ограничение роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги до 4-5 долларов в год; рост заработной платы работников бюджетной сферы; рост пенсий; рост стипендий; удешевление питания школьников; поддержка детей-сирот, для которых в целях развития семейных форм устройства детей выплаты семьям, взявшим их на воспитание, увеличены на 20%. Большое значение в условиях сложной демографической ситуации имеет реализация государственной программы поддержки семей при рождении третьего ребенка. Бюджетная политика также направлена на сокращение бюджетного дефицита. Его уровень в текущем году запланирован в размере 910 млрд. руб., или 1,5% к ВВП. Источниками покрытия дефицита будут выступать  на 386,3 млрд. BYR выпуск ценных бумаг и реализация государственного имущества, а на остальные 527,7 млрд. BYR – внешние источники. Основной причиной возникновения дефицита государственного бюджета становится недостаточность объема финансовых ресурсов для покрытия многочисленных расходов. Особенностью финансового планирования РБ является приоритет в определении расходов. Это означает определение сначала размера необходимых финансовых расходов по предметно-целевому назначению, а затем изыскание финансовых ресурсов, способных их обеспечить

    В бюджетной политике нашего государства  реализуется пассивная форма  дефицита. Это означает, что большая  часть бюджетных средств направляется на социальную поддержку населения, финансирование образования, культуру, поддержку нерентабельных предприятий  государственного сектора. Это в большой степени определяет наши трудности по сокращению разрыва между доходами и расходами. Дефицит становится управляемым лишь при соблюдении предельного его размера, производственном характере решающей части расходов и наличии эффективного механизма финансового маневра государственными ресурсами. Актуальной остается проблема по снижению задолженности перед бюджетом, а также весь комплекс мер по ее принудительному взысканию. Самое пристальное внимание работники налоговых органов  обращают на выявление теневых оборотов и незарегистрированной предпринимательской деятельности, а также на улучшение качества исковой работы.  

    Основной  целью ДКП РБ в течение ряда является защита и обеспечение устойчивости национальной валюты. Это осуществляется посредством поддержания плавной и предсказуемой динамики обменного курса белорусского рубля. В рамках формирования предпосылок для использования российского рубля на территории РБ динамика обменного курса белорусского рубля обеспечивается в соответствии с изменением курса российского рубля. В  качестве контрольного показателя денежно-кредитной политики РБ используется официальный обменный курс белорусского рубля к российскому рублю, а в качестве индикативного – курс белорусского рубля к доллару США. Финансовая политика на современном этапе прошла длительный и тернистый путь развития. С момента приобретения Республикой Беларусь суверенитета пришлось формировать собственную бюджетную, налоговую денежно-кредитную систему. Это было сопряжено с определенными трудностями, проявившимися в высоких темпах инфляции, наличии бюджетного дефицита, в росте внешнего государственного долга, падении темпов производства и снижении уровня жизни. Причины возникших трудностей были многообразны. Одной из них специалисты называют  игнорирование объективных закономерностей экономического развития республики. За последние годы в области финансовой политики произошли серьезные изменения. Тем не менее, проблема совершенствования финансовой политики с целью наиболее полного удовлетворения существующих потребностей государства по-прежнему стоит очень остро.  
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, в  данной работе была выявлена сущность и роль бюджетно-налоговой политики, ее влияние на экономику, эффективность  действующей налогово-бюджетной политики в РБ, а также ее основные тенденции.

      Фискальная, или бюджетно-налоговая, политика — это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью аккумулирования финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики — влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

      К важнейшим задачам, фискальной политики относятся усиление стимулирующей и регулирующей функций налоговой системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дефицита бюджета на приемлемом уровне.

      Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым регуляторам относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, их структура, объекты обложения, субъекты платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др. В качестве бюджетных регуляторов выделяют уровень централизации средств государством, соотношение между федеральным или республиканским и местными бюджетами, дефицит бюджета, соотношение между государственным бюджетом и внебюджетными фондами, бюджетную классификацию статей доходов и расходов и др.

      В настоящее время во всем мире наблюдается  тенденция к упрощению налогово-бюджетной  системы. Это и понятно. Чем проще  налоговая система, тем, проще определять экономический результат,   меньше забот   при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги.  Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

     Такая тенденция подтверждается тем, что в некоторых странах вообще существует один единственный налог на добавленную стоимость.

     Основной  недостаток нашей налогово-бюджетной  системы - это ее нестабильность. Налоги вводятся и тут же отменяются, не проработав и года.

     Несомненно  вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению  в нашей экономике и еще  больше усугубляет экономический кризис, поэтому для выхода из кризисного состояния необходимо наладить налоговую систему, что позволит предприятиям работать в нормальных условиях.

     Нестабильность  наших налогов, постоянный    пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно играет отрицательную  роль, особенно в период перехода белорусской  экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

    Анализ  реформаторских идей в области налогов  в основном показывает, что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой у нас еще нет.

    На  сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней Беларуси, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

    . 

СПИСОК  СПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.   Плотницкий  М.И., Радько Г.А. Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред. М.И. Плотницкого. –ООО «Современная школа», 2006. – 392 с.

2.   Макроэкономика: Учеб.пособие/Под ред.И.В.Новиковой,  Ю.М.Ясинского. – Мн.:Академия  управления при Президенте Республики  Беларусь, 2006. – 343 с.

3.  Базылева  Н.И. Макроэкономика: Под ред. Н.И.  Базылева. – Мн.:Соврем.шк., 2007. –  288 с.

4.Закон Республики Беларусь “О бюджетной системе Республики Беларусь”

5.Закон Республики Беларусь “О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь”

6.Закон  Республики Беларусь “О бюджете  Республики Беларусь на 2002 год”

7.Закон  Республики Беларусь “О бюджетной классификации Республики Беларусь”

8.Мамедов  О.Ю.  Современная экономика.   М: Феникс .,  1996. 603с.

9.Экономическая  теория. Учебник. М.: 1997 г. 155с. 

10.Экономическая  теория» под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: БГЭУ, 1999 г. 550 с.

11.Попов  Е.М. Налоги, налогообложение и страхование в Республике Беларусь. Гомель, 1994 г.

12.Теория  финансов. Под ред. Заяц Н.Е.  Мн.: 1997 г. 446 с.

13.Образкова  Т.Б. Налоги и их влияние  на эконмику//Белорусский экономический  журнал. № 3, 1999 г. с. 28-36

14.Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г.//Белорусский экономический журнал. 2000. № 2. С.4-25.

15.Вводный  курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 1997. 386с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика