Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 12:47, курсовая работа
Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово – бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики является единственно надежным источником улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга.
Введение 3
1. Бюджетный дефицит и государственный долг: основные понятия и показатели 5
2. Причины бюджетного дефицита и формы его покрытия 14
3. Управление внешним и внутренним долгом РФ в условиях финансового кризиса 19
Заключение 25
Список использованной литературы 27
Когда
же правительственные структуры
ставят за цель уменьшить бюджетным
путем повышения налоговых
Статистические исследования показывают, что определенные мероприятия правительства, которые изменяют структурный дефицит, изменяют фактический дефицит в том же самом направлении.
Активный
бюджетный дефицит является следствием
сознательного увеличения государственных
затрат, которое создает невозможность
сбалансировать бюджет. Таким образом,
отличие между структурный и
активным дефицитом состоит в
том, что последний возникает
в результате проведения политики дефицитного
финансирования с целью стимулирования
достижения максимальной занятости
имеющихся производственных ресурсов,
что побуждает экономику
Пассивный
дефицит бюджета возникает под
действием экономической
В
интересах каждого государства
стремиться компенсировать полностью
или хотя бы частично бюджетный дефицит.
При выработке стратегии борьбы
с бюджетным дефицитом
Формы покрытия дефицита. Если государству не хватает имеющихся собственных доходов, то у него есть несколько способов решения проблемы дефицита, основные из которых следующие:
Каждый из представленных способов изыскания ресурсов для покрытия дефицита государственного бюджета имеет свои плюсы и минусы и используется государством на разных исторических этапах.
Например,
увеличение собственных доходов
за счет роста налогов (еще говорят,
путем увеличения «налогового бремени»)
позволяет государству самым
«дешевым» способом профинансировать
свои неотложные расходы, например военные
расходы в годы войны, но в мирных
условиях это обычно тормозит развитие
экономики и чисто ведет к
снижению доходов населения.
Таблица 3
Основные
достоинства и недостатки способов
финансирования дефицита государственного
бюджета
Способ финансирования дефицита | Достоинства (плюсы) | Недостатки (минусы) |
1. Увеличение налогов | Бесплатность (дешевый способ) | Снижение темпов роста экономики и падение жизненного уровня широких слоев населения |
2. Привлечение заемных средств | Отвечает сущности капиталистического хозяйства | Платность (дорогой способ) |
3.
Эмиссия, или выпуск |
Быстрота решения проблемы | Высокая инфляция |
3.
Управление государственным
Управление государственным долгом - это комплекс мероприятий государства по погашению займов и выплате доходов кредиторам, определение условий по выпуску новых государственных ценных бумаг, модификации условий уже выпущенных займов. Управление – это один из элементов политики макроэкономики. Эффективное использование долга может стать существенным фактором экономического роста, который дает дополнительные финансовые ресурсы, позволяет сглаживать экономические флуктуации. Своевременное выполнение обязательств по долгам, стабильное положение страны на интернациональном рынке капитала содействуют упрочению ее интернационального авторитета и снабжают дополнительный приток вложений на более выгодных условиях. Кроме того, укрепляются внешнеторговые отношения, усиливается доверие к ее валюте. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать основательным негативным фактором и экономического, и политического значения. Чрезмерно большие выплаты из бюджета государства по долгам отрывают средства от финансирования оборонных, экономических, социальных и прочих программ правительства.
Существуют различные формы управления государственным долгом:
Эти формы управления
Существуют следующие цели управления внешним государственным долгом:
Управление использованием
В России используется второй способ размещения – это самый неэффективный способ использования внешнего долга.
Управление погашением
В
настоящее время на управление государственного
долга огромную роль играет мировой
финансовый кризис. В чем же он выражается?
Как известно, отсутствие денежных
средств внутри страны вынуждает
фирмы, а также банки искать средства
на внешних рынках. Это привело
к быстрому увеличению корпоративных
долгов (см. табл. 4.1).
Таблица 4.11
Корпоративный
внешний долг в российской экономике
в 2003-2008 г.г.
в млрд. долл.
2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. |
80 | 108 | 175 | 262 | 417 | 488 |
Вследствие
этого, ухудшилось положение чистой
международной инвестиционной позиции.
Таким образом, произошло увеличение
чистого внешнего долга (см. табл. 4.2).
Таблица 4.22
Чистая
международная инвестиционная позиция
банковского сектора в 2003-2008 гг. (на
конец периода)
млрд. долл.
2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. |
-9 | -11 | -21 | -59 | -118 | -126 |
Преодоление
экономического кризиса за счет финансовых
вливаний со стороны государства
помимо положительных моментов имеет
и свою темную сторону: рост государственного
долга. В последние годы Россия всеми
силами стремилась сократить долги,
накопленные еще со времен СССР и
предыдущего кризиса
Сегодня мы можем наглядно наблюдать трансформацию частного корпоративного долга в долг государственный. Спасая крупные, стратегически важные предприятия от банкротства и приобретая их за счет собственных средств, государство также получает «в подарок» и все имеющиеся у этих компаний долги. В отличие от размера государственного долга, который в предыдущие годы стремительно сокращался и даже был признан самым низким из всех стран мира, задолженность реального и банковского секторов экономики, стремившихся за дешевыми иностранными кредитами, постоянно возрастала. Во многом именно это обстоятельство и определило сегодняшнее бедственное положение большинства компаний. В целом, в 2009 году России предстоит выплатить внешних долгов на сумму 141 млрд. долларов, из которых на долю государства приходится только 5 млрд. долларов, а остальное – долги банковского и прочих секторов экономики.
Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг