Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 22:44, реферат
Слово "коррупция", которое широко используется российскими средствами массовой информации, "Толковый словарь русского языка" относит к "книжной" лексике. Таким образом, с одной стороны, оно у всех "на слуху", с другой - привнесено в массовое сознание извне. Последнее время наблюдается тенденция к расширению смысла самого этого понятия, что находит отражение в новейших словарных дефинициях.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………………3
1. КОРРУПЦИЯ И ВЛАСТЬ …………………………………………………………………….4
1.1. Законодательная база ……………………………………………………………………….4
1.2. Ресурсное обеспечение борьбы с коррупцией …………………………………………….5
1.3. Кадровое обеспечение ………………………………………………………………………5
1.4. Поддержка населения ……………………………………………………………………….6
2. ИСТОРИЯ НАЧАЛА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ В РОССИИ ……………………………7
3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ …………………………………………………...9
3.1. Гражданское Общество и борьба с коррупцией …………………………………………..9
3.2. Формы и виды коррупции, их классификация …………………………………………..10
3.3. Доля коррупции в структуре преступности ……………………………………………...11
3.4 Структура коррумпированных лиц ……………………………………………………….12
4. ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ КОРРУПЦИИ ………………………………………...15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРРЫ ………………………………………….19
И новые разоблачения наблюдатели склонны рассматривать исключительно через призму политической борьбы. Едва Лев Рохлин сделал свои разоблачения, как в прессе появились материалы разоблачающие самого Рохлина. Командующий воздушно-десантными войсками России Евгений Подколзин заявил, будто Рохлин виноват в гибели во время штурма Грозного 131-й бригады. "Я 131-й бригадой никогда не командовал, она ни секунды не была в моем подчинении", - заявил в ответ Лев Рохлин. Депутат считает, что честно выполнил в Чечне свой долг, выразив свой протест против войны тем, что не принял за участие в ней никаких званий и наград. Что же касается Евгения Подколзина, то, как заявил Лев Рохлин, "генерал-полковник Подколзин туда ни разу не ездил. Да, я знаю, в то время, когда начались боевые действия в Грозном, генерал-полковник Подколзин отдыхал на Средиземном побережье, и не стал бросать свой отдых, и не приехал к своим солдатам для того, чтобы, по крайней мере, сохранить чью-либо жизнь. И если, протестуя против чеченской войны, он продолжал посылать туда солдат, зачастую, необученных, то этот протест выглядит очень даже непонятно". Лев Рохлин заявил, что в отместку против него начата кампания травли. Согласно сообщению "Федеральной службы новостей" от 8 июля 1996 года Лев Рохлин заявил: "вступив на минное поле, я прекрасно понимаю, что не справлюсь, если меня не поддержат остальные. Однако я осознанно пошел на это. Если министерство обороны возглавит человек, который наведет порядок, а я лично потеряю все - я все равно выиграл".
10 июля "Независимая газета" сообщила, что два года назад по распоряжению правительства Минфин проводил проверку финансовой деятельности МО РФ. В итоговом 11страничном докладе Виктору Черномырдину, где перечисляются выявленные нарушения, целых три страницы отводится анализу финансовых злоупотреблений в Главном управлении международного военного сотрудничества МО РФ. Названы и непосредственные виновники всех этих нарушений - начальник Главка генерал-полковник Марковский и начальник финансово-экономической службы генерал-майор Ульянов. Впоследствии оба генерала были уволены из армии. Но через некоторое время Ульянов не без помощи Льва Рохлина, председателя комитета по обороне Госдумы РФ, стал аудитором Счетной палаты. Ему были переданы все вопросы контроля финансово-хозяйственной деятельности Министерства обороны. Именно Ульянов активно участвовал в подготовке сенсационного доклада Льва Рохлина.
3. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Рассмотрение вопросов правового регулирования государственной и муниципальной службы, а также связанных с ними проблем борьбы с коррупцией не представляется возможным без изучения некоторых исторических аспектов происхождения государства, формирования института государственной службы и законодательного оформления статуса государственных и муниципальных служащих.
3.1. Гражданское Общество и борьба с коррупцией.
К Гражданскому Обществу относятся все организации, предприятия, учреждения которые формально не входят в органы государственного или муниципального управления. В Гражданское Общество входят многочисленные ассоциации, союзы, фонды, которые отстаивают интересы как отдельных групп населения, так и общества в целом. И чем активнее граждане участвуют в общественных делах в государстве, тем охотнее они подчиняются нормам права, которые законодатель закрепил благодаря их усилиям.
