Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 14:06, курсовая работа
Цель макроэкономической политики8, опирающейся на макроэкономическую теорию, - поддержание полной занятости, стабильности цен, эффективного экономического роста. Макроэкономическая теория рассматривает общие экономические проблемы, функционирование рыночной экономики в целом. Поэтому вполне естественно попытаться применить макроэкономическую теорию к условиям перехода страны к рыночной экономике.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Исторические этапы государственного регулирования экономики 5
2. МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Цели макроэкономического регулирования 9
2.1.1. Магический многоугольник 9
2.2. Инструменты макроэкономического регулирования 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Стабильность цен. Длительное и ощутимое повышение цен – это проявление инфляции, устойчивое снижение цен – дефляции. И то и другое нежелательно для здоровья экономики. Поэтому состояние цен – это предмет постоянной заботы любого правительства. Индикаторами уровня цен являются индексы валового внутреннего продукта, корзины товаров и услуг, частного потребления населения и др.
Высокая степень занятости. Рыночный механизм до сих пор не смог создать гарантий от массовой безработицы. Эту задачу вынуждено взять на себя государство. Оно различными регулирующими мерами стремиться удержать размеры безработицы в социально приемлемых рамках. Главные показатели уровня занятости, доля безработицы в самодеятельном населении, численность полностью или частично безработных в сопоставлении с числом свободных рабочих мест и др.
Внешнеэкономическое равновесие. Внешнеэкономическое равновесие отражается в сальдо текущих платежей, сальдо платежного баланса и курсе национальной валюты по отношению к валютам других стран.
Целям
внешнеэкономического равновесия служат
повышение
Государство
располагает определенными
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность средств и мероприятий государства, направленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, представления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью накопления финансовых ресурсов, достижения макроэкономической стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики – влияния на чистый экспорт товаров и услуг.
К
важнейшим задачам фискальной политики
относятся усиление стимулирующей
и регулирующей функций налоговой
системы, подготовка законодательно-нормативного
обеспечения бюджетной и
Основными
инструментами осуществления
Белоруссия относится к странам с малой открытой экономикой, для которой характерно усиление налогово-бюджетных методов государственного регулирования в сочетании с поддержанием фиксированного обменного курса, политикой стимулирования развития производства ориентированного на экспорт и импортозамещение.
Анализ
бюджетно-налоговой системы
Сильный налоговый пресс привел к низкой собираемости налогов и неналоговых платежей, уклонению от уплаты налогов; ухудшил финансовое положение хозяйствующих субъектов, все это привело к снижению налоговых поступлений в бюджет, утечки капитала из Беларуси, сдерживанию поступления зарубежных инвестиций в страну.
Предприятиям и организациям также приходится выплачивать различные сборы во внебюджетные фонды, которые по величине можно сравнить с налоговыми отчислениями, что значительно повышает себестоимость, цены.
Суммы
налоговых и неналоговых
Кроме того, ряд налогов и неналоговых платежей включены в выручку и себестоимость.
Согласно
статистическим данным5, размеры
налоговых платежей в Беларуси колеблются
в зависимости от отраслевой принадлежности
предприятия. Так, по налогам и отчислениям,
уплачиваемым из выручки, они составляют
от 2,1 до 48,2 %, по налогам и неналоговым
платежам, относимым на себестоимость,
- от 2,0 до 17,4 %, по налогам, уплачиваемым
из прибыли, - от 0,1 до 5,7, по местным налогам
– от 0,1 до 5,6 %.
10 Тарасевич Л.С. Гальперин В.М. Гребенников П.И.
Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник/Общая редакция
Л.С. Тарасевича. Изд. 3-е перераб. и доп. –СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999
5 Качуровский Е.П. Беларусь 2000. Новая экономическая стратегия. – Мн.; БГУ, 1999
Многие предприятия выплачивают налоги по сумме, превышающей размер прибыли, а некоторым приходится расплачиваться с государством даже при отсутствии прибыли. В результате предприятия изымают средства из амортизационных отчислений, что обостряет проблемы накопления и расширения инвестиционной деятельности.
Все эти недостатки обуславливают необходимость пересмотра фискальной политики по следующим направлениям:
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. Основные конечные цели денежно-кредитной политики:
Осуществляет денежно-кредитную политику Центральный банк страны.
Эффективность денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от выбора инструментов денежно-кредитного регулирования. Их можно разделить на общие и селективные. Общие воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы. Селективные методы9 направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д. Основными общими инструментами денежно-кредитной политики являются:
Операции на открытом рынке – наиболее важный инструмент, с помощью которого Центральный банк может влиять на объем имеющихся у банков свободных резервов, а значит, и на предложение денег. Цель этих операций заключается в купле-продаже государственных ценных бумаг на рынке. Например, при покупке Центральным банком ценных бумаг у коммерческих банков, первый на соответствующую сумму увеличивает обязательные резервы банков, что позволяет банкам создавать новые кредитные деньги, увеличивать предложение денег.
Для
уменьшения денежной массы в обращении,
Центральный банк продает государственные
ценные бумаги на открытом рынке. При покупке
их коммерческими банками он списывает
соответствующую сумму с резервных счетов
этих банков.
9 Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика/Пер. с англ. –М.: 1999
Изменение норм обязательных резервов – этот инструмент используется довольно редко. Это сильнодействующее средство и частое его применение может негативно отразится на денежно-кредитной сфере. Норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов банка, а значит и на его возможности создания новых денег. Повышение норм ведет к недостатку избыточных резервов. В этом случае банки могут оставить прежние обязательные резервы, но это приведет к сокращению их возможности по созданию новых денег. Если банки захотят увеличить свои обязательные резервы, то это вынудит их часть денег с текущих счетов перевести в обязательные резервы, что приведет к уменьшению количества денег в обращении. Это значит, что повышение норм приведет к сокращению предложения денег. Понижение нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым расширить возможности банков к кредитованию, т.е. увеличивает предложение денег.
Одним12 из старейших методов денежно-кредитного регулирования является изменение учетной ставки. В основе этого инструмента лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам. За ссуду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной – и она может изменяться Центральным банком. Повышение учетной ставки приводит к меньшему заимствованию средств коммерческими банками, так как кредиты становятся менее привлекательными, что в свою очередь замедляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличить свои избыточные резервы за счет Центрального банка, что приводит к расширению возможностей этих банков к кредитованию и, следовательно, увеличивает предложение денег.
В
зависимости от состояния экономики
страны проводится политика «дорогих»
или «дешевых» денег. Во время
инфляции Центральный банк проводит политику
«дорогих» денег, которая направлена на
сокращение предложения денег (или уменьшения
темпов роста денежной массы).
12 Экономическая теория (макроэкономика) ч.III: Учебно-практ. Пособие
/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 2000
Для этого Центральный банк продает государственный ценные бумаги, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку.
В период спада, для стимулирования деловой активности, проводится политика «дешевых» денег. Она заключается в увеличении предложения денег: Центральный банк выкупает государственные ценные бумаги у коммерческих банков и населения; понижает резервную норму; понижает учетную ставку. Все эти меры приводят к созданию благоприятных условий для получения кредитов, а это ведет к увеличению количества денег находящихся в обращении.
Социальная политика11 – это комплекс мер, направленных на создание условий для удовлетворения потребностей населения, повышения его благосостояния и обеспечения системы социальных гарантий.
В
современных условиях человеческий
фактор становится решающим в социально-экономическом
развитии общества, Это утверждение
определяет необходимость вмешательства
государства в социально-
Информация о работе Цели и инструменты макроэкономического регулирования