Бюджетный дефицит и государственный долг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание

Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики является единственно надежным источником улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга.

Содержание

Введение 3
1. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные понятия и показатели 5
2. Причины бюджетного дефицита и формы его покрытия 14
3. Управление внешним и внутренним долгом РФ в условиях финансового кризиса 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Бюджетный дефицит и государственный.docx

— 78.10 Кб (Скачать документ)
fy">     Пути  погашения федерального бюджетного дефицита включают в себя:

  1. внутренние источники:

         а) кредиты от кредитных  организаций, а также бюджетные  кредиты, полученные из нижестоящих  бюджетов;

         б) продажи государственных  ценных бумаг, государственного имущества  и т.д.;

  1. внешние источники:

      а) продажи государственных ценных бумаг за валюту;

      б) кредитов от иностранных государств, банков и др.

     Пути  погашения бюджетного регионального  и местного дефицита – это исключительно  внутренние источники, которые включают тот же дефицит бюджета федерации.

     В Бюджетном кодексе РФ установлены  максимальные размеры дефицита бюджета  каждого уровня, пределы которого он превышать не должен:

  1. годовой дефицит федерального бюджета не должен превышать величины суммы бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государств государственного долга;
  2. годовой дефицит регионального бюджета не должен превышать 15% объема его доходов, не учитывая помощь федерального бюджета;
  3. годовой дефицит местного бюджета не должен превышать 10% объема его доходов без учета помощи из федерального и регионального бюджетов.

     Государственный  долг  связан с  использованием займов государства  как одной  из  форм  привлечения финансовых источников для расширения удовлетворения и воспроизводства потребностей общества. При этом  существование государственного долга является не исключением в экономике, а   скорее правилом: страны с развитой экономикой имеют значительный внутренний  долг. Однако в разных странах существуют свои отличия в способах и причинах образования  и специфике функционирования данного вида долга.  В развитых странах долг государства и дефициты  бюджета, вызвавшие  его, являются встроенными в цикл экономики факторами уравновешивания экономики и ее развития.  Денежные  средства, занятые  у банков, населения,  корпораций и других кредитных и финансовых учреждений используются рационально  и рассматриваются в качестве активов перечисленных заемщиков. Долг государства рассматривается как «заем нации самой себе» и не воздействует на размеры общего богатства нации. В этой связи невозможно однозначно сказать, что  появление государственного долга  связано  только  с ухудшением  ситуации в экономике страны,  кроме того   грамотно распорядившись возможностью привлечения заемного капитала (следовательно возрастает государственный долг) реально не только улучшить ситуацию в экономике страны и разрешить актуальные социальные проблемы, но и просто применять  его в качестве источника получения денежных средств согласно принципам   грамотного финансового менеджмента со значительной выгодой для своей страны.

     Государственный долг - общая сумма задолженности  государства (местного самоуправления), которое состоит из всех выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства (местного самоуправления и городских советов), вступающих в действие вследствие выданных гарантий за кредитами, или обязательств, возникающих на основании договора или законодательства.

     Существуют  внешний и внутренний государственный долг.

     1. Внутренний государственный долг. Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц [1.7, 5]. Такое определение дается в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     В этой же статье предоставлено и более узкое понятие – внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.

     2.       Внешний государственный долг. По показателю «внешний долг/ВВП» Россия входит в число наиболее проблемных государств, хотя до кризиса это соотношение составляло всего 30%. Ее объем наружных обязательств намного выше, чем показатели в подобных государствах – экспортерах нефти, как Венесуэла и Мексика.  Однако если в иных странах показатель совокупной внешней задолженности существенно  превосходит обязательства государства, то в России это не так. Внешней задолженности частный сектор практически не имеет, что указывает на слабую инвестиционную привлекательность российской промышленности, а также свидетельствует о том, что внешний долг не представляет большой роли в сопровождении экономического роста, так как практически не употребляется для финансирования инвестиций. Несмотря на повышение доходов российского бюджета в процентах от ВВП, в выражении доллара они только в настоящее время выходят на докризисный уровень.

      Схема 1

  Динамика  внешнего долга России с 1981 г. по 2002 г. 

 
 
 

  Схема 2

  Предстоящие выплаты по внешнему долгу

  

 

      Продолжительный и значительный дефицит бюджета  явился одной из основных причин стремительного роста объема государственного долга.  

      Таблица 2

      График  выплат по внешнему долгу в 2001-2010 гг. в млрд. долл. 

