Цели и инструменты макроэкономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание

Цель макроэкономической политики8, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Исторические этапы государственного регулирования экономики 5
2. МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Цели макроэкономического регулирования 9
2.1.1. Магический многоугольник 9
2.2. Инструменты макроэкономического регулирования 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 08.10.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ          3

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ    5

1.1. Исторические этапы государственного регулирования экономики 5

2. МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Цели макроэкономического регулирования                                       9

2.1.1. Магический многоугольник                            9

2.2. Инструменты макроэкономического регулирования    11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ          19

ПРИЛОЖЕНИЕ                   21

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ    28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Экономическая политика государства – это составное  звено и  необходимый элемент  рыночной системы.

    Государственное   вмешательство   в   экономику   является   объективно необходимым для   любого  правительства  независимо  от  того,  рыночная  это экономика  или  командно-распределительная.  В  распределительной  экономике государство берет  на  себя  все  права  и  обязанности  по  производству  и распределению товаров и услуг. В   рыночном   хозяйстве   перед  правительством   не   стоят   задачи непосредственной организации производства товаров и распределения  ресурсов. Оно  не  имеет  право  свободно   распоряжаться   ресурсами,   капиталом   и производственными товарами, как это происходит в  командно-распределительной системе. В рыночной системе –  это,  прежде  всего  прерогатива  в  принятия решений  производителей  и  потребителей.  И  все  же  регулирующие  функции государства и здесь имеют большое значение.

     Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы  экономического развития.  Уже   в   период   свободной   конкуренции   значительная   часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности  и государство вынуждено брать на себя  содержание  таких  структур  экономики, как железные дороги, почта,  телеграф  и  т.п.  Усиление  межгосударственной интеграции  на  основе  разделения  труда  приводит  к  перерастанию   общих экономических  процессов  за  национальные   границы,   формированию   новых социально–экономических   проблем,    связанных    с    обороной,    наукой, регулированием  социальных   отношений,   воспроизводством   рабочей   силы, миграции, экологией и т.д.  Появляется  острая  необходимость  вмешательства государственной структуры в механизм регулирования принятия экономических и политических решений.

 

    
 
 
 

     Макроэкономическая  теория2 изучает экономику в целом или крупные сектора экономики.  Она   исследует   такие   вопросы,   как   национальный   доход, производство,  нормы  безработицы,  уровень  инфляции,   платежный   баланс, государственный бюджет и др.

     Цель  макроэкономической  политики8,  опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной  занятости,  стабильности цен, эффективного экономического роста.   Макроэкономическая теория рассматривает  общие  экономические  проблемы,   функционирование   рыночной экономики  в  целом.  Поэтому  вполне   естественно   попытаться   применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к  рыночной  экономике.

     Белоруссия не имеет  достаточного  собственного  опыта  формирования  и

использования  рыночных  механизмов,  поэтому   целесообразно   изучение   и использование практики государственного регулирования  развитых  стран,  что позволит избежать повторение многих ошибок в развитии экономики.

2   Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Москва:

   «Издательство ПРИОР», Новосибирск: ООО «Издательство ЮКЭА», 1999

8   Пол А. Самуэльсон, Вильям Нордхаус. Экономика:

   Пер. с англ. – М.; «Лаборатория Базовых знаний», 2000

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Исторические этапы государственного регулирования экономики

    В настоящее время не вызывает сомнения, что в существующих социально-экономических  системах необходимо государственное регулирование. Ясно также, что границы этого регулирования в современной рыночной экономике значительно уже, чем в административно-командной, планово-распределительной экономике. Однако экономическая роль современного государства сильнее, чем, например, при рыночной системе свободной конкуренции XVIII – XIX вв.

    Государственное регулирование3 экономики сложилось не сразу. Оно является результатом исторического прогресса общества, охватывающего длительный период.

    Еще за долго до начала формирования в XV веке государства в его нынешнем виде государственные власти устанавливали законы и правила хозяйственной деятельности, например, закон царя Хаммурапи, правившего Вавилонией в XVII веке до нашей эры, в «Русской правде» – детище Ярослава Мудрого (XI в.) и др.

    В XV – XVII веках, когда активно шло становление рыночных отношений, возникла первая буржуазная экономическая школа меркантилистов, выражающих интересы купеческого капитала.

    Идеи  меркантилистов, которые превыше  всего ставили накопление денег и положительный торговый баланс, исходили из необходимости государственного регулирования торговли и мануфактурной промышленности в стране. Учение меркантилистов долго использовалось при выработке государственной политики во многих странах, в частности, в XVII веке в Англии, в России при Петре I, в Германии в XVIII веке.  
 

    

Государственное регулирование экономики.

  Учебное пособие / Под ред. д.э.н. А.Н. Петрова,

  д.э.н. М.И. Кныша. – СПб.: Любавич, 1999

    В дальнейшем, с развитием промышленности и рынка при свободной конкуренции нарождающаяся буржуазия повела упорную борьбу с государственным вмешательством, связанными с ним ограничениями и феодальными пережитками, рассматривая все это как тормоз своей деятельности.

    Пришедшие на смену меркантилизма в конце XVIII века идеи экономического либерализма были наиболее полно и глубоко обоснованы в трудах классика английской политической экономики А. Смита. Выступая за безусловное рыночное саморегулирование экономики, он считал, что «невидимая рука» рынка без всякого государственного вмешательства заставит предпринимателей, исходя из личного материального интереса и стремления к прибыли, производить нужные для общества товар. А. Смит считал, что экономика будет функционировать тем эффективнее, чем слабее будет ее государственное регулирование. Данная позиция имела в условиях свободной конкуренции известную объективную основу, поскольку в этот период свою функцию рыночный механизм выполнял наиболее эффективно.

    Однако  экономическая практика уже в  XIX веке выявила и в XX веке убедительно подтвердила, что рыночный механизм (при всем его совершенстве) не свободен от недостатков и противоречий, не обеспечивает эффективное использование ограниченных ресурсов. Саморегулирующая рыночная система далеко не всегда дает правильное решение коренной проблемы: «что», «как», «для кого» производить, что бы удовлетворить потребности общества и его членов.

    В XX веке вопрос роли и функциях государства в экономической жизни общества стал центральным. Серьезное теоретическое обоснование данных проблем содержится в трудах выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Кейнсианские идеи, получившие название “кейнсианской революции”, совершили подлинный переворот в классических и неоклассических воззрениях на рыночную экономику. Кейнс опроверг их утверждение о возможности самоисцеления экономики от кризисного спада. Он показал, что государство может, используя налоговую и кредитно-финансовую политику, воздействовать на психологию хозяйствующего субъект, склонного к сбережению, и стимулировать эффективный совокупный спрос общества, чтобы через него регулировать в нужном направлении рынок и ускорять экономический рост, повышать уровень занятости населения и его благосостояние.

    Идеи  Кейнса4 получили свое воплощение в новом крупном разделе современной экономики – макроэкономике, изучающей национальную экономику как единое агрегированное целое, в разработке инструментария и методики макроэкономического анализа.

    Однако  уже во второй половине 70-х годов  против Кейнса вслед за известным  австрийским экономистом Фридрихом Хайеком выступили сторонники современных неоклассических доктрин (теории монетаризма, теории рациональных ожиданий, теории предложения). Сторонники этих теорий (М. Фридман, Г. Саймонс, И. Фишер и др.), являющиеся антиподами кейнсианства, возрождают идею классиков о том, что рыночному капиталистическому хозяйству присуща особая устойчивость, делающая не нужным государственное вмешательство. Поэтому, считают они, государственные меры по стимулированию спроса не улучшают состояние экономики, а, наоборот, порождают диспропорции и ухудшают экономическую конъюнктуру, поскольку препятствуют действию стихийных “выравнивающих” механизмов конкуренции и ценообразования.

    Главный упор современные неоклассики, особенно монетаристы, делают, в отличие от кейнсианцев, не на принцип эффективного совокупного спроса, а на принцип предложения, на отмену государственного регламентирования и регулирования предпринимательской деятельности. Они выступаю за снижение налогов с предпринимателей, создание других благоприятных финансовых условий для прибыльного предпринимательства (снижение бюджетного дефицита, либерализации ценообразования, ограничения денежной эмиссии), а  
 
 

      

Ильин С.С., Васильева Т.И. Экономика: Справочник студента. –М.:

   ООО «Издательство АСТ»; Филологическое общество «СЛОВО», 2000

также за уменьшение денежных расходов на гражданские  и социальные нужды. Монетаристы  считают, что функции государства  в экономической области должны в основном ограничиться регулированием эмиссии денег и кредитованием. Идеи монетаризма нашли свое отражение в новом экономическом курсе, проводимом в 80-90-е годы в ряде стран. Наиболее последовательно это проявилось в “тэтчеризме” (Англия) и “рейганомике” (США), в Чили, Израиле, а также в ряде постсоциалистических странах в ходе экономических реформ.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Цели макроэкономического регулирования

2.1.1. Магический многоугольник

    Осознание9 необходимости государственного макроэкономического регулирования экономики происходило с разработкой его целей средств, эффективности и границ.

    Сложные, а иногда и противоречивые взаимоотношения  целей государственного регулирования  экономики, и взаимопереплетения и  возникающие побочные (желательные и нежелательные) последствия заставили государственные регулирующие органы разрабатывать и осуществлять цели не по отдельности, а только в увязке друг с другом. Именно поэтому в современных правительственных программах цели государственного регулирования экономики формируются в виде многоугольников.

    Наиболее12 распространен среди официальных целей государственного макроэкономического регулирования экономики так называемый «магический четырехугольник» (рисунок 1.), т.е. четыре взаимосвязанных цели, за реализацию которых государство несет ответственность. Это умеренный, стабильный рост, высокий уровень занятости, стабильность цен (устойчивость денег), внешнеэкономическое равновесие.

    Рисунок 1. «Магический четырехугольник»

    

      

      
 
 

      

    

9    Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика/Пер. с англ. –М.: 1999

12 Экономическая теория (макроэкономика) ч.III: Учебно-практ. Пособие

    /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2000

    Из  названий углов следует, что каждая цель существует не сама по себе, а во взаимосвязи с другими. Магическим многоугольник называют потому, что одновременно достичь всех названных целей – задача неимоверно трудная, а часто и неисполнимая.

    Рассмотрим  цели «магического четырехугольника», являющиеся типичными для государственного регулирования экономики развитых стран.

    Постоянный  и умеренный хозяйственный  рост. Только в условиях экономического роста могут быть обеспечены нормальная занятость населения, рост жизненного уровня, развития инфраструктуры, увеличение доходов государственного бюджета.

Информация о работе Цели и инструменты макроэкономического регулирования