Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:57, контрольная работа
Как мы знаем в условиях рыночной экономики перед обществом встает множество целей. Под целевой функцией понимают ее экономическое содержание и структуру, методы формирования и определения оптимальных уровней целей. Возникает принципиальный вопрос: следует ли правительству стремиться к достижению нескольких целей одновременно, или лучше определить приоритеты и распределять по порядку?
1. Целевая функция экономической политики.
2. Методы моделирования экономических процессов
3. Проблема выбора характера экономической политики
4. Виды экономической политики и набор ее инструментов.
5. Совокупность целей экономической политики. Основные и прикладные цели.
6. Инструменты экономической политики государства.
7. Выбор характера экономической политики. Результативность экономической политики.
Список использованной литературы
Эгоизм в политике проявляется, когда цели политиков вступают в противоречие с интересами благосостояния населения. Некоторые экономисты отмечают, что макроэкономическая политика зачастую используется политиками для укрепления своих позиций на выборах. Недоверие к сложившимся политическим методам и приемам, вызывает у многих экономистов стремление освободить процесс формирования экономической политики от политиканского влияния. Некоторые из них предлагают даже обезопасить экономику от произвола некомпетентных и эгоистически настроенных политиков путем внесения поправок в Конституцию, например, поправки о сбалансированном бюджете, которая свяжет руки законодателям.
Если допустить, что политические деятели достаточно компетентны и имеют наилучшие намерения, то, наилучшие намерения, то, на первый взгляд, предоставление им полной свободы в принятии решений предпочтительнее, чем заранее намеченный курс. При этих условиях не следует лишать их возможности гибко реагировать на изменения экономических условий, т. е проводить дискреционную экономическую политику. Однако в пользу твердого курса экономической политики свидетельствует проблема непоследовательности в политике. Нередки случай, когда политические деятели организуют утечку информации, а тои объявляют заранее о намеченных ими экономических мерах, чтобы повлиять на ожидания экономических агентов в частном секторе.
Рассмотрение проблем, поставленных в данной лекции, позволяет заключить, что в экономической политики на один вопрос нельзя дать однозначного ответа. В конечном итоге, лишь взвесив, все политические и экономические аргументы, можно решить вопрос о роли правительства стабилизации экономики. Хорошо или плохо, но главная роль в формировании экономической политики принадлежит экономистам. Эта роль очень трудна, поскольку экономика, как мы убедились, очень сложная система. При разработке экономической политики экономисты не могут стоять в стороне, ожидая, когда экономические модели станут более совершенными. Кто- то должен консультировать политических деятелей сегодня и эта трудная задача выпадает на их долю.
4. Виды экономической политики и набор ее инструментов.
Ряд экономистов считает, что вопросы формирования и реализации экономической политики – слишком важная область для того, чтобы оставить их на усмотрение политиков. Люди боятся, и не без обоснований, что мощные инструменты денежно- кредитной, бюджетной, налоговой, и другой политики могут оказаться в руках некомпетентных или эгоистически настроенных политиков. Некомпетентность в политике разнообразна и многолика. Так, беспорядочная, а порой, и конвульсивная политика формируется под влиянием корыстных, личных, групповых, клановых интересов. Кроме того, макроэкономика, да и сама экономическая политика,- достаточно сложные научные дисциплины, предполагающие возможность многовариантных многоходовых практических воплощении, а политики разбираются в них недостаточно хорошо. Невысокий профессионализм политиков, их стремление обойти экономические закономерности и перескочить необходимые этапы ради скорейшего достижения поставленных целей любой ценой, создают благоприятную почву для шарлатанов, предлагающих заманчивые, но невыполнимые решения сложных проблем.
