Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в
федеральный бюджет………………………….……………………………..….6
Раздел 1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства….….……………………………….…6
Раздел 1.2. Доходы и расходы государственного бюджета ….…………….8
Раздел 1.3. Таможенные платежи как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ………………………………………….14
ГЛАВА 2 . Исследование таможенных платежей на примере Иркутской таможни……………………………………………..…………………...…......16

Раздел 2.1. Итоги работы Иркутской таможни за 2011 год……………….16
Раздел 2.2. Итоги работы Иркутской таможни за 1 квартал 2012 года…23
ГЛАВА 3. Мероприятия по совершенствованию системы таможенных платежей в РФ…………………………………………………………..………26
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей…………29
Заключение……………………………...………………………………………31
Список литературы……………………….…………………………...……….33

Работа состоит из  1 файл

Кусовая.docx

— 66.05 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ 

 

 

 

Кафедра – Таможенное дело

Дисциплина – Анализ хозяйственной деятельности

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

«Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

Руководитель:

 

 

 

2012 год

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

ГЛАВА 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в

федеральный бюджет………………………….……………………………..….6

Раздел 1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой   политике государства….….……………………………….…6

Раздел 1.2. Доходы и расходы государственного бюджета ….…………….8

Раздел 1.3. Таможенные платежи  как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ………………………………………….14

ГЛАВА 2 . Исследование таможенных платежей на примере Иркутской таможни……………………………………………..…………………...…......16  

 

Раздел 2.1. Итоги  работы Иркутской таможни за 2011 год……………….16

Раздел 2.2. Итоги  работы Иркутской таможни за 1 квартал 2012 года…23

ГЛАВА 3. Мероприятия по совершенствованию системы таможенных платежей в РФ…………………………………………………………..………26

3.1 Проблемы определения  величины таможенных платежей…………29

Заключение……………………………...………………………………………31

Список литературы……………………….…………………………...……….33

Введение

 

Актуальность  работы.

Уплата таможенных платежей является одним из основных условий  перемещения транспортных средств  и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих  во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов  может привести к юридической  ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области  таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более  совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в  нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую  природу. Это объясняется общими функциями и целями использования  названных платежей. Но тем самым это вызывает сложности в вопросах правового регулирования таможенного обложения. К системе таможенных платежей отнесены таможенные пошлины (ввозная и вывозная), налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также таможенные сборы. Термин «таможенные платежи» является общим для всех видов платежей, перечисленных в Таможенного кодекса ТС. 
Институт таможенных платежей тесно связан с понятием таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Обычно это связывают с применением таможенного тарифа (таможенных пошлин). Законодатель прямо относит ввозную и вывозную таможенную пошлину к мерам таможенно-тарифного регулирования. Контроль уплаты таможенных платежей при перемещении товаров через таможенную границу РФ осуществляют таможенные органы. Представляется, что к таможенным платежам относятся следующие категории обязательных взносов: пошлина, налог, сбор, плата. Такое многообразие обязательных платежей идет вразрез с нормами налогового законодательства, которое использует две категории — «налог» и «сбор». Исключение таможенной пошлины из числа федеральных налогов и сборов не способствовало завершению научного спора о его финансово-правовой сущности.

Таможенные платежи являются важным регулятором участия государства  в системе внешнеэкономических  связей. Они во многом определяют место  страны в международном разделении труда и обеспечивают значительную часть доходов государства. Опыт развитых стран свидетельствует  о том, что эффективная система  таможенных платежей является важным фактором экономического развития и  необходимым условием существования  сильного государства. Роль таможенных платежей в их экономике значительно  трансформировалась. Фискальный приоритет  таможенных платежей сменяется акцентом на регулирующую и защитную функции, для чего используются высокодифференцированные тарифы, построенные на принципе эскалации. В условиях глобализации транснациональные корпорации превращают отдельные страны в цеха единого мирового производства, основанного на международном разделении труда и отсутствии ценовых барьеров на пути движущихся товарных потоков.  Принципиально иная ситуация наблюдается в России. Практика применения здесь таможенных платежей за последние пятнадцать лет показывает, что из-за несоответствия потребностям развития экономики и несовершенства механизма их администрирования страна несет значительные потери. Существующие противоречия между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития являются следствием того, что до сих пор не разработана научная концепция места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений, в их применении отсутствует системность, не расставлены нужные акценты при определении величины таможенных пошлин и уровня их дифференциации. Доля таможенных платежей в федеральном бюджете 2010 года составила 52 %, т.е. половину доходной части. Такой высокий уровень таможенных доходов более характерен для развивающихся стран, чем для развитых. Российский таможенный тариф не оптимизирован для реализации ни фискальной, ни регулирующей функций. В современных условиях фискальные задачи не могут являться приоритетными. Наибольший объем доходов в России приносит вывозная таможенная пошлина, которой облагаются сырьевые товары. Несовершенный механизм администрирования таможенных платежей следствие их неадекватной современным реалиям роли в экономике. Это наносит дополнительный ущерб отечественным товаропроизводителям, чьи товары становятся неконкурентоспособными, и законопослушным импортерам. Уклонение от уплаты таможенных платежей обуславливает снижение эффективности таможенно-тарифного регулирования в целом.

Таким образом, сегодня таможенные платежи не способствуют должным  образом экономическому развитию страны. В условиях меняющейся экономической  ситуации и трансформации мирового хозяйства Россия остро нуждается  в пересмотре роли таможенных платежей в системе экономических отношений, ее переориентировании с решения  чисто фискальных задач на содействие развитию высокотехнологичных отраслей экономики. Требуется разработка мер  по предотвращению уклонения от уплаты таможенных платежей.

В связи с вышеизложенным определение места и роли таможенных платежей в системе экономических  отношений, исследование проблем их эффективного администрирования является научно и практически востребованным. 
Анализ научной литературы и практики позволяет сделать вывод о том, что между государственной политикой в отношении таможенных платежей, реальными условиями их администрирования и объективной потребностью общества в более полной реализации их функций сложились противоречия. Разрешение указанных противоречий будет способствовать разработке научной концепции места и роли таможенных платежей в системе экономических отношений. Выбранная тема «Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

 

Цель работы – анализ порядка формирования таможенных платежей (как источника государственного бюджета). 
Предмет работы – таможенные платежи как источник формирования доходов государственного бюджета. 
Объект работы – общественные отношения в процессе формирования и уплаты таможенных платежей.

Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи:

- изучить понятие и  структуру государственного бюджета;

-показать роль таможенных  платежей в формировании доходов  государственного бюджета;

- проанализировать динамику  таможенных платежей;

-рассмотреть направления  совершенствования таможенных платежей  в Российской Федерации;

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в федеральный бюджет

Раздел 1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой   политике государства

Таможенные платежи занимают особое место в ряду государственных  доходов. История таможенного налогообложения  России насчитывает более 1000 лет. Издревле на Руси с продаваемых предметов  взимались пошлины. Памятник древнерусского права «Русская Правда» (свод законов, в котором большое внимание уделялось  таможенному налогообложению) свидетельствует, что таможенная плата за торговлю, или пошлина, была законодательно введена  уже в IX в., а «мытник», или сборщик  пошлин, рассматривался в ней как  защитник интересов купцов и их имущества.

Наибольшего развития пошлины  получили во времена татаро-монгольского ига, когда в русском языке  появилось слово «тамга». В то время все взимаемые при продаже  товаров на заставах в городах, селах, слободах, на рынках сборы получили название таможенных, а сборы, которые  уплачивались непосредственно на границе, назывались «большой тамгой». И лишь со второй половины XVI в. пошлