Борьба с коррупцией в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:44, реферат

Описание

Слово "коррупция", которое широко используется российскими средствами массовой информации, "Толковый словарь русского языка" относит к "книжной" лексике. Таким образом, с одной стороны, оно у всех "на слуху", с другой - привнесено в массовое сознание извне. Последнее время наблюдается тенденция к расширению смысла самого этого понятия, что находит отражение в новейших словарных дефинициях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………3

1. КОРРУПЦИЯ И ВЛАСТЬ …………………………………………………………………….4
1.1. Законодательная база ……………………………………………………………………….4
1.2. Ресурсное обеспечение борьбы с коррупцией …………………………………………….5
1.3. Кадровое обеспечение ………………………………………………………………………5
1.4. Поддержка населения ……………………………………………………………………….6

2. ИСТОРИЯ НАЧАЛА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ ……………………………7

3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ …………………………………………………...9
3.1. Гражданское Общество и борьба с коррупцией …………………………………………..9
3.2. Формы и виды коррупции, их классификация …………………………………………..10
3.3. Доля коррупции в структуре преступности ……………………………………………...11
3.4 Структура коррумпированных лиц ……………………………………………………….12

4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ ………………………………………...15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРРЫ ………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

борьба с коррупцией в россии.doc

— 122.00 Кб (Скачать документ)

 

3.4. Структура коррумпированных лиц

Коррумпированность - это один из признаков, характеризующих организованную преступность как явление. Проведенное исследование свидетельствует, что взяточничество в деятельности этих групп не является обособленным преступлением, оно неразрывно связано с совершением других видов преступлений и является главным фактором, затрудняющим борьбу с организованной преступностью.
Если ранее организаторы преступных групп только стремились поддерживать доверительные отношения с вышестоящими должностными лицами, то в настоящее время эта связь стала стойкой и постоянной. И та и другая стороны заинтересованы в поддержании этой связи, т.к. она является взаимовыгодной. Организаторы группы посредством ее имеют возможность получить необходимое сырье, оборудование, располагать информацией о возможных проверках, обеспечивая защиту группы от этих проверок и т.д.
"Покровитель" заинтересован в постоянной денежной компенсации за оказание услуг, а также их росте. Таким образом взаимная заинтересованность этих лиц друг в друге приводит к коррупции, которая поражает целые отрасли народного хозяйства и регионы страны.

Как правило лидеры преступных формирований изыскивают любые возможности по налаживанию "деловых" связей с различными должностными лицами в целях обеспечения безопасности и активного функционирования. Эти связи можно разделить по уровням и функциям.

К первому, и самому могущественному уровню можно отнести должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, в сфере деятельности которых входят вопросы федерального значения.

Ко второму уровню - должностных лиц, занимающих государственные должности субъектов федерации.

К третьим - должностных лиц, осуществляющих функции представительной власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ.

Представленная схема не является обязательной для всех организованных групп, т.к. деятельность каждой из них обусловлена спецификой преступной деятельности, финансовыми возможностями и авторитетом лидера данной группы. Каждое должностное лицо или представитель власти выполняет свою четко определенную функцию, отведенную им в преступном формировании и получает за это соответствующее вознаграждение с учетом должностного положения и оказанных услуг, а некоторые из них переходят в разряд активных исполнителей конкретных посягательств.

Естественно, лица занимающиеся разное должностное положение обладают и разными возможностями по защите групп. Так, например, работающие в министерствах могут оказывать воздействие как на подчиненных им лиц, так и на представителей государственных органов той территории, на которой непосредственно действует группа.
Руководители местной власти (краевого, областного, районного, городского уровня) оказывают такое же воздействие на любые контролирующие органы, в том числе и правоохранительные, действующие на подведомственной территории.

Не всегда лицо, защищающее от разоблачения преступную группу, действует открыто. Для этого используется большое количество посредников, причем проследить от кого же исходило указание, зачастую невозможно.

Помимо лиц, занимающих определенные должности в государственных учреждениях, зачастую защитные функции выполняют и представители партий, депутаты. Не обладая государственно-властными полномочиями и не влияя непосредственно на работников контролирующих органов, депутаты, находясь на одной ступени иерархической лестницы с руководителями местной власти, фактически оказывает давление через них на любые органы, действующие на территории.

Что касается представителей правоохранительных органов, то их функции защиты заключаются в недопущении проверок, проводимых сотрудниками правоохранительных органов, а в случае, если они проведены по независящим причинам - утаивания их результатов. Если же уголовное дело все же возбуждено, то их цель становится "развал" этого дела любым способом (компрометация сотрудников, ведущих уголовное дело, передача его от одного следователя другому, воздействие на свидетелей и раскаявшихся обвиняемых и т.п.).

