Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:57, контрольная работа
Как мы знаем в условиях рыночной экономики перед обществом встает множество целей. Под целевой функцией понимают ее экономическое содержание и структуру, методы формирования и определения оптимальных уровней целей. Возникает принципиальный вопрос: следует ли правительству стремиться к достижению нескольких целей одновременно, или лучше определить приоритеты и распределять по порядку?
1. Целевая функция экономической политики.
2. Методы моделирования экономических процессов
3. Проблема выбора характера экономической политики
4. Виды экономической политики и набор ее инструментов.
5. Совокупность целей экономической политики. Основные и прикладные цели.
6. Инструменты экономической политики государства.
7. Выбор характера экономической политики. Результативность экономической политики.
Список использованной литературы
Содержание:
1. Целевая функция экономической политики.
2. Методы моделирования экономических процессов
3. Проблема выбора характера экономической политики
4. Виды экономической политики и набор ее инструментов.
5. Совокупность целей экономической политики. Основные и прикладные цели.
6. Инструменты экономической политики государства.
7. Выбор характера экономической политики. Результативность экономической политики.
Список использованной литературы
1.Целевая функция экономической политики.
Как мы знаем в условиях рыночной экономики перед обществом встает множество целей. Под целевой функцией понимают ее экономическое содержание и структуру, методы формирования и определения оптимальных уровней целей. Возникает принципиальный вопрос: следует ли правительству стремиться к достижению нескольких целей одновременно, или лучше определить приоритеты и распределять по порядку?
Как доказано мировой экономической теорией и подтверждено хозяйственной практикой, второй подход имеет бесспорные преимущества и эффективнее.
Во - первых, в развитом рыночном хозяйстве регулирующий потенциал государства ограничен. Даже в благополучной экономике для достижения сразу нескольких масштабных целей у него может не хватить средств. Поэтому линию правительства, в частности его подход к политическим целям нередко диктуют текущие обстоятельства, то, что происходит в экономике сегодня. Такое особенно характерно для стран с переходной экономикой, попавших в длительную полосу кризисов и нестабильности, когда правительству приходится заботиться не столько о разработке эффективной стратегии долгосрочного развития, столько о том, чтобы вовремя оценить настоятельность ближайших проблем, ежечасно порождаемых неустойчивой экономикой, и успеть найти им удовлетворительные решения.
Обратимся, например, к национальной экономике Казахстана. Оно обремено столь многочисленными неурядицами, что безотчетное желание политиков побыстрее преодолеть трудности, поочередно продвигаясь по разным направлениям и постоянно меняя приоритеты вполне объяснимо и, вообще говоря, вызывает симпатии. И все же оказалось намного лучше, когда на первое место в списке политических предпочтений была поставлена проблема инфляции.
От того, что стала она умеренной и контролируемой зависит появление стимулов к труду и инвестированию капитала, состояние денежных системы и государственных финансов, качество управления экономикой, а значит перспективы реализации всех других целей.
Во-вторых, большинство регуляторов, находящихся в распоряжении государства, оказывают противоречивое воздействие на элементы целевой функции. Так, меры государства, направленные на стабилизацию инфляционного процесса, приводят к ухудшению ситуации на рынке труда; ограничение денежной массы, способствующее торможению инфляции и гашению адаптивных ожидании, вызывает увеличение процентных ставок и замедление роста производства: выделение бюджетных ассигнований на создание рабочих мест и выплату пособий оборачивается нарастанием инфляций и т.д. Следовательно, одновременное достижение нескольких целей разными инструментами весьма противоречиво из-за их перекрестного воздействия, что приводит к непредсказуемым результатам.
Как поступить государству? Пожалуй, целесообразнее всего является упорядочение целей экономической политики и сосредоточением усилий на ее достижении. Если целевая функция принимает вид функции предпочтения, процесс ее формирования распадается как бы на две части. Одна сторона дела обеспечиваются высшими правительственными чиновниками. Их обязанность - на основе любой политической процедуры четко определить предпочтения, очередность решения социально- экономических проблем. С другой стороны, к разработке целевой функции привлекаются эксперты- экономисты. Задача последних - передать государственным деятелям пакет готовых вариантов экономической политики, каждому из которых соответствует определенные значения целей регулирования (уровня инфляции, темпа экономического роста, размеров безработицы). На ряду с представлением целей в виде упорядоченной последовательности важной проблемой является размерность целевой функции.
Количество целей определяет сферу государственного регулирования экономики.
Так, при прочих равных условиях, в рыночной экономике их будет меньше, чем в административно- командной. Действительно, в рыночной экономике государство берет на себя решение только тех проблем, с которыми не справляется рынок.
Я.Тинберген, формулируя в 50- годы подходы к исследованию экономической политики, считал необходимым ввести в целевую функцию восемь элементов: объем государственных расходов; темп изменения реальной заработной платы; уровень занятости; показатель распределения доходов; размеры инвестиции; совокупный спрос; уровень производства; сальдо платежного баланса.
2.Методы моделирования экономических процессов.
Эффективное и научное - обоснованное регулирование экономии предполагает необходимость предвидения последствий принимаемых экономико-политических решений, поскольку любая программа рассчитана на более или менее долговременную перспективу. Выработка достоверного прогноза возможна на основе использования методов и моделей научного прогнозирования. Рассмотрим основные методы и модели экономического прогнозирования.
Основная масса прогностических моделей разработаны с применением методов эконометрической техники. В свою очередь, создание аналитического аппарата, превратилось в излюбленное занятие многих экономистов- математиков, весьма усовершенствовавших его технику, и по существу превративших современную эконометрику в науку о прогнозировании.
С некоторыми элементами этого аппарата вы познакомились, когда изучали производственные функции, модели Леонтьева, Домара- Харрода, Тинбергена и др. Именно они образуют методологическую основу среднесрочных (на период от двух до пяти лет) и долгосрочных (от пяти до десяти лет) макромоделей прогноза. Крупномасштабные эконометрические модели имеют многоцелевое назначение и используются как для прогнозирования экономических переменных (уровня безработицы, темпа роста цен, и т.д.) в определенный период времени, так и для выявления тенденций развития национальной экономики. На их основе можно дать оценку вероятных последствий тех или иных политических решении, воздействуя на национальную экономику какого- либо мирохозяйственного фактора.
Экономический аппарат позволяет решать и более узкие задачи прогнозирования. Когда надо оценить динамику экономического параметра и известен достаточно длинный ряд его значений, разрабатывается функция, которая в максимальной степени аппроксимирует эти значения. Предполагается, что в расчетной перспективе наш параметр будет изменяться в соответствие с данной функцией. Таким способом можно с достаточной степенью точности предсказать движение цен на товарных рынках, получить прогноз численности населения и т.п. Чем дальше отодвигается горизонт прогнозирования, тем ниже точность таких расчетов. Проблема здесь состоит в том, что модель всегда имеет дело со строго определенным количеством переменных, тогда как в действительности объект прогнозирования (объем ВНП, уровень цен и т.п.) находится под воздействием более сложного комплекса факторов. Некоторые из них срабатывают очень быстро, влияние других обнаруживается в отдаленном будущем, предвидеть его характер порой не представляется возможным. Иными словами у экономиста- теоретика есть достаточные основания утверждать, что, допустим, в ближайшем году цены на нефть окажутся в зависимости от пяти основных факторов и именно они должны быть учтены при составлении краткосрочного экономического прогноза. Но его разработчик будет полностью дезориентирован, если теоретик возьмет на себя смелость заглянуть вперед лет на десять.
Аппарат эконометрики в принципе не рассчитан на оценку социально- политических обстоятельств, неожиданных прорывов в сфере науки и технологий, а, следовательно, не позволяет сформировать объемные представления о том, что может, случится в будущем. Следует помнить и о сильной зависимости экономико-математических расчетов от качества статистической информации. Когда она недостаточна по объему и, тем более недостоверна и труднодоступна, снижение уровня прогнозирования становится неизбежным, даже если был задействован самый совершенный эконометрический аппарат. Так, что вполне возможно, что в итоге долгосрочного экономического прогнозирования результат получится «точным», т. е выражен определенным числом, но неправильным.
Отсюда вытекает необходимость подкрепления математика - статистических методов прогнозирования иными, нематематическими и, прежде всего экспертными оценками, позволяющими дать качественную характеристику анализируемого экономического явления. Существуют так называемые сценарные прогнозы, обычно рассчитаны на весьма продолжительный срок.
