Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Изучить влияние целевых программ на социально-экономическое развитие Брянской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Раскрыть понятие целевых программ их структуру, источники финансирования, порядок формирования и утверждения;
2) Провести анализ целевых программ развития Брянской области и раскрыть их влияние на социально экономическое развитие региона.
Объектом исследования в данной работе является целевые программы развития. Предметом исследования является применение и эффективность целевых программ в управлении регионом.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты программно-целевого планирования
1.1 Целевые программы как основной инструмент программно-целевого планирования. 4
1.2 Формирование и порядок утверждения целевой программы. 7
2 Брянская область – объект программно-целевого планирования. 16
2.1 Анализ социально-экономического развития Брянской области 16
процента. 20
2.2 Долгосрочная целевая программа «Демографическое развитие Брянской области» (2011 – 2015 годы) 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В
данной курсовой работе рассматриваются
целевые программы и их роль в
социально-экономическом
Целью курсовой работы является изучение целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Изучить влияние целевых программ на социально-экономическое развитие Брянской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1)
Раскрыть понятие целевых
2) Провести анализ целевых
Объектом исследования в данной работе является целевые программы развития. Предметом исследования является применение и эффективность целевых программ в управлении регионом.
Данная
курсовая работа выполнена на 48 листах
и состоит из введения, основной части,
заключения, списка использованной литературы.
Так же в курсовой работе присутствует
4 диаграммы и 1 рисунок для более наглядного
предоставления информации.
1
Теоретические аспекты
программно-целевого
планирования
1.1
Целевые программы как
основной инструмент
программно-целевого
планирования.
В государственном регулировании развития рыночной экономики взаимосвязаны и играют ключевую роль прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование.
Программирование
– это метод активного
Целевая программа - это система взаимосвязанных по целям, ресурсам и срокам мероприятий, обеспечивающая реализацию приоритета социального, экономического, научно-технического или экологического развития в заданные сроки и максимальным эффектом. Как было уже упомянуто выше, целевое программирование является сердцевиной стратегического управления и выполняет в рыночной экономике такие функции, как выявление узловых точек (приоритетов) социально-экономического развития, позволяющие решать крупные стратегические задачи; концентрация сил и средств на решении ограниченного числа стратегических задач; взаимная увязка программ между собой и остальной экономической. Новым инструментом государственного регулирования социально-экономического развития являются национальные проекты, концентрирующие на решение приоритетных социальных проблем.
Под целевой комплексной программой понимается увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных научно-технических, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение важной народнохозяйственной проблемы наиболее эффективными способами и в установленные сроки.[19]
Программа
должна иметь чётко выраженный целевой
характер, строго ориентироваться на
полное решение поставленной проблемы,
характеризоваться
Следовательно, в любой целевой программе должны предусматриваться:
Отбор
проблем для программной
— значимость проблемы;
— невозможность комплексно решить проблему в приемлемые сроки за счет использования действующего рыночного механизма, и необходимость государственной поддержки ее решения;
— принципиальная
новизна технических, организационных
и иных мероприятий, крайне нужных для
широкомасштабного
— необходимость
координации межотраслевых
В качестве основных особенностей программного подхода к решению задач социально-экономического развития отметим следующее:
1.
Государственные целевые
2.
Государственные целевые
3.
Государственная целевая
4.
Все государственные программы
взаимосвязаны между собой и
являются важным инструментом
в системе государственного
Программно-целевой метод планирования выглядит довольно привлекательным, так как позволяет в значительной степени влиять на исследуемую ситуацию. Однако у него есть ряд существенных недостатков, которые рассмотрены ниже.
1. Методическая незавершенность.
К настоящему времени не создано чётких, устоявшихся определений по широкому кругу концептуальных положений разработки и реализации комплексных программ, отсутствует единая точка зрения исследователей на основополагающие понятия программно-целевого планирования и управления, соотношение плана и целевой комплексной программы. В результате приходится адаптировать программные методы к уже существующим методам планирования и управления. Всё это существенно ограничивает рамки применения программно - целевого подхода, который наиболее эффективен для решения хорошо изученных проблем, т. к. для них сравнительно нетрудно провести исследование по схеме
"цель - система мероприятий – система управления".
2. Программно-целевое
планирование используется, в основном,
для совершенствования
Эта
ситуация также связана с
3. «Забывчивость» систем управления.
Имеется в виду ситуация, когда на каком-то этапе своего развития системы управления начинают утрачивать связь с проблемами, для решения которых создавались. Специалисты связывают это с тем, что такая связь первоначально не была учтена в полной мере при создании системы, определении её границ, структуры, функций и т. д. Кроме того, часто наблюдается несоответствие затрачиваемых ресурсов социальной значимости проблемы, что не способствует ее успешному решению.
4. Отсутствие
адекватных методик расчёта
В результате невозможно объективно обосновать необходимость создания программы и соответствующей системы управления для решения какой-либо конкретной проблемы.
5. Недостаточная оперативность.
Иногда
с момента появления проблемы
до момента реализации программы
по ее решению проходят многие годы,
в течение которых обществу наносится
невосполнимый ущерб от игнорирования
проблемы. Например, десятилетиями замалчивалась
проблема охраны окружающей среды, пока,
наконец, не были созданы специальные
программы.[7]
Формирование целевой программы.
Государственный заказчик - координатор целевой программы осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников.
Государственный
заказчик - координатор несет
Формирование целевой программы, в осуществлении которой участвует Российская Федерация, производится с российской стороны государственным заказчиком программы в соответствии с заключенным соглашением и решением Правительства Российской Федерации.
Целевая программа состоит из следующих разделов:
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;
обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
оценка
социально-экономической и
К содержанию разделов целевой программы развития регеонов предъявляются следующие требования.
Первый
раздел целевой программы должен
содержать развернутую
Второй
раздел целевой программы должен
содержать развернутые
Требования,
предъявляемые к целям
-специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
-достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
-измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
-привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).
Раздел
должен содержать обоснование
Третий раздел целевой программы развития регионов должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам, и обеспечивать решение задач целевой программы.
Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.
Информация о работе Целевые программы развития Брянской области