Помимо обеспечения защиты группы от разоблачения, расхитители используют взяточничество для решения разного рода проблем, связанных с функционированием в сфере экономики страны.

Американское законодательство выделяет несколько возможных субъектов коррупции: публичный служащий, партийное должностное лицо, профсоюзный деятель.

Российское Уголовное Уложение 1903 г. (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещенные им по роду службы имущественные сделки. В соответствии со ст.683 Уголовного уложения наказывался служащий, "на ком лежала обязанность наблюдения за имущественными или иного имущественного договора предприятием, или производства торга, или надзора за указанными действиями, виновный в воспрещенном ему законом участии в сих предприятий или договоре, или в законодательстве по договору от своего имени или от имени своей жены, или через подставное лицо".

Согласно Уголовному кодексу Франции 1810 г. (ст175) карается любое должностное лицо, публичный служащий, агент Правительства, который "открыто, либо посредством притворных актов или с помощью подставных лиц получит или извлечет какую-либо выгоду из сделок, торгов, предприятий, полностью или частично находящихся или находившихся во время совершения этого деяния в его ведении или под его надзором.
В законодательстве США о полиции указывается, что полисмен не имеет право продолжать свои охранные или сыскные функции после работы за дополнительную плату.

У полисменов не должно быть родственников, являющихся владельцами кафе, магазинов, казино, увеселительных заведений с азартными играми, продающих спиртные напитки, торгующих лотерейными билетами, табачными изделиями. Все эти ограничения направлены на борьбу со скрытыми формами коррупции.

В нашей стране действовали "Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях", утвержденные Постановлением СНК РСФСР 21 декабря 1922 г. Этими правилами запрещалось для служащих многие виды совместительства, и нарушившие запрет сотрудники государственных учреждений и предприятий привлекались к ответственности за получение и дачу взятки.

Действующие нормативные акты, в целях борьбы с коррупцией, запрещают отдельным категориям служащих работу по совместительству. Закон "О прокуратуре РФ" не разрешает совмещать службу в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной и педагогической деятельности. Аналогичный запрет существует для судей (Закон "О статусе судей РФ"), и для работников милиции (Закон "О милиции").

В федеральном законе "Об основах государственной службы РФ" дан перечень видов деятельности, несовместимых, по мысли законодателя, с государственной службой. Так, государственный служащий не может занимать другую должность ни при каких условиях: ни по совместительству, ни по контракту. Он не может быть предпринимателем, акционером, иметь материальный интерес в банковских структурах, иначе говоря, иметь источник дохода от эксплуатации капитала. Он не может получать за свою дополнительную деятельность вознаграждение от других юридических и физических лиц.
Государственный служащий не может состоять в близком родстве или свойстве с другими государственными служащими, если их служба связана с непосредственным подчинением и подконтрольностью одного из них другому.

 

4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ

 

В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней "доступны" все существующие формы преступного поведения. Самым опасными "функциональными", или "профессиональными" формами их преступного поведения являются государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мировыми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью.

Особенности коррупции от других видов преступлений - характеризуется неполнотой и фрагментарностью регистрации как в отдельных странах, так и во всем мире, имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения".

Ядром коррупции является взяточничество. Однако, даже это деяние практически не значится в ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира. Например, в США взяточничество учитывается по арестам подозреваемых и обнародывается лишь в графе "все другие преступления". Выделить арестованных взяточников невозможно В то же время, в гл.2 Свода Законов США "Дача взятки, подкупа, и конфликты интересов" имеется 25 статей, предусматривающих уголовную ответственность за различные формы взяточничества . В 1989 г. был принят дополнительный закон борьбы с коррупцией. Кроме того, каждый штат имеет собственные законы, направленные на борьбу с этим явлением.

В статистике Франции взяточничество "запрятано" в грифу экономических и финансовых преступлений, в Германии - в графу о должностных преступлениях, в Англии и Уэльсе в числе подлежащих регистрации преступлений также нет сведений о коррупции чиновников, ответственность за которую может наступить по общему и статусному праву. И лишь в Японии эти сведения публикуются отдельной строкой, но не в числе учтенных преступлений, а в общем количестве подозреваемых лиц, чьи дела были рассмотрены государственным обвинителем. Так, например, в 1989 г. было выявлено 426 лиц, или 0,02% от всех подозреваемых, а в 1992 г. - соответственно 392 и 0,01%.

В России ГИЦ МВД РФ с 1993 г. стал отслеживать отдельно также коррупцию государственных служащих по их должностному положению. Однако эти данные, вопреки требованиям Закона о государственной тайне имеет гриф "секретно".
По данным всех обзоров ООН, удельный вес взяточничества в 1970-1990 гг. не превышал 1% в структуре 10-12 видов преступлений, отслеживаемых международным сообществом. За 1986-1990 гг. оно увеличилось в мире на 8%.

