Целевые программы развития Брянской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:21, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение целевых программ, их финансирование, изучение основ планирования федеральных целевых программ. Изучить влияние целевых программ на социально-экономическое развитие Брянской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1) Раскрыть понятие целевых программ их структуру, источники финансирования, порядок формирования и утверждения;

2) Провести анализ целевых программ развития Брянской области и раскрыть их влияние на социально экономическое развитие региона.

Объектом исследования в данной работе является целевые программы развития. Предметом исследования является применение и эффективность целевых программ в управлении регионом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты программно-целевого планирования
1.1 Целевые программы как основной инструмент программно-целевого планирования. 4
1.2 Формирование и порядок утверждения целевой программы. 7
2 Брянская область – объект программно-целевого планирования. 16
2.1 Анализ социально-экономического развития Брянской области 16
процента. 20
2.2 Долгосрочная целевая программа «Демографическое развитие Брянской области» (2011 – 2015 годы) 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ГОС СЕКТОРУ.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)

     В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений  в нормативные правовые акты целевая  программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

     В четвертом разделе целевой программы  должно содержаться обоснование  ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также  сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

     Пятый раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

     Методика  оценки эффективности целевой программы  разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

     В случае если целевой программой предусматривается  предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в этой программе должны быть установлены правила предоставления и распределения указанных субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на софинансирование аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).

     Согласованный проект целевой программы с пояснительной  запиской, социально-экономическими и  технико-экономическими обоснованиями, предварительной бюджетной заявкой, положительным заключением государственной  экологической экспертизы (по программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашениями (договорами) о намерениях между государственным заказчиком программы и предприятиями, организациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подтверждающими финансирование программы за счет внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, государственный заказчик, а при наличии нескольких государственных заказчиков - государственный заказчик-координатор целевой программы направляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации, а по целевым программам, которые содержат разделы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) гражданского назначения, - также в Министерство образования и науки Российской Федерации. Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.

     Программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации в отличие от федеральных целевых программ разрабатываются и реализуются субъектами Российской Федерации, которые сами определяют цели и задачи таких программ, порядок их разработки и механизм реализации.

   Программная разработка решения проблем на уровне региональных программ производится в соответствии с прогнозом социально - экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально - экономического развития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

   В региональных программах учитываются цели социально-экономического развития соответствующего региона, направления структурной и научно-технической политики, законодательных и институциональных преобразований, прогнозы развития региональных и общегосударственных потребностей, результаты анализа экономического, социального и экологического состояния субъекта Российской Федерации и страны в целом, а также международные договоренности.

   При отборе конкретных производственных объектов и проектов основным фактором является не нарушение равных конкурентных условий и возможность обеспечить максимальную экономическую и бюджетную эффективность.

   Приоритет имеют те проекты и производственные объекты, где предоставление бюджетных  средств предполагается в основном на возвратной основе и может повлечь наибольший приток внебюджетных средств, в том числе иностранных инвесторов.

Порядок утверждения целевой программы.

     Целевые программы развития регионов, подпрограммы, государственные заказчики и государственные заказчики-координаторы утверждаются постановлением Правительства Российской Федерации.

     После утверждения целевой программы (подпрограммы) государственный заказчик (государственный  заказчик-координатор) в установленном  порядке заключает с исполнителями  программы (подпрограммы) государственные контракты на финансирование мероприятий целевой программы (подпрограммы) на основе соглашений (договоров) о намерениях и с учетом объемов финансирования за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год.

     Подготовка  проекта концепции целевой программы и проекта целевой программы, разработка которого осуществляется по решению администрации субъекта РФ, а также проведение независимой экспертизы проекта целевой программы финансируются в установленном порядке государственным заказчиком за счет средств федерального бюджета (раздел "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы").

     Утвержденные  целевые программы реализуются  за счет средств федерального бюджета, привлекаемых для выполнения этих программ внебюджетных источников, средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Решение проблем, находящихся в совместном ведении Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации, осуществляется в основном за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

     К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования целевых программ, относятся: взносы участников реализации программ, включая предприятия и организации государственного и негосударственного секторов экономики; целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в осуществлении программ; кредиты банков, средства фондов и общественных организаций, зарубежных инвесторов, заинтересованных в реализации программ (или ее отдельных мероприятий), и другие поступления.

     Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды. Источниками средств, направляемых в эти фонды, являются: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и другие.

     Иностранные инвесторы могут финансировать  целевые программы на основе долевого участия. Привлечение иностранного капитала к реализации программных  мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством об иностранных  инвестициях.

     Источником финансирования целевых программ могут являться инвестиционные и конверсионные кредиты.

     Государственные заказчики (государственные заказчики -координаторы) целевых программ с  учетом хода реализации этих программ в текущем году, проведения с исполнителями предварительной проработки вопроса о размещении заказов для федеральных государственных нужд уточняют объем средств, необходимых для финансирования программ в очередном финансовом году, и представляют в устанавливаемые Правительством Российской Федерации сроки проекты бюджетных заявок по целевым программам (подпрограммам), предлагаемым к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и субъектам бюджетного планирования в установленном порядке.[14]

     Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации совместно  с государственными заказчиками (государственными заказчиками - координаторами) целевых  программ подготавливают и направляют в Министерство финансов Российской Федерации предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в очередном финансовом году, и предложения по объемам их финансирования.

     Министерство  финансов Российской Федерации при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, доводит до Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации предельные объемы средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм).

     При подготовке перечня  целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета в  очередном финансовом году, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации на основе уточненных параметров целевых программ (подпрограмм), представленных государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) целевых программ, с учетом хода выполнения мероприятий реализуемых программ, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предельных объемов средств, планируемых к использованию на реализацию целевых программ (подпрограмм), определяют объемы государственных капитальных вложений, расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и прочие текущие расходы, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

     Для финансирования целевых программ за счет средств федерального бюджета Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации для формирования федерального бюджета на очередной финансовый год, направляют в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, и предложения по объемам их финансирования.

     Перечень  целевых программ, принимаемых к финансированию из федерального бюджета, представляется Правительством Российской Федерации на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год. В федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривается выделение целевым назначением государственным заказчикам программ ассигнований для финансирования государственных капитальных вложений, затрат на НИОКР и прочих текущих затрат.[8]

       Рассмотрев  теоретические аспекты программно-целевого планирования, перейдем к практической части курсовой работы, в которой рассмотрим применение программно-целевого метода управления на примере Брянской области. 

       2 Брянская область  – объект программно-целевого  планирования.  

  1. 1 Анализ социально-экономического развития Брянской области
 
 

       Социально-экономическое  развитие Брянской области в 2009 году происходило под влиянием финансово-экономического кризиса и соответствовало общеэкономической  ситуации, сложившейся в стране.

       Экономическое  развитие

       Валовой региональный продукт. Объем валового регионального продукта в 2009 году оценивается в объеме 136,2 млрд. рублей или 95 процентов в сопоставимых ценах к уровню 2008 года (диаграмма 1).

     Ведущими  видами экономической деятельности являются: обрабатывающие производства, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, оптовая и розничная торговля, на долю которых приходится около 70 процентов произведенного ВРП (диаграмма 1). 

     

Диаграмма 1- Динамика объема ВРП в 2006 – 2009 годах.

     По  данным диаграммы 1 видно, что объем валового регионального продукта в 2009 году вырос на 32,4% по сравнению с 2003 годом.

       В результате реализации антикризисных  мер, направленных на поддержку реального  сектора экономики, в 2010 году прирост валового регионального продукта составил 2,5-4,5 %.

       Промышленное  производство. Производственный сектор экономики области представлен предприятиями, относящимися к видам деятельности: "Добыча полезных ископаемых", "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды".

       В течение последних лет наблюдалась устойчивая тенденция к росту основных экономических показателей в материальном секторе  экономики области. Кризис, начавшийся  во второй половине 2008 года, оказал негативное влияние на развитие ситуации в промышленном секторе. Промышленность области столкнулась с серьезными экономическими проблемами. И хотя основные показатели работы производственного сектора области по итогам 2008 года были достаточно высоки, прослеживается отчетливая тенденция сокращения объемов производства и отгрузки продукции в 2009 году.

       По  уточненным итогам 2009 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности  составил 82112,6 млн. 

Информация о работе Целевые программы развития Брянской области