Цели и инструменты макроэкономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание

Цель макроэкономической политики8, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Исторические этапы государственного регулирования экономики 5
2. МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Цели макроэкономического регулирования 9
2.1.1. Магический многоугольник 9
2.2. Инструменты макроэкономического регулирования 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 08.10.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)
ISC">
  • политика занятости населения;
  • регулирование его доходов;
  • обеспечение социальной защиты и др.
  •     Политика  занятости населения предполагает, что государство обеспечивает и  регулирует занятость населения. Что находит свое отражение в обеспечении гарантии на труд, разработке и реализации программ по формированию новых рабочих мест, программ занятости инвалидов и борьбы с безработицей.

        Регулирование доходов осуществляется государством с помощью системы налогообложения и распределения изъятых средств в форме льгот и различных пособий для неимущих слоев населения.

        Таким образом, государство обеспечивает определенный уровень материального  благосостояния населения. Что позволяет  увеличить доходы малоимущих слоев населения, создание системы обучения и переквалификации безработных.

     

    11  Экономическая теория: Системный курс: Учеб. Пособие

        /Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн.: ООО «Новое знание», 2000

        Государство обязывает предпринимателей выплачивать  работникам заработную плату не ниже определенного уровня; представляет бесплатные услуги образования и здравоохранения. 

          Государство стремится так осуществлять социальную политику, чтобы сделать ее эффективной, не допуская инфляционного обеспечения  социальных расходов, образования дефицита сбережений, роста безработицы и инфляции.

        В условиях нарастающей инфляции в  целях предотвращения снижения доходов  населения государством используются компенсация и индексация из текущих  доходов. Компенсации предполагают передачу государственных дотаций на убыточную продукцию от производителя к потребителю при повышении цен на эту продукцию. Например, дотации на товары детского ассортимента передаются семьям с детьми.

        Для учета уровня жизни населения  используется индекс стоимости жизни, который отражает изменение цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, потребляемых среднестатистическим жителем страны. Для исчисления индекса стоимости жизни производятся определенные расчеты семейных расходов («потребительской корзины») и  выделение на этой основе товарных коэффициентов. Во многих странах набор товаров непрерывно пересматривается.

        Развитию1 внешнеэкономической деятельности способствует совершенствование экономических методов ее регулирования со стороны государства. Новые подходы к развитию экономики в связи с переходом к рыночным отношениям характерны и для внешнеэкономической деятельности. Основу этих подходов составляет необходимость повышения самостоятельности и экономической ответственности всех субъектов хозяйствования и развития разнообразных форм собственности, расширение и углубление внешнеэкономических связей, повышения их роли во включении национальной экономики в мировое хозяйство.  

        

    Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики:

       Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.:

       Академия управления при президенте Республики Беларусь, 1999

        Составной частью внешнеэкономической деятельности является внешняя торговля, включающая импортные операции, экспорт, реэкспорт  и реимпорт.

        Импорт – приобретение товара у иностранного продавца с поставкой в страну покупателя.

        Экспорт – продажа товара иностранным заказчикам с вывозом из страны.

        Реэкспорт – перепродажа импортного товара без его переработки иностранному заказчику.

        Реимпорт – приобретение с ввозом из-за границы ранее экспортированного товара.

        Управление  внешнеэкономической деятельностью  осуществляется высшими органами государственной  власти.

        Национальному банку предоставлено право определять сферу и порядок обращения  иностранной валюты на территории республики, регулирование курса рубля к иностранным валютам, лицензирование деятельности банков по операциям с валютными ценностями, осуществление контроля за проведением валютных операций.

        Государственное регулирование внешнеэкономических  связей осуществляется следующими методами:

    • планирование основных направлений развития внешнеэкономических связей;
    • лицензирование экспорта и импорта;
    • оперативное регулирование экспорта и импорта, осуществляемым путем введением количественных или стоимостных ограничений (квот);
    • таможенным контролем ввоза и вывоза товаров;
    • валютно-финансовое регулирование.

        С помощью этих методов государство  осуществляет контроль за внешней торговлей  с целью защиты торгово-экономических  интересов республики.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

        Современная экономика представляет собой систему смешенного типа, в которой рыночный механизм дополняется различными формами государственного вмешательства. В странах со смешанной экономикой государство вовлечено во все стадии воспроизводственного процесса. Государственное регулирование было и остается существенным фактором общественного развития.

        Усиление  роли государства находит отражение  в росте государственных расходов и расширению сферы прямого регулирования  экономических процессов.

        В контрольной работе были рассмотрены  основные цели государства в области экономики, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Эти цели реализуются в процессе разработки и проведения экономической политики. Составной частью этой политики является денежно-кредитная политика. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк.

        Рассмотрена денежно-кредитная политика Республики Беларусь, как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования  в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса.  В работе представлена деятельность Национального банка в области национальной денежно-кредитной политики, которая сводится к двум основным направлениям. Первое - разработка денежно-кредитной политики в виде формулирования целей политики и набора инструментов, обеспечивающих достижение указанных целей. Второе - реализация политики в условиях поступательного экономического развития Республики Беларусь к устойчивому развитию. Направления дальнейшего развития денежно-кредитной сферы имеют целью улучшение общих экономических показателей страны, снижение уровня инфляции, обеспечение надежности и устойчивости банковской системы, стабилизацию национальной валюты и конечном итоге способствуют росту благосостояния населения.

        Эффективное решение проблем, связанных с  государственным регулированием экономики, требует соответствующих условий, фундаментального научного обоснования  и высокой квалификации исполнителей, поэтому вмешательство государства  в экономику целесообразно лишь в той мере, в какой механизм рыночного регулирования не дает должного эффекта. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложение

    Некоторые экономические показатель по Республике Беларусь 

    Динамика  средней объявленной  ставки рефинансирования              
    Национального банка Республики Беларусь*                
                             
    Период 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
    Январь 131,6 80 57,9 38 28 17 11 10 10 13,55 13,5 10,5
    Февраль 157,8 78,6 66 38 27,6 17 11 11 10 14 13,29 10,5
    Март 158,7 73,2 62,7 37,6 26 16,3 11 11 10 14 13  
    Январь-март 149,2 77,2 62,1 37,9 27,2 16,8 11 10,7 10 13,84 13,26  
    Апрель 122,7 69,3 57,3 36,3 24,1 15,2 11 11 10 14 12,8  
    Май 106,8 66,6 53,2 34,6 22,5 14,1 11 11 10 14 12,18  
    Июнь 97 58,7 48,1 33,7 21,1 13 10,5 11 10 14 12  
    Апрель-июнь 108,8 64,9 52,9 34,9 22,5 14,1 10,8 11 10 14 12,32  
    Январь-июнь 129 71 57,5 36,4 24,9 15,4 10,9 10,8 10 13,92 12,8  
    Июль 90 51,3 45,2 32 19,6 12,6 10,5 10,75 10,25 14 11,71  
    Август 90 50 43,2 30,5 18,7 12 10,5 10,5 10,4 14 11,27  
    Сентябрь 87,2 49,3 41,2 29,7 17,6 12 10,5 10,25 10,5 14 10,73  
    Июль-сентябрь 89,1 50,2 43,2 30,8 18,7 12,2 10,5 10,5 10,4 14 12,24  
    Январь-сентябрь 115,6 64 52,7 34,5 22,8 14,3 10,8 10,72 10,1 13,95 12,27  
    Октябрь 85 48 39,6 28,7 17 12 10,5 10 10,64 14 10,5  
    Ноябрь 85 48 38,7 28 17 11,8 10,5 10 10,91 14 10,5  
    Декабрь 80 48 38 28 17 11 10 10 11,48 13,5 10,5  
    Октябрь-декабрь 83,3 48 38,8 28,2 17 11,6 10,3 10 11,01 13,83 10,5  
    Январь-декабрь 107,5 60 49,2 32,9 21,3 13,6 10,7 10,5 10,35 13,92 11,82  
                             
    Примечание:                        
    * Рассчитана по календарному  количеству дней.                
     

         Источник: официальный интернет-портал Президента РБ 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         Анализ  динамики ВВП Республики Беларусь за период

         1999 – 2008 гг. (в процентах к предыдущему году)

    Годы Валовой внутренний продукт Основные средства в экономике Инвестиции в основной капитал
    1 2 3 4
    1999 103,4 99,8 92,0
    2000 105,8 100,2 102,1
    2001 104,7 99,6 96,5
    2002 105,0 101,1 106,0
    2003 107,0 101,8 120,8
    2004 111,4 101,5 120,9
    2005 109,4 102,0 120,0
    2006 110,0 102,5 135,2
    2007 108,6 102,1 116,2
    2008 110,0 103,0 123,5
     

         Источник: Статистический Ежегодник Республики Беларусь, 2009 ,стр. 37, 38

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Информация о работе Цели и инструменты макроэкономического регулирования