Целевая функция экономической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:57, контрольная работа

Описание

Как мы знаем в условиях рыночной экономики перед обществом встает множество целей. Под целевой функцией понимают ее экономическое содержание и структуру, методы формирования и определения оптимальных уровней целей. Возникает принципиальный вопрос: следует ли правительству стремиться к достижению нескольких целей одновременно, или лучше определить приоритеты и распределять по порядку?

Содержание

1. Целевая функция экономической политики.
2. Методы моделирования экономических процессов
3. Проблема выбора характера экономической политики
4. Виды экономической политики и набор ее инструментов.
5. Совокупность целей экономической политики. Основные и прикладные цели.
6. Инструменты экономической политики государства.
7. Выбор характера экономической политики. Результативность экономической политики.
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

экономическая политика кр.doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

3. Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.

Дерево целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.

Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя.

Полномочия и роли в разработке государственной экономической политики можно распределить следующим образом:

- Президент и Правительство формулируют основные общенациональные цели социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;

- разрабатывается макроструктурная модель социально-экономического развития страны, определяющая сбалансированную систему общеэкономических показателей и показателей динамики и структуры основных секторов экономики, обеспечивающих максимально возможные достижения поставленных общенациональных целей;

- результаты расчетов макроструктурной модели дезинтегрируются в разрезе субъектов Федерации, а также основных хозяйственных структур, играющих определяющую роль в развитии того или иного сектора экономики;

- полученные дезинтегрированные показатели доводятся до соответствующих субъектов Федерации и хозяйственных структур в качестве индикаторов, имеющих ориентирующее значение для хозяйствующих субъектов;

- принимая во внимание полученные индикаторы, субъекты Федерации и хозяйственные структуры разрабатывают собственные программы развития и сообщают их основные характеристики (в структуре полученных индикаторов) Федеральному центру;

- в диалоговом режиме с использованием современных информационных технологий осуществляется согласование основных индикаторов между хозяйственными структурами, субъектами Федерации и федеральным центром (при этом согласовании приоритет имеет позиция хозяйственных структур);

- по результатам согласования федеральный центр формирует социально-экономическую программу страны на среднесрочную перспективу.

К числу документов фиксирующих экономическую политику относятся:

- законы и законодательные акты ;

- регуляторные и нормативные акты ;

- судебные определения и решения ;

- постановления и распоряжения административных органов .

Особую роль при этом играют всякого рода долгосрочные планы , стратегии и концепции развития, часто не являющиеся нормативно -правовыми актами, но задающие идеологию и основные приоритеты социально -экономического развития. Процесс формирования экономической политики - процесс подготовки предложений и рекомендаций по регулированию или дерегулированию тех или иных сфер, оказанию поддержки экономическим субъектам, часто вписывается как раз в рамки подготовки таких программных документов, определяющих направления и приоритеты местного развития.

Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономического развития, программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей рационального руководства экономическим развитием насущно необходима разработка индикативного плана.

 

7. Выбор характера экономической политики. Результативность экономической политики.

Социально-экономическая система - это сложный самоорганизующийся объект, развивающийся под влиянием многих изменяющихся факторов, как внутренних, так и внешних.

Существует несколько форм развития социально-экономических систем. Развитие социально-экономических систем различного иерархического уровня осуществляется на основе процессов воспроизводства и созидания при функционировании природно-хозяйственных комплексов и производственных объектов в рамках многоуровневой системы отношений: природно-хозяйственных, хозяйственно-экономических, социально-экономических, социально-правовых. Эти базовые отношения, а также распределение власти, формы организации деятельности и совокупность отношений различных объектов образуют операционную среду, в которой развивается хозяйственная и социально - экономическая деятельность. Исходя из представлений о развитии иерархических социально-экономических систем на основе процессов созидания, обновления элементов, качественного преобразования элементов и функциональных подсистем, структурного преобразования отношений между субъектами и подсистемами, операционной среды их функционирования, выделим 5 типов развития социально- экономических систем :

1. на основе расширенного воспроизводства и созидания путем тиражирования элементов и подсистем определенной структуры;

              2. на основе преобразования структуры отношений подсистем, упорядочения и совершенствования структуры организационного управления подсистемами;

3. на основе качественного преобразования элементов при сохранении

структуры функциональных подсистем и отношений;

4. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем и их отношений;

5. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем всех уровней, операционной среды, системы отношений, средств организационного управления.

Ход исторического развития социально-экономических систем можно представить многостадийным процессом, на каждой стадии которого используется свой режим. Направленность данного режима развития - освоение нового жизненного пространства. Однако равновесное динамическое взаимодействие множества условно согласованных и взаимно поддерживающих процессов всегда может быть дезорганизовано внутренними или внешними факторами. Наличие же связей и возможности дополнительных путей обмена приводит при любом изменении условий как к локальным изменениям отдельных процессов, так и изменениям общесистемных характеристик. Поэтому необходим второй режим, обеспечивающий приспособление социально-экономических систем, коррекцию процессов и отношений подсистем при воздействии возмущений. Это позволяет предотвращать резкие спады валового продукта и поддерживать поступательное развитие с накоплением благ. Назначение второго режима - обеспечивать устойчивость поступательного непрерывного развития социально-экономических систем при воздействии определенных сочетаний факторов.

Со временем падает эффективность деятельности в той или иной сфере (за счет ухудшения условий, снижения цен). В этом случае третий режим позволяет за счет качественного преобразования элементов (замены их более совершенными) улучшить свойства подсистем и обеспечить эффективное приспособление к новым условиям. В процессе взаимодействий социально-экономических систем возникают противоречия, следствием которых являются невосполнимые затраты, потери источников развития (угодий, пашни, ресурсных баз) социально-освоенных территорий, систем жизнеобеспечения, ресурсного и экологического потенциала. Изменение условий существования приводит к необходимости перехода к режимам развития четвертого или пятого типа на основе качественного преобразования структур подсистем и их отношений. Во время структурной перестройки прерываются процессы воспроизводства и созидания, возникают переходные режимы со спадом характеристик валового продукта, показателей уровня жизни населения. Спад показателей в каждой сфере деятельности зависит от характера и преобразований, которым они подвергаются. Если перестройка охватывает все сферы, то возникают дополнительные системные убытки, обусловленные дефицитом ресурсов, потерей рынков сбыта, неупорядоченностью связей и дезинтеграцией

подсистем. Экономический рост - рост валового национального продукта или увеличение подушевого дохода. Накопление капитала выражается в темпах и пропорциях экономического роста. Однако в мировом хозяйстве экономический рост характеризуется как результат взаимодействия многих факторов - экономических, социальных, политических. В разные периоды в различных подсистемах мирового хозяйства импульсом для ускорения экономического роста могут служить сырьевые ресурсы или международная торговля. Позднее для экономического развития будут необходимы новые технологии и новации в производстве. Элементы экономического роста взаимосвязаны. Успех в одном из них может способствовать развитию других. Однако без сбережений накопленного капитала в рамках всего мирового хозяйства экономический рост невозможен.

Экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе которого в течение длительного периода времени отмечается рост реального дохода населения страны при одновременном соблюдении двух условий:

- сокращения либо сохранения неизменным числа живущих за чертой бедности;

- сохранения или уменьшения степени неравенства в распределении доходов.

Подобный подход к проблеме развития означает сосредоточение внимания в процессе экономического роста на борьбе с нищетой, неравенством и безработицей.

Трансформация - преобразование социально - экономических систем стран в процессе перехода от индустриального к постиндустриальному обществу. Большинство проблем, возникающих в ходе трансформации хозяйственной системы, обусловлено не чисто экономическими причинами, а сложным взаимодействием политических и экономических факторов, вызванных к жизни изменением институционального поля, структуры прав собственности, правил и механизмов принятия решений в сфере государственной политики. Считается, что если стабилизация экономики может быть в принципе осуществлена за 1 - 2 года, то собственно переходный период, под которым подразумеваются фундаментальные системные преобразования, носят долгосрочный характер. Создание новой институциональной среды, соответствующей законодательной базы, новых форм собственности, а также структурная перестройка производства с учетом вхождения в мировой рынок требуют времени, политической воли, новаторских подходов.

 

Список использованной литературы:

1.      Арынов Е.М. Экономическая политика в Казахстане: Состояние к перспективы – Журнал «Финансы Казахстана» N1, январь 1996г., с. 37-41

2.      Гайнуллин Ф.Р. Экономическая политика. Учебник пособие. /Под ред. Проф. Кабдиева Д.К. - Алматы, 1998.

3.      Амосова В.В. Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. С-Пб: Питер, 2002.

4.      Борисов Е.Ф. Основы экономики. – М.: Юристъ. – 2003.

5.      Борисов А.Г. Экономическая теория: Учебник. М. Юристъ. 2002.

6.      Войтов А.Г. Экономика Общий курс / Учебник ИВЦ. Маркетинг. 2001.

7.      Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н. и проф. Киселевой Е.А. Учебник. – Киров: АСА, 2002.

8.      Райзберг Б.А. Основы экономики / Учебное пособие. М., ИНФРА. 2003.

9.      Носова С.С. Основы экономики / Учебное пособие. – М.: Изд-во Владос, 2002.

10. Камаев В.Д. Экономическая теория. / Учебное пособие. - М.: Владос, 2003

11. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов вузов. - М., 1996.

12. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие. - М., 1996.

13. Борисов Б.Ф. Экономическая теория. М.: Знание, 2000.

 

 

 

 



Информация о работе Целевая функция экономической политики