Некоторые страны (Канада, США, ФРГ и др.) вообще не заполняли графу о взяточничестве и коррупции. Большинство стран (Англия и Уэльс, Франция, Италия, Швеция, Греция, Швейцария, Испания, Финляндия и др.) привели сведения о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество или осужденных. И лишь некоторые страны (Болгария, Турция, Румыния, Польша, Норвегия, Израиль, Чехия, Австрия сообщили о зарегистрированных случаях коррупции. Наиболее, высокий ее уровень наблюдается в Румынии, Турции, Испании, Польше, Чехии, а самый низкий - в Англии и Уэльсе, где в 1986г. не было привлечено ни одного человека, а в 1990 г. - один, но и тот не был осужден. В 9 странах из 18 представивших необходимые введения, взяточничество в 1986-1990 гг. увеличилось, а в остальных - уменьшилось. Удельный вес привлеченных за взяточничество в 1990 г. колеблется от 0,002 % (Англия и Уэльс) до 1,1 (Румыния), а осужденных - от 0,006 % (Финляндия) до 0,07 % (Португалия). Число осужденных за взяточничество по большинству стран составляло не более половины от количества подозреваемых. Но имелись и другие данные. В Израиле, привлекалось 183 подозреваемых, а осуждено (с учетом предыдущего года) 212 человек. В Румынии учтено 18 649 случаев взяточничества, но по делам проходило лишь 2 665 обвиняемых и 636 осужденных (3,4 % от регистрации), а в 1990 г. это соотношение составило 8,6 %.

Если бы реальная коррупция в мире соответствовала статистическому отражению хотя бы взяточничества, то не было бы той международной озабоченности, которая проявилась в последнее время.

В 1989 г. под эгидой ООН прошел международный семинар по проблеме коррупции в сфере государственного управления в Гааге, результаты которого послужили серьезной предпосылкой рассмотрения этой проблемы на Восьмом Конгрессе ООН.

В феврале 1995 г. Совет Европы, куда в настоящее время входит и Россия, созвал междисциплинарную группу по проблеме коррупции. Она рассматривалась Организацией американских государств, Европейским Союзом, Европейской комиссией и другими международными объединениями.

Коррупция была одной из важных тем на девятом Конгрессе ООН (Каир, 1995 г.), где вместе со всем комплексом вопросов обсуждался и проект международного кодекса поведения государственных должностных лиц.

Один лишь неполный перечень проведенных мероприятий заставляет серьезно сомневаться в объективном учете коррупции, ибо если бы уровень коррупции был действительно таким, каким он отражен в сборниках криминальной статистики, то не было бы особой нужды проявлять такое беспокойство международному сообществу.

О современном российском государстве, как власти криминализируемой, т.е. подвергающейся разложению коррупции чиновничества и депутатского корпуса, говорится давно и убедительно. Еще в первом после принятия Конституции 1993 г. Послании Президента РФ Федеральному Собранию признавалось, что "коррупция проникла в государственный аппарат".

Гораздо страшнее, что само государство, как организация публичной власти, как корпорация профессионалов - управленцев, как механизм поддерживания общественного правопорядка стало источником нарушения законодательства ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в ряде сфер - инкубатором преступных проявлений и лиц, их совершающих. Налицо криминальная приватизация самой власти, коррупция во всех эшелонах госмеханизма.

Материалы о разоблачении преступных групп показывают, что организованная преступность не может существовать без "поддержки" государственных структур, точнее, ее коррумпированной части. Без такой поддержки, например, не смогла бы набрать СИЛУ и группировка "Вэпса", действовавшая на дальнем Востоке. Во время обыска на квартире одного из лидеров группировки, обнаружен список директоров "нерусской" национальности, который был составлен главным инспектором Находкинской налоговой инспекции Дубовченко. А некоторые руководители местных правоохранительных органов брали кредит в том же банке "Находка" в сумме 100 млн. руб. каждый уже под 25 % годовых. Не брезговали дружбой с лидерами криминальных структур и местные воинские начальники.

Еще более опасно для общества и государства слияние криминальных структур с политическими силами как в масштабах страны, так и на региональном, местном уровне.
За 1995 г. прокуратурой РФ возбуждены уголовные дела на 1200 коррупционеров в разных государственных структурах. Из органов прокуратуры уволены по порочащим обстоятельствам 109 работников, некоторые из них отданы под суд. Из МВД уволены около 28 000 сотрудников, из них к уголовной ответственности привлечено 1 500 человек.
Коррупция приобрела в современной России угрожающий размах, пронизав собой все уровни социальной структуры. Действия коррупционеров ведут или уже привели к развалу экономики России, быстрому исчерпанию ее природных ресурсов, обнищанию народа.
 

Информация о работе Борьба с коррупцией в РФ