Развиваясь Гражданское Общества требует большего общественного контроля за деятельностью органов власти и управления. Однако даже приверженцы демократических преобразований во власти не приветствуют контроль со стороны общества за деятельностью государственных структур. Властными структурами не выделяются необходимые ассигнования, ограничивается доступ к информации, выдвигаются обвинения в шпионаже в пользу других государств и т.д. Но в целях демократизации общества, для избежания неадекватных методов решения правительством общественных задач необходимо тесное сотрудничество органов власти и Гражданского Общества. И историческое развитие многих государств показывает все большее влияние Гражданского Общества на государственные и муниципальные органы власти.
После распада коммунистической диктатуры в России началось складываться Гражданское Общество. Чему способствует законодательное закрепление существования организационных форм Гражданского Общества. Это и законодательство посвященное политическим партиям, некоммерческим организациям, это и законодательство о средствах массовой информации.
Гражданское Общество в России, даже в период своего развития, должно быть обеспокоено и проблемами с развитием коррупции в стране. Так как в коррупционных связях участвуют две стороны должностные лица и частный сектор, или должностные лица и преступные группировки, но в любом случае Гражданское Общество становится жертвой этой преступной связи. А принимая во внимание, что должностные лица находятся в обществе существуют разные способы общественное воздействия на коррупционеров для достижения общественного блага. Коррупция также может проникнуть и в организационные образования Гражданского Общества, для эффективного продвижения корыстных интересов. В противовес этому правительство должно предоставлять Гражданскому Обществу законодательное закрепление свободы слова, собраний и нормального функционирования организационных образований.
Стратегия действий Гражданского Общества в борьбе с коррупцией.
Стратегия сводится к трем моментам: сначала, эти действия имеют целью построения широкой коалиции против коррупции, сводя вместе группы, которые - явно не сторонники и не противники коррупции. Программа борьбы с коррупцией должна начинаться с соглашения между правительством и Гражданским Обществом.
Высшие должностные лица и представители Гражданского Общества должны в ходе конструктивного диалога обозначить основные этапы борьбы с коррупцией, и определиться в понимании этого негативного явления.
Эти консультации должны расширятся, чтобы включить в ход обсуждения различных лидеров - бизнеса, журналистов, религиозные деятелей, представителей науки, различные неправительственных активисты, чтобы выявить различные интересы состояние которых улучшится в результате борьбы с коррупцией.
В ходе таких переговоров необходимо следовать следующим правилам поведения:
в ходе переговоров не должны исследоваться индивидуальные случаи коррупции в отношении конкретных лиц, переговоры должны быть направлены на создании единой коалиции для выдвижения реальных методов борьбы с коррупцией в стране. Политическая направленность переговоров не должны пытаться отстаивать интересы определенных групп лиц, а интересы общества в целом.
Когда нет глобальных рецептов против коррупции, национальные главы приспосабливают программы анти-коррупции в потребностях своих собственных областей.
3.2. Формы и виды коррупции, их классификация
По существу, все охраняемые законом общественные отношения могут стать объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц. В частности, ими могут быть совершены : государственная измена и разглашение государственной тайны, контрабанда, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, должностной подлог, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и вынесение заведомо неправосудных приговора, решения, или иного судебного акта и т.д. Однако, если большинство этих преступлений есть лишь результат подкупа должностных лиц, как бы следствие коррупции, то некоторые из них выражают саму суть данного явления, когда работники аппарата управления используют свою должность для незаконного обогащения.
Указ Президента РФ "О Борьбе с коррупцией в системе государственной службы" от 4 апреля 1992 г. запрещает служащим, включая и должностных лиц государственного аппарата, выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства, за исключением научной, преподавательской, творческой деятельности, а также представлять за вознаграждение интересы третьих лип в государственном органе в котором они работают. Этот запрет относится и к работе по совместительству в различных организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Действующее уголовное законодательство предусматривает этот вид коррумпированного поведения должностного лица в норме о незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ).
Исходя из рекомендаций 8 Конгресса ООН (Куба, 1990 г.) и анализа ситуации в России, помимо таких традиционных проявлений коррупции как получение взятки и злоупотребление служебным положением, дополнительно можно выделить следующие признаки подобного рода деяний, не наказуемых уголовным законом:
- использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры и обналичивание денег;
- предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечение государственных ресурсов;
- использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах;
- бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их "переброски" в иные предпринимательские организации, политические партии;
- "лоббирование" при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных лиц (групп);
- различного рода злоупотребления служебным положением (уголовно не наказуемые) в процессе приватизации, сдачи в аренду , лицензировании квотировании.
Одним из наиболее опасных для общества видов коррупции является как известно, использование служебного положения для содействия или прямого оказания помощи организованным криминальным структурам.