Разумеется, экспертные оценки и сценарные прогнозы приблизительны и в эконометрическом смысле «неточны». Однако эти недостатки становятся менее заметны, когда создатели прогнозов стараются отыскать наилучшее сочетание всех трех подходов. Этим качеством, т. е способностью синтезировать, отличается сравнительно новое направление прогностики - долгосрочное глобальное прогнозирование. Имея длительный временной интервал, (до 100 лет), глобальные модели охватывают как национальные экономики, так и мировое экономическое пространство в целом. Подготовленный прогноз создает основу для разработки программы государственного регулирования экономики. Этот процесс обычно распадается на четыре этапа. Программирование нельзя считать каким- то отдельным видом регулирования, сопоставимым, скажем, с антиинфляционным или антициклическим. В зависимости от того, является ли программа одноцелевой или многоцелевой, она может быть уже или шире определенного типа регулирования.
Если государство осуществляет одноцелевую программу, рассчитанную на решение единственной задачи её обеспечивают средства внешнеэкономического регулирования. Тогда же предполагается достижения сразу нескольких целей, на программу работают ряд регулирующих систем. Программа всегда рассчитывается на определенный срок, имеет конкретную организационную структуру и четко определенные цели регулирования.
3.Проблема выбора характера экономической политики.
Рассмотрев отдельные элементы и крупные блоки экономической политики в их совокупности и взаимосвязи, в заключение обратимся к наиболее спорным вопросам ее разработки и практической реализации.
Суть их состоит в следующем:
- какой должна быть экономическая политика: активной или пассивной?
- Должна ли экономическая политика всегда следовать заранее намеченным правилам или основываться на свободе действии?
Решение первого вопроса в пользу активной государственной политики многим экономистам представляется простым и ясным. Так, для периодов спадов и всякого рода кризисов характерны высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов и благосостояния населения. Модель совокупного спроса и совокупного предложения показывает, каким образом шоковые потрясения вызывают экономические спады; она также показывает, каким образом меры кредитно - денежной и бюджетно-налоговой политики могут предотвратить спады, оперативно реагируя на соответствующие шоки. Поэтому, по мнению этих экономистов, отказываться от полномасштабного применения таких инструментов стабилизации экономики было бы неразумно.
Важнейшим фактором, оказывающим существенное влияние на результативность экономической политики, выступает формирование ожиданий, которые модифицируют поведение потребителей, инвесторов и других экономических субъектов. Сами ожидания в свою очередь зависят от многих факторов, в том числе и от экономической политики правительства. Классическим примером здесь может служить метод расчета соотношения потерь от инфляции, который основан на предложении о зависимости ожидаемых темпов инфляции от их прошлых значений. Сторонники теории рациональных ожиданий считают, что изменение ожиданий, связанное с вероятными изменениями экономической политики, может значительно снизить затраты на борьбу с инфляцией, на что и следует направить усилия творцов этой политики.
Второй вопрос,- о целесообразности твердой линии экономической политики, предполагает необходимость предварительного объявления мерах, которые будут приняты в той или иной экономической ситуации, и последующее неуклонное соблюдение принятой программы. Свобода действий, или дискреционная политика, означает возможность оценки характера экономических проблем применительно к каждому конкретному случаю и выбора наиболее подходящей для данного момента политики.
Ряд экономистов считает, что вопросы формирования и реализации экономической политики – слишком важная область для того, чтобы оставить их на усмотрение политиков. Люди боятся и не без обоснований, что мощные инструменты денежно- кредитной, бюджетной, налоговой, и другой политики могут оказаться в руках некомпетентных или эгоистически настроенных политиков. Некомпетентность в политике разнообразна и многолика. Так, беспорядочная, а порой, и конвульсивная политика формируется под влиянием корыстных, личных, групповых, клановых интересов. Кроме того, макроэкономика, да и сама экономическая политика,- достаточно сложные научные дисциплины, предполагающие возможность многовариантных многоходовых практических воплощении, а политики разбираются в них недостаточно хорошо. Невысокий профессионализм политиков, их стремление обойти экономические закономерности и перескочить необходимые этапы ради скорейшего достижения поставленных целей любой ценой, создают благоприятную почву для шарлатанов, предлагающих заманчивые, но невыполнимые решения сложных проблем.