Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:44, реферат
Слово "коррупция", которое широко используется российскими средствами массовой информации, "Толковый словарь русского языка" относит к "книжной" лексике. Таким образом, с одной стороны, оно у всех "на слуху", с другой - привнесено в массовое сознание извне. Последнее время наблюдается тенденция к расширению смысла самого этого понятия, что находит отражение в новейших словарных дефинициях.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………3
1. КОРРУПЦИЯ И ВЛАСТЬ …………………………………………………………………….4
1.1. Законодательная база ……………………………………………………………………….4
1.2. Ресурсное обеспечение борьбы с коррупцией …………………………………………….5
1.3. Кадровое обеспечение ………………………………………………………………………5
1.4. Поддержка населения ……………………………………………………………………….6
2. ИСТОРИЯ НАЧАЛА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ ……………………………7
3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ …………………………………………………...9
3.1. Гражданское Общество и борьба с коррупцией …………………………………………..9
3.2. Формы и виды коррупции, их классификация …………………………………………..10
3.3. Доля коррупции в структуре преступности ……………………………………………...11
3.4 Структура коррумпированных лиц ……………………………………………………….12
4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ ………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРРЫ ………………………………………….19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………
1. КОРРУПЦИЯ И ВЛАСТЬ …………………………………………………………………….4
1.1. Законодательная база ……………………………………………………………………….4
1.2. Ресурсное обеспечение борьбы с коррупцией …………………………………………….5
1.3. Кадровое обеспечение ………………………………………………………………………5
1.4. Поддержка населения ……………………………………………………………………….6
2. ИСТОРИЯ НАЧАЛА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ ……………………………7
3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ …………………………………………………...9
3.1. Гражданское Общество и борьба с коррупцией …………………………………………..9
3.2. Формы и виды коррупции, их классификация …………………………………………..10
3.3. Доля коррупции в структуре преступности ……………………………………………...11
3.4 Структура коррумпированных лиц ……………………………………………………….12
4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ ………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРРЫ ………………………………………….19
ВВЕДЕНИЕ
Слово "коррупция", которое широко используется российскими средствами массовой информации, "Толковый словарь русского языка" относит к "книжной" лексике. Таким образом, с одной стороны, оно у всех "на слуху", с другой - привнесено в массовое сознание извне. Последнее время наблюдается тенденция к расширению смысла самого этого понятия, что находит отражение в новейших словарных дефинициях. Так, если в том же "Толковом словаре русского языка" коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей", то в трехтомном "Большом толковом словаре иностранных слов" наряду с примерно таким же объяснением термина приводится и еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей". Иначе говоря, если в первом случае речь идет о преступных действиях лишь отдельных лиц, то во втором - о социальном явлении, разрушительном для общества в целом.
Общероссийский опрос населения по репрезентативной выборке в 56 населенных пунктах 29 областей, краев и республик всех экономико-географических зон России, проведённый 14-15 ноября 2005 года, дал следующее распределение категории работников, среди которых чаще всего встречаются коррупционеры:
руководители (руководство, руководящие), начальство (начальники), директора, администрация, управленцы - 19%;
чиновники (служащие, должностные лица) - 13%;
власть (власти) - 13%;
высшие (верхние, высокие, вышестоящие, высокопоставленные), верхушка (верхи) - 11%;
все (вся, везде) - 11%;
банкиры (банки, банковские), финансисты (финансы, финансовые), бизнесмены (бизнес, предприниматели), коммерсанты (коммерция, коммерческие), торговля - 11%;
милиция (милиционеры, МВД), правоохранительные органы (налоговые - служба, инспекция, органы и др., налоговики, ГАИ, таможня) - 8%.
Весьма невелика доля тех, кто отнес к числу коррупционеров политиков.
1. КОРРУПЦИЯ И ВЛАСТЬ
1.1. Законодательная база
Закон "О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией" - не первый документ, направленный на борьбу с коррупцией. 15 июня 1993 г. Верховный Совет 13-го созыва уже принимал аналогичный закон - "О борьбе с преступностью в сфере экономики и коррупцией". Документ запрещал представителям власти и управления заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать содействие предпринимательским структурам, заключать с ними сделки, получать вознаграждение от физических и юридических лиц за выполнение или невыполнение должностными лицами своих служебных обязанностей. Обязывал их представлять декларации о доходах при назначении на должность, совершении имущественных сделок на сумму, превышающую стократную минимальную заработную плату. В соответствии с законом нарушение перечисленных правил должностными лицами, непредставление ими декларации о доходах или умышленное представление в ней недостоверной информации влекло отказ в назначении на должность или освобождение от занимаемой должности.