Структура долга Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Российский  долг: 7,5 7,7 8,1 5,1 7,4 3,0 4,8 4,2 1,4 1,3
еврооблигации 2,6 1,5 3,1 2,5 4,9 0,9 3,2 3,2 0,7 1,7
привилегированные кредиторы 2,8 4,4 3,8 2,0 2,1 1,9 1,4 0,9 0,6 0,5
правительства иностранных государств 2,1 1,8 1,2 0,6 0,4 0,2 0,2 0,1 0,1 0
Советский долг: 4,1 5,0 5,2 5,2 5,2 5,8 6,8 7,4 8,9 8,8
Лондонский  клуб 0,9 1,1 1,1 1,1 1,1 1,7 2,0 2,2 2,7 2,4
Парижский клуб* 1,1 1,5 1,5 1,5 1,5 1,5 2,1 2,5 3,3 3,4
платежи государствам, не входящим в Парижский  клуб 0,3 0,4 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5
др.платежи 1,8 2,0 2,2 2,1 2,2 2,3 2,2 2,3 2,4 2,6
ОВГВЗ 0,3 0,3 3,8 0,2 0,2 2,5 0,7 2,9 0,1 0,1
Всего (без других платежей) 10,1 10,9 14,9 8,4 10,7 9,1 10,1 12,3 7,9 7,6
Всего 11,9 12,9 17,1 10,5 12,9 11,4 12,3 14,6 10,3 10,2
Платежи до реструктуризации 15,7 16,2 21,8 17,9 21,2 19,8 20,2 24,0 17,7 19,8
*После  реструктуризации долга РФ Парижскому  клубу
 

      Проблема внешней задолженности нуждается в непрерывном контроле, поскольку может проявлять очень серьезное негативное воздействие на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая обособленность в случае дефолта по внешнему долгу). Не следует оставлять без внимания тот факт, что более чем глубокий десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся продолжительным спадом производства и необыкновенно высокой инфляцией, был спровоцирован как раз немалыми внешними долгами.

      Ежегодно  по федеральному закону о бюджете Федерации на следующий год ратифицируются предельные объемы государственного внешнего долга и пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. В последние годы наметилась тенденции к снижению предельного объема внешних заимствований.

      В целом бюджетная политика, проводимая российским Правительством в последние  три года, направлена на максимальную концентрацию финансовых ресурсов на уровне федерального бюджета для  обслуживания и погашения государственного долга. Проводя такую политику, Правительство  достигло определенных успехов в  решении вопросов сбалансированности доходной и расходной части Федерального бюджета в условиях активизации  экономических процессов.

      Важным  условием при определении предельного объема внешних займа государства РФ является то, что он не может превышать объем уплат за год по управлению и покрытию долга вне РФ.

      Одной из наиболее важных функций Правительства  Российской Федерации в лице Минфина  России является осуществление мер, необходимых для совершенствования системы внешнего долга государства и стабилизации затрат на его обслуживание в порядке, установленном федеральными законами.

 

     2. Причины бюджетного дефицита  и формы его покрытия. 

     Бюджетный  дефицит  представляет  собой систему экономических отношений,  связанных с привлечением  дополнительных  доходов,  сверх имеющихся у государства,  и их  использованием  на  финансирование  расходов,  не  обеспеченных  собственными  доходами. [10, с. 269] 

       Такие  дополнительные  доходы  образуются  главным  образом  в  результате  эмиссии  денег,  выпуска  государственных   ценных  бумаг, осуществления   внутренних  и  внешних  займов.

     Отсутствие  положительного  бюджетного  сальдо  не  следует  связывать  исключительно  с  чрезвычайными  обстоятельствами. Дефицит  может  быть  обусловлен государственным  регулированием  экономики и  отражать  намерения  правительства осуществлять крупные  государственные  вложение  в  развитие  отраслей  хозяйства  с  целью достижения  прогрессивных  сдвигов  в  структуре  общественного  производства.

       Однако чаще всего дефицит  отражает кризисные явления в   экономике, ухудшение  показателей   финансово-хозяйственной  деятельности  субъектов хозяйствования, нарушение  экономических связей, неэффективность   налоговой  системы и т.д.

       В  исключительных  случаях   превышение  расходов  над   доходами  становиться  результатом   чрезвычайных  условий (стихийных бедствий войн и  прочее), когда  средств и резервов бюджетного  фонда  недостаточно и приходиться  изыскивать дополнительные  источники  финансирования чрезвычайных  расходов.

       Таким  образом,  в  конечном   итоге  дефицит  бюджета   является  следствием:

  • Чрезмерных  государственных  расходов;
  • Ограниченности  финансовых возможностей государства  мобилизовать необходимые  доходы (сознательное   сокращение  налогов в  целях  стимулирования  деятельности  субъектов  хозяйствования  лили из-за  низкой  собираемости  доходов);
  • Циклических  спадов  в  экономике.[10, с. 261]

     Вынужденный дефицит является следствием сокращения объемов ВВП и соответственно ограниченности финансовых ресурсов страны. Примером вынужденного бюджетного дефицита является циклический бюджетный  дефицит.

     Сознательный  бюджетный дефицит возникает  вследствие дискреционной фискальной политики, которая предусматривает  целенаправленные действия в размере  государственных затрат, налогов  и сальдо государственного бюджета. Сознательный дефицит бюджета возникает  при условии, когда для стимулирования совокупного спроса в период экономического спада правительство целенаправленно  снижает ставки налогообложения  и увеличивает государственные  затраты.

     Структурные затраты и поступления в большинстве  состоят из дискреционных программ, введенных законодательством. А  циклические затраты и дефициты состоят из налогов и затрат, которые  автоматически приспосабливаются  к состоянию экономики. Так, в  случае спада производства каждый процентный пункт роста нормы безработицы  увеличивает на соответствующую  сумму циклический дефицит. Это  происходит потому, что налоговые  поступления уменьшаются, а государственная  помощь с безработицы растет.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг