Цели и инструменты макроэкономического регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 14:06, курсовая работа

Описание

Цель макроэкономической политики8, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Исторические этапы государственного регулирования экономики 5
2. МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

2.1. Цели макроэкономического регулирования 9
2.1.1. Магический многоугольник 9
2.2. Инструменты макроэкономического регулирования 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

ПРИЛОЖЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа 08.10.doc

— 381.00 Кб (Скачать документ)

    Стабильность  цен. Длительное и ощутимое повышение цен – это проявление инфляции, устойчивое снижение цен – дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен – это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.

    Высокая степень занятости. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.

    Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран.

    Целям внешнеэкономического равновесия служат повышение конкурентоспособности  национального продукта, успешная политика стабилизации национальной экономики  при плавающем валютном курсе  и развитие долгосрочного международного экономического сотрудничества.

2.2. Инструменты макроэкономического регулирования (политики)

    Государство располагает определенными инструментами, которые оно использует для воздействия  на макроэкономическую активность. Инструмент политики – это экономическая  переменная, которая находится под контролем правительства и может повлиять на достижение одной или нескольких макроэкономических целей. Иными словами, изменяя кредитно-денежную и другие виды политики, государство может направить экономику к более благоприятному сочетанию выпуска, ценовой стабильности и занятости.

    Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.

    К важнейшим задачам фискальной политики относятся усиление стимулирующей  и регулирующей функций налоговой  системы, подготовка законодательно-нормативного обеспечения бюджетной и налоговой  реформ, своевременное формирование доходов государства, совершенствование структуры и повышение эффективности использования государственных средств, поддержание дифицита бюджета на приемлемом уровне.

    Основными инструментами осуществления налогово-бюджетной  политики являются налоговые и бюджетные регуляторы. К налоговым относятся устанавливаемые виды налогов и платежей, источники налогов, ставки, льготы, санкции, сроки взимания, способы внесения и др.

    Белоруссия  относится к странам с малой  открытой экономикой, для которой  характерно усиление налогово-бюджетных методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития производства ориентированного на экспорт и импортозамещение.

    Анализ  бюджетно-налоговой системы свидетельствует10, что в Беларуси высока доля централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете (48,7 %); достаточно высокая общая нагрузка на реальный сектор экономики (45,2 % к ВВП); большое количество налогов и льгот; неравномерна налоговая нагрузка по отраслям и секторам экономики и пр.

    Сильный налоговый пресс привел к низкой собираемости налогов и неналоговых  платежей, уклонению от уплаты налогов; ухудшил финансовое положение хозяйствующих  субъектов, все это привело к  снижению налоговых поступлений в бюджет, утечки капитала из Беларуси, сдерживанию поступления зарубежных инвестиций в страну.

    Предприятиям  и организациям также приходится выплачивать различные сборы  во внебюджетные фонды, которые по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.

    Суммы налоговых и неналоговых платежей и отчислений по отраслям распределяются неравномерно, так как многие отрасли  и предприятия имеют различные  льготы:

  • промышленность – свыше 50 %;
  • строительство – менее 10 %;
  • торговля и общественное питание – менее 5 %;
  • сельское хозяйство – менее 3 %.

    Кроме того, ряд налогов и неналоговых  платежей включены в выручку и  себестоимость.

    Согласно  статистическим данным5, размеры налоговых платежей в Беларуси колеблются в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия. Так, по налогам  и  отчислениям, уплачиваемым из выручки, они составляют от 2,1 до 48,2 %, по налогам и неналоговым платежам, относимым на себестоимость, - от 2,0 до 17,4 %, по налогам, уплачиваемым из прибыли, - от 0,1 до 5,7, по местным налогам – от 0,1 до 5,6 %.  
 

10  Тарасевич Л.С. Гальперин В.М. Гребенников П.И.

   Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник/Общая редакция

   Л.С. Тарасевича. Изд. 3-е перераб. и доп. –СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999

5   Качуровский Е.П. Беларусь 2000. Новая экономическая стратегия. – Мн.; БГУ, 1999

    Многие  предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия  изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.

    Все эти недостатки обуславливают необходимость  пересмотра фискальной политики по следующим  направлениям:

  • введение общепринятых правовых норм и принципов налогообложения и построения бюджетной системы;
  • снижение общего уровня налогообложения посредством пересмотра ставок налогов и прогрессивности шкал налогообложения;
  • повышение роли стимулирующей функции налогов;
  • модернизация методов расчета, механизмов и принципов взимания налогов;
  • принятия мер по повышению уровня собираемости налогов;
  • создание сопоставимых налоговых законодательств, позволяющих обеспечить равные конкурентные условия и согласования налоговых систем в рамках СНГ и ЕС;
  • сокращение бюджетных расходов (непроизводительных затрат на оборону, управление, а также субсидий, дотации);
  • реструктуризация внешнего долга, внешних источников финансирования расходов на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы, использование неинфляционных источников обслуживания дефицита бюджета;
  • использование практики бюджетного ограничения. Направление бюджетных средств на селективную социальную защиту малообеспеченных слоев населения, поддержку здравоохранения, образования, науки.

    Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:

  • устойчивые темпы роста национального производства;
  • стабильные цены;
  • высокий уровень занятости населения;
  • равновесие платежного баланса.

    Осуществляет  денежно-кредитную политику Центральный  банк страны.

    Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы9 направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются:

  • операции на открытом рынке;
  • изменение резервной нормы;
  • изменение учетной ставки.

    Операции  на открытом рынке – наиболее важный инструмент, с помощью которого Центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Цель этих операций заключается в купле-продаже государственных ценных бумаг на рынке. Например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков, первый на соответствующую сумму увеличивает обязательные резервы банков, что позволяет банкам создавать новые кредитные деньги, увеличивать предложение денег.

    Для уменьшения денежной массы в обращении, Центральный банк продает государственные ценные бумаги на открытом рынке. При покупке их коммерческими банками он списывает соответствующую сумму с резервных счетов этих банков.  
 
 

Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика/Пер. с англ. –М.: 1999

    Изменение норм обязательных резервов – этот инструмент используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно отразится на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, а значит и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.

    Одним12 из старейших методов денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки. В основе этого инструмента лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной – и она может изменяться Центральным банком. Повышение учетной ставки приводит к меньшему заимствованию средств коммерческими банками, так как кредиты становятся менее привлекательными, что в свою очередь замедляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличить свои избыточные резервы за счет Центрального банка, что приводит к расширению возможностей этих банков к кредитованию и, следовательно, увеличивает предложение денег.

    В зависимости от состояния экономики  страны проводится политика «дорогих»  или «дешевых» денег. Во время  инфляции Центральный банк проводит политику «дорогих» денег, которая направлена на сокращение предложения денег (или уменьшения темпов роста денежной массы).  

 

12  Экономическая теория (макроэкономика) ч.III: Учебно-практ. Пособие

   /Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2000

    Для этого Центральный банк продает  государственный ценные бумаги, увеличивает  норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.

    В период спада, для стимулирования деловой  активности, проводится политика «дешевых»  денег. Она заключается в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.

    Социальная  политика11 – это комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий.

    В современных условиях человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом  развитии общества, Это утверждение  определяет необходимость вмешательства  государства в социально-экономические  процессы посредством разработки и  реализации направлений социальной политики, в качестве которых выступают:

Информация о работе Цели и инструменты макроэкономического регулирования