Те же нормы затем были продублированы в законе "Об основах службы в государственном аппарате", принятом парламентом чуть позже - в ноябре 1993 г. В дальнейшем они были развиты и детализированы в многочисленных подзаконных актах, регламентирующих деятельность государственных служащих.
Документ, принятый в прошлом году, содержит несколько иное (в отличие от предшествующих законов) определение коррупции; разграничивает полномочия органов и должностных лиц, занятых в сфере борьбы с коррупцией, и предполагает привлечение для этой цели дополнительных сил и средств.
Согласно новой формулировке, под коррупцией следует понимать умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.
Криминальными проявлениями коррупции в действующем уголовном законе признаются злоупотребление властью или служебным положением (ст.166 УК), хищение имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления должностным лицом своим служебным положением (ст. 91), получение должностным лицом взятки (ст.169), дача взятки (ст.170), посредничество во взяточничестве (ст.169-1). Три последних состава преступления называются в уголовно-правовой литературе одним термином - "взяточничество".
Установленная в санкциях этих статей ответственность за совершение криминальных проявлений коррупции достаточно сурова. До последнего времени, например, за получение взятки при отягчающих обстоятельствах была предусмотрена даже смертная казнь.
Таким образом, краткий обзор законодательства, регламентирующего борьбу с коррупцией, позволяет сделать вывод, что в целом необходимая правовая база в стране имеется. Она не идеальна и требует совершенствования, но вполне применима.
1.2. Ресурсное обеспечение борьбы с коррупцией
Вторым важным условием успешной борьбы с коррупцией является ее достаточное ресурсное обеспечение: кадры, занимающиеся этой проблемой, их финансирование и материально-техническая база.
В рассматриваемом законе установлено, что государственными органами, ведущими борьбу с коррупцией, являются органы внутренних дел, государственной безопасности, Прокуратура, Комитет государственного контроля, государственные налоговые органы.
Помимо этого, в органах внутренних дел, структурах государственной безопасности и в Прокуратуре для этой цели предусмотрено создание специальных подразделений по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В них также определяются лица, в функциональные обязанности которых входит осуществление взаимодействия в этой сфере. Координация их деятельности возлагается на Прокуратуру. Она же следит за законностью антикоррупционной деятельности.
Количество и влиятельность всех перечисленных органов и должностных лиц, занятых в сфере борьбы с коррупцией, по логике, должна предопределять соответствующие результаты их деятельности. Как известно, финансирование этой сферы традиционно неплохое. Кроме того, в действующем законе подчеркнуто, что финансирование и материально-техническое обеспечение спецподразделений является приоритетным и осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
1.3. Кадровое обеспечение
Несомненно, важнейшей составляющей успеха борьбы с коррупцией является профессионализм кадров. Их деловые и нравственные качества во многом определяют результативность намеченной в этой области политики. И хотя статистика зарегистрированных проявлений коррупции не отражает реальной картины, некоторое представление о работе "антикоррупционных" структур государства она все же дает. Итак, проанализируем некоторые показатели работы правоохранительных органов, характеризующие их квалификацию.
Если верить отчетам МВД, благодаря предпринятым этим ведомством усилиям число вскрытых фактов взяточничества за 2005 год возросло на 8,4%.
Несмотря на большое количество выявленных фактов взяточничества, до суда доводится лишь малая часть этих дел.
Небезынтересен также анализ уголовных дел по взяточничеству в отношении субъектов этого преступления - взяткополучателей. В основном это невысокого ранга сотрудники таможни, участковые инспекторы милиции, инспекторы ДПС ГАИ и другие, подобные им по служебному положению должностные лица.
В 2003 г. и.о. председателя Комитета по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и управления в интервью одной из газет заметил: "Высшие служебные чины фактически находятся за рамками закона.
Бессмысленная жестокость в обращении с людьми, еще не признанными судом преступниками, не являющееся необходимостью и убыточное для государства содержание их долгое время под стражей, неоправданное затягивание следствия - все это превратило этих людей в глазах общественности не в опасных коррупционеров, а в жертв репрессивной юридической системы, "стрелочников" в кампании по борьбе с коррупцией.
У людей стали возникать вопросы: если подследственные действительно совершили опасные должностные преступления, то почему их за это не судят согласно общепризнанным правовым принципам, гласно и с соблюдением конституционных прав? Если же многотысячная армия "борцов с коррупцией" так и не смогла добыть доказательств виновности подследственных, то почему их подвергают столь жестокому и унижающему их чувство собственного достоинства обращению? На что в таком случае идут деньги налогоплательщиков, расходуемые на содержание многочисленных структур по борьбе с коррупцией, спецподразделений?
Создание многочисленных структур по борьбе с коррупцией не оправдывает затраченных на их содержание государственных средств в силу низкого профессионального уровня сотрудников таких органов.
1.4. Поддержка населения
Перелом на фронте борьбы с коррупцией невозможен без поддержки населения. Количество людей, страдающих от произвола со стороны должностных лиц, намного больше числа коррумпированных чиновников. Привлечение граждан к сотрудничеству в противодействии коррупции помогло бы решить эту очень острую проблему. Однако, как показывает опыт, большинство россиян смирилось с непобедимостью коррупции и не предпринимает никаких действий для ее ограничения.
Начальник кафедры Института национальной безопасности, анализировавший материалы социологических исследований по проблеме коррупции, пришел к выводу, что повсеместные злоупотребления чиновников разуверили людей в возможности привлечения преступников к ответственности. Только 10,3% опрошенных людей жаловались на ущемляющие их законные права действия чиновников. На вопрос "Почему не жаловались?" респонденты отвечали, что считают жалобу делом бесполезным. Они убеждены, что злоупотребления должностных лиц стали правилом и что вышестоящие ведомства не заинтересованы в справедливом разбирательстве. Были среди опрошенных и те, кто боялся обращаться с жалобой из-за страха еще более усугубить свое положение, считая, что восстановление справедливости требует слишком много хлопот. Из всех жаловавшихся полностью удовлетворенными разбирательством остались только 2,3%; частично - 3,3%.
Остается только согласиться с выводом на этот счет: "В настоящее время в республике практически отсутствует действенная система контроля общества за деятельностью государственного аппарата, должностные лица которого наделены широкими властными функциями".
Между тем предложения некоторых чиновников создать для борьбы с коррупцией спецподразделения под эгидой ФСБ поддержки не получило. Как свидетельствует практика, эту меру можно сравнить с тушением пожара бензином. Чем больше создается структур, тем больше распространяется коррупция, притягивая все больше новых "борцов", контролеров и проверяющих.
Известный русский юрист П.Александров, много лет назад выступая на одном из судебных процессов, заметил, что есть только одно средство дезинфекции от инфекционного вируса коррупции - гласность и свобода слова. Может быть, есть смысл использовать этот старый рецепт? Ведь государство излечить свой аппарат от коррупционной болезни так и не смогло.
2. ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ
С начала 80-х годов в СССР борьба с коррупцией стала излюбленным средством политической борьбы, а зачастую обыкновенной расправы с неугодными. В 1983 году министром внутренних дел СССР был назначен Виталий Федорчук, объявивший войну коррупции в МВД. По мнению многих экспертов, в результате этой борьбы из МВД были изгнаны не только коррумпированные чиновники, но и масса опытных оперативных работников. И не удивительно, ибо целью этой кампании была не борьба с коррупцией, а борьба за ослабление МВД как организации. Эта так называемая "борьба с коррупцией" была банальной расправой победителя - председателя КГБ СССР Юрия Андропова, ставшего генеральным секретарем ЦК КПСС с проигравшим в борьбе за власть конкурирующим ведомством. Ряд экспертов утверждает, что МВД до сих пор не оправилось от разгрома, учиненного Федорчуком.
В середине 80-х в средствах массовой информации появились сенсационные разоблачения коррупции в Узбекистане, а также в ряде южных областей РСФСР. Журналисты со слов сотрудников правоохранительных органов сообщали о бесчинствах местных партийных руководителей. Десятки могущественных в прошлом партийных и государственных чиновников были отстранены от власти, кое-кто даже оказался в тюрьме. А спустя несколько лет в прессе появились статьи из которых следовало, что работники спецслужб - недавние герои "очистительной войны с коррупцией" если не преступники, то по меньшей мере злостный нарушители "социалистической законности". СМИ сообщали о том, что показания выбивались под пытками, что тысячи ни в чем не повинных граждан длительное время содержались в следственных изоляторах в ужасных условиях. Журналисты требовали у бывших следователей, ставших известными политиками, предъявить все-таки доказательства недавних громких разоблачений. Но те продолжают отмалчиваться, лишь изредка заявляя, что "все доказательства были в деле, которое им не дали довести до конца".
Летом 1993 году Россию потрясла новая волна разоблачений. Сторонники председателя Верховного Совета России Руслана Хасбулатова обвинили в коррупции и злоупотреблениях сторонников президента Ельцина. Те в долгу не остались. Политические противники долго обвиняли друг друга в фальсификациях компрометирующих материалов. Ни одно дело в суде так и не было рассмотрено.