Эгоизм в политике проявляется, когда цели политиков вступают в противоречие с интересами благосостояния населения. Некоторые экономисты отмечают, что макроэкономическая политика зачастую используется политиками для укрепления своих позиций на выборах. Недоверие к сложившимся политическим методам и приемам, вызывает у многих экономистов стремление освободить процесс формирования экономической политики от политиканского влияния. Некоторые из них предлагают даже обезопасить экономику от произвола некомпетентных и эгоистически настроенных политиков путем внесения поправок в Конституцию, например, поправки о сбалансированном бюджете, которая свяжет руки законодателям.
Если допустить, что политические деятели достаточно компетентны и имеют наилучшие намерения, то, наилучшие намерения, то, на первый взгляд, предоставление им полной свободы в принятии решений предпочтительнее, чем заранее намеченный курс. При этих условиях не следует лишать их возможности гибко реагировать на изменения экономических условий, т. е проводить дискреционную экономическую политику. Однако в пользу твердого курса экономической политики свидетельствует проблема непоследовательности в политике. Нередки случай, когда политические деятели организуют утечку информации, а тои объявляют заранее о намеченных ими экономических мерах, чтобы повлиять на ожидания экономических агентов в частном секторе.
Рассмотрение проблем, поставленных в данной лекции, позволяет заключить, что в экономической политике на один вопрос нельзя дать однозначного ответа. В конечном итоге, лишь взвесив, все политические и экономические аргументы, можно решить вопрос о роли правительства стабилизации экономики. Хорошо или плохо, но главная роль в формировании экономической политики принадлежит экономистам. Эта роль очень трудна, поскольку экономика, как мы убедились, очень сложная система. При разработке экономической политики экономисты не могут стоять в стороне, ожидая, когда экономические модели станут более совершенными. Кто-то должен консультировать политических деятелей сегодня и эта трудная задача выпадает на их долю.
5. Совокупность целей экономической политики. Основные и прикладные цели.
На нормативной экономике основана экономическая политика, т.е. принятие экономических решений. Чаще всего под этим термином подразумевают экономическую политику страны, точнее ее правительства. В экономической политике выделяют отдельные направления, называя их также политикой, например денежно-кредитная, налогово-бюджетная, валютная, промышленная политика и т.д.
В ходе реализации экономической политики страна преследует различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени экономической свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и др.
Но проблема заключается в том, что многие цели экономической политики противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому в зависимости от ситуации приоритетность целей в экономической политике может меняться. Обычно это зависит от того, какие из них превращаются (могут превратиться) в «наболевшие».
6. Инструменты экономической политики государства
В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы.
Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику.
Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Различные формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики.
Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава.
В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами.
Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов.
Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают прежде всего такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами.
Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы).
Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности.
Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика.
Разработка государственной экономической политики. Задача государственного регулирования экономики и лежащей в ее основе концепции экономической политики - это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя.
Системная реализация государственной экономической политики требует разработки концепции экономического развития, которая соответствовала бы целям, и реальным возможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.
Главной задачей при разработке концепции социально-экономического развития является рост благосостояния населения страны, формирование благоприятной для жизни и трудовой деятельности среды. Это находит отражение в показателях уровня жизни и благосостояния населения, рассмотренных выше.
Еще одной важной целевой установкой при разработке и реализации концепции социально-экономического развития страны является обеспечение дальнейшего экономического развития при соблюдении принципов общего экономического равновесия.
С одной стороны речь идет о достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг. С другой стороны - соблюдение рыночных принципов при воспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов), что достигается тогда, когда распределение продукта по направлениям конечного использования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом данного фактора в прирост произведенного продукта.
Разработка государственной экономической политики базируется на следующих элементах:
1. Анализ положения дел в экономике. С него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются «болевые точки» в экономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решения проблем, альтернативные последствия устранения или не устранения отрицательных явлений.
2. Выработка и обоснование целей. Он начинается с определения всех возможных целей вообще, с так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; она относится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут быть одновременно разные характеристики, в этом случае следует выделить главные из них с точки зрения современной ситуации.
Цели также различают по масштабам воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным параметрам затрат, по возможности институционального, финансового и кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.