3.3. Доля коррупции в структуре преступности
Сравнение данных МВД и данных ученых экспертов выявило серьезные расхождения в оценке официальной (учтенной) и неофициальной (экспертной) оценке состояния коррупции в Российской Федерации, причем весьма существенные.
По данным экспертных оценок в 2005 году по сравнению с 1995 г. Уменьшилось на 1/7 число зарегистрированных должностных хищений, почти в 2 раза увеличилось число взяточничеств, и на 1/3 количество злоупотреблений служебным положением.
Официальные данные о коррупции в России за 16 лет в динамике за 1980-1995 г.г. указывает на тенденцию стабильного роста коррупции (взяточничества), которая сохраняется и далее. И нельзя не согласиться с Ю. Болдыревым в том, что "У России нет экономических проблем - есть безответственность, бесконтрольность и коррупция среди высших чиновников".
За период 1980-1989 гг. на первом месте по числу зарегистрированных преступлений по факту взяточничества в СССР оставалось РСФСР и меньше всего регистрировалось в Эстонской ССР.
Тенденция роста коррупционных преступлений в России продолжалась. Если в 1980 г. было совершено 3268 преступлений, то в 1995 г., то в 1995 г. увеличилось до 4889 преступлений (49,6%).
По данным МВД за истекшее пятилетие общее количество выявления экономических преступлений возросло в 1,5 раза; взяточничества - в 2 раза; незаконных сделок с валютными ценностями - в 13 раз; контрабанды и нарушений таможенного законодательства в 27. Количество выявленных организованных преступных групп, имевших коррумпированные связи, возросло почти на четверть.
По версии МВД России реальных позитивных изменений криминогенной ситуации в экономике к 2000 году не произойдет, рост преступлений сохранится до конца прогнозируемого периода и может составлять ежегодную величину в пределах 20-40%.
Региональная деференциация выявляемости коррупции по 11 экономическим районам России характеризуется резкими перепадами их уровня. Высшие показатели фиксируется в Центральном (в 1995 г.- 42,3 тыс.), Поволжском (23,7 тыс.), Северо-Кавказком (20,9 тыс.) и Уральском (22,6 тыс.) экономических регионах. При этом наивысший процент роста выявляемости коррупции по сравнению с 1994 г. отмечается в Северо-Западном (78,4%), Центральном (414,7%), Уральском (34,5%) экономических регионах. Низкий уровень в динамике выявляемости отмечается в Северном (13,7%), Дальневосточном (12,8) экономических регионах.
Значительные различия в показателях выявляемости преступлений объясняются как отличиями регионов в социально-экономическом развитии, так и субъективными факторами (например, уровнем структурно-штатного и технического обеспечения ОВД).
Если сравнивать число возбужденных дел и направленных в суд в отношении должностных лиц в регионах России с общими показателями, то оно будет исчисляться десятками, а в некоторых районах - единицами.
В 1996 г. работа судов характеризовалась следующими показателями. Преступления уголовных дел в районных (городских) судах увеличилось с 562 тыс. до 608 тыс. Или на 8,3% (в первом полугодии 1995 г. на 18,7%), а в субъектах РФ напротив - сократилось (с 5389 до 5286). Общее число осужденных судом возросло (по сравнению с 1995 г.) с 530 тыс. до 597 тыс. или на 12,7 %. Рост числа осужденных за взяточничество увеличилось с 615 человек (1995 г) до 802 человек в 1996 году т.е. на 30,4%.
В 1996 году за коррупцию было привлечено больше всего работников министерств, комитетов и структур на местах (41,1 %). Крайне негативна последствием коррупция в правоохранительных органах, в 1996 г. к ответственности за преступления было привлечено 26,5 % от общего числа коррумпированных лиц.
От эффективности борьбы с коррупцией зависит число выявленных, возбужденных уголовных дел и привлеченных к уголовной ответственности коррупционеров.
По данным МВД РФ в 1996 г. было возбуждено уголовных дел на 3688 коррупционеров, из них на 2625 должностных лиц в органах государственного управления.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что криминологическая характеристика коррупции в стране самая неблагоприятная за последние 35 лет.
Вся преступность за 10 лет перестройки возросла в 2 раза, двадцатикратно обгоняя прирост населения. Ежегодные темпы увеличения зарегистрированной преступности в 1990-1996 г.г. составляют 32-35%. Доля экономической преступности подскочила с 50% до 70% и при этом ее латентность увеличилась более чем на 90%. Не выявленное взяточничество, по исследованиям, достигло 98%. Лишь в отношении 70% взяточников от общего числа возбуждаются уголовные дела. Привлекаются к уголовной ответственности из них только половина, приговариваются к лишению свободы судами 19%. При этом число уголовных дел о взятках, переданных в суды прокуратурой за 1986-1996 г.г. уменьшилось более, чем в шесть раз5.