Цели и приоритеты современной государственной кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:35, реферат

Описание

Эволюционные процессы, происходящие в экономике и политике Российской Федерации, определяют необходимость изучения развития хозяйственной системы на уровне государства в целом. Разнообразие экономических, географических, демографических, воспроизводственных условий России предопределяет природу возникающих проблем, в числе которых к наиболее острым и малоизученным относятся проблемы формирования социальной и кадровой политики.

Содержание

Введение………………………………………………………….3
Современная государственная кадровая политика…………5
Понятие ГКП…………………………………………….5
Структура и функции ГКП……………………………..6
Цели и приоритеты ГКП…………………….………….6
Субъекты и объекты государственной кадровой политики ………………………………………………………………….9
Субъекты ГКП…………………………………………..9
Объекты ГКП…………………………………………..11
Принципы и механизмы современной государственной кадровой политики…………………………………………..13
Принципы ГКП………………………………………...13
Механизмы реализации ГКП…………………….……15
Заключение………………………………………………….…20
Список используемых источников………………………….22

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 47.84 Кб (Скачать документ)

Так, Федеральное Собрание не только выражает волю избирателей, но и придает кадровой политике легитимный характер, закрепляя законодательно ее основы и принципы, контролируя  в определенной мере ее осуществление. Органы исполнительной власти участвуют  в выработке и реализации ГКП  в целом и в частности в  многочисленных подчиненных организациях и учреждениях, где трудятся около 900 тысяч человек, что составляет 89% всего государственного аппарата. Следует отметить, что в законодательных органах Российской Федерации доля госслужащих составляет лишь 1%.

Судебная власть и прокуратура  призваны контролировать соблюдение законности в работе с кадрами, осуществлять правовую и социальную защиту государственных  и муниципальных служащих, всех работников.

Таким образом, каждая ветвь  власти выступает в роли субъекта ГКП, наделенного определенными  функциями и полномочиями. Президент  России как всенародно избранный  глава государства призван:

- интегрировать волю народа и координировать действия всех ветвей власти в сфере кадровой политики;

- определять приоритеты, главные цели и задачи ГКП, издавая соответствующие указы, положения и другие документы;

- обеспечивать согласованное взаимодействие и функционирование федеральных органов власти;

- назначать работников на весьма широкий круг должностей, в том числе министров обороны, внутренних дел, иностранных дел, руководителей Федеральной Службы Безопасности.

В целях обеспечения вышеуказанных  полномочий Президента в его Администрации  создано Управление кадровой политики. Органом, предназначенным для координации  действий всех ветвей государственной  власти, является Совет по кадровой политике при Президенте РФ, в состав которого на паритетных началах входят представители Президента, палат  Федерального Собрания, Правительства  РФ, высших органов судебной власти.

Статус субъектов ГКП  имеют также органы власти республик, краев и областей, на которые возложены  полномочия по реализации целей и  принципов федеральной кадровой политики в регионе в процессе выработки и реализации региональной кадровой политики, отражающей специфические  условия субъекта Федерации.

Более или менее активное влияние оказывают на ГКП политические партии, муниципальные органы власти и их объединения (Союз российских городов, Российский Союз местных властей  и др.), профессиональные союзы работников различных отраслей, предпринимателей и товаропроизводителей, финансовые группы и банки.

Завершая краткий обзор  субъектов ГКП, следует обратить внимание на негативную роль криминальных структур, которые проявляют большую  заинтересованность в проникновении  во власть. Используя значительные финансовые ресурсы, богатый арсенал  незаконных средств и методов, они  нередко устраняют неугодных  и неподкупных должностных лиц  и стремятся обеспечить продвижение  своих ставленников на ответственные  должности в органах государственной  и муниципальной власти и управления.

Многосубъектность ГКП, как, впрочем, любое демократическое  достижение, усложняет процесс ее разработки и реализации, но вместе с тем при надлежащей организации  обеспечивает более высокий уровень  профессиональной подготовки, отбора и продвижения кадров.

 

2.2. Объекты ГКП

К объектам ГКП относятся  трудовые ресурсы страны, отдельные  группы и категории населения, кадровые процессы и отношения, на которые  направлена деятельность субъектов  кадровой политики. Многообразие объектов ГКП побуждает вводить определенное "разделение труда" среди субъектов, включая в их компетенцию соответствующие  категории кадров, процессы и отношения. Лишь государство как главный  субъект кадровой политики в качестве объекта своего воздействия имеет  все кадры общества, все трудовые ресурсы, многие кадровые процессы.

В соответствии с этим до 2000 г. предполагается создать три  общенациональные программы:

1) Развитие персонала.

2) Профессиональная ориентация  и психологическая поддержка  населения.

3) Реформирование профессиональной  школы и разработка сети региональных  программ управления человеческими  ресурсами.

В центре внимания и непосредственного  воздействия со стороны государства  находятся персонал государственной  службы, кадры аппарата органов власти, процессы и отношения, складывающиеся в органах власти и управления. Такое положение объясняется  не только сложностью и ответственностью государственной службы вообще, но и особой ролью этого института в разработке и реализации курса реформ в нашем обществе, в интеграции общества и его устойчивом развитии.

Следует также обратить внимание на расширяющуюся практику привлечения  в Россию трудовых ресурсов из стран  СНГ. Государственная кадровая политика должна, учитывая это обстоятельство, регламентировать их статус и условия  труда, а субъекты ГКП осуществлять контроль за использованием иностранной рабочей силы.

В современной России взаимодействие субъектов и объектов кадровой политики нельзя признать отработанным и удовлетворительным. В социально-трудовой сфере возникают  острые конфликты, вызванные спадом производства, ростом безработицы, задержками выплаты заработной платы, отсутствием  достаточно четких критериев оценки труда и произволом администрации.

Одним из важнейших показателей  эффективности ГКП является утверждение  отношений социального партнерства  субъектов и объектов кадровой политики на всех уровнях ее реализации.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Принципы и механизмы современной государственной кадровой политики

 

3.1. Принципы ГКП

Кадровая политика, регулирование  взаимодействия ее субъектов и объектов должны строиться на научной базе в соответствии с определенными  принципами, т.е. основными положениями  и правилами, регламентирующими  работу с персоналом. В отечественной  и зарубежной литературе излагаются различные классификации принципов  кадровой работы, что объясняется  как разнообразием условий содержания трудовой деятельности разных категорий  работников, так и недостаточной  определенностью, разработанностью теории кадровой политики в обновляющейся  России.

Вместе с тем накопленный  опыт изучения принципиальных основ  кадровой политики позволяет вычленить:

- общие принципы, регулирующие кадровые процессы в целом;

- специфические принципы, относящиеся к отдельным сферам и отраслям профессиональной деятельности;

- частные принципы, регулирующие функционирование отдельных элементов кадрового процесса, которые применяются в теории и практике управления персоналом.

К общим принципам ГКП  относятся: научность, конкретно-исторический подход к изучению кадровых процессов  и принятию кадровых решений, законность, демократизм, нравственность, преемственность  и сменяемость кадров.6

Принципы ГКП в сфере  государственной службы РФ

Конкретизацию общих принципов  кадровой политики представляют собой  специфические принципы, которые  целесообразно рассмотреть в  сфере государственной службы. К  ним прежде всего относится принцип подбора кадров по профессиональным, деловым и моральным качествам. Он предполагает оценку и учет уровня общеобразовательной подготовки, специальных знаний и практических навыков в избранной сфере деятельности, а также умение ставить конкретные цели, находить оптимальные средства их достижения. Не меньшую значимость имеют способности организовать и участвовать в совместной деятельности, вносить свой вклад в создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, в формирование организационной культуры, соответствующей целям государственной службы.7

Принцип гласности придает  кадровой работе открытость, прозрачность, а принимаемым решениям - обоснованность и ясность. Полнее всего он реализуется  в процедурах выборности, конкурсного  отбора, аттестации персонала и других коллегиальных решениях. К сожалению, действие данного принципа в настоящее  время ограничивается отстранением советов трудовых коллективов, профсоюзных  и других общественных организаций  от кадровой работы в государственных, муниципальных и частных фирмах.

Принцип законности в кадровой работе предусматривает строгое  соблюдение Конституции РФ, четкое исполнение законов и других правовых актов. Он также предполагает добротную  правовую подготовку государственных  служащих и управленческих кадров в  отраслях государственного, административного, гражданского, трудового, хозяйственного, уголовного права.

К принципам ГКП относится  также равный доступ граждан к  государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Он означает недопустимость дискриминации кандидатов на должности  государственной службы по полу, социальному  положению, вероисповеданию, а также  по партийной принадлежности. При  этом, однако, должен выполняться принцип  внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений  от государства, который предполагает запрет на создание и деятельность в системе госслужбы политических организаций и религиозных объединений. Вне службы государственный чиновник вправе участвовать в такого рода организациях и объединениях, однако его активность в них не должна быть высокой.

Функционирование и развитие государственной службы невозможно без систематического обновления кадров и преемственности руководства. Однако этот принцип кадровой политики способствует прогрессу при том  условии, что новые кадры превосходят своих предшественников по уровню образования, профессиональным качествам и творческим способностям. К сожалению, это требование выполняется далеко не всегда, свидетельством чего является быстрый рост аппарата государственной службы за счет значительного числа неподготовленных и инертных людей. В этих условиях должны активнее использоваться такие методы управления персоналом, как ротация кадров, кооптация, регулярная аттестация, профессиональная переподготовка, отставка, принудительная отставка, введение контрактной системы найма, а также строгое соблюдение ст. 25 Федерального Закона "Об основах государственной службы РФ", регламентирующей выход на пенсию государственных служащих.

Принцип контроля и подотчетности  кадров в настоящее время реализуется  крайне редко, хотя потребность в  нем резко возросла в условиях экономического и политического  кризиса, роста коррумпированности и снижения ответственности среди  должностных лиц. Злоупотребления  в сфере владения госимуществом, землей, природными ресурсами, приватизации и регулирования арендных отношений, а также во внешнеэкономической  деятельности приобрели угрожающие размеры. Отсутствие эффективного контроля и обязательной отчетности как в государственной сфере, так и в сфере частного предпринимательства привело страну на грань анархии и хаоса.8

Вышеизложенные принципы кадровой политики не исчерпывают основных правил и положений, регулирующих работу с кадрами государственной службы. Выработка новых положений должна сочетаться с последовательной и  повсеместной реализацией указанных  принципов, что требует создания эффективного механизма кадровой политики.

 

3.2. Механизмы реализации ГКП.

Механизм реализации ГКП  как система

Научная концепция ГКП, включающая цели, принципы и приоритетные направления  кадровой работы, является необходимой  теоретической предпосылкой, для  успешной реализации которой требуется  создание эффективного механизма, способного привести в действие кадровый потенциал  общества. Механизм реализации ГКП - это  система кадровой деятельности, опирающаяся на концепцию ГКП, которая включает законодательные нормы, методические средства, организационные и информационные ресурсы, необходимые для осуществления кадровой политики.

В данном механизме целесообразно  выделить и рассмотреть несколько  блоков обеспечения кадровой работы:

- нормативно-правовой;

- организационный;

- научно-информационный;

- учебно-методический. 

Механизм нормативно-правового  обеспечения ГКП 

Разработка законодательной  и нормативной базы входит в компетенцию  высших законодательных и исполнительных органов. К этой работе привлекаются научные учреждения - Российская академия государственной службы, Академия народного  хозяйства и др. Принят Федеральный  Закон "Об основах государственной  службы Российской Федерации", утвержден  Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих. В субъектах Федерации разработаны  и приняты соответствующие региональные законы и реестры.

Указами Президента РФ утверждено Положение о федеральной государственной  службе, созданы Совет по кадровой политике при Президенте РФ, Совет  по вопросам государственной службы при Президенте РФ. Ряд нормативных  актов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, проведения их аттестации и конкурсного  отбора приняло Правительство РФ.

Однако правовое обеспечение  кадровой политики страдает определенными  недостатками:

-  одновременно действуют законы бывшего СССР и нормативно-правовые акты Российской Федерации;

-  существуют противоречивые, а порой и взаимоисключающие нормативные документы;

Информация о работе Цели и приоритеты современной государственной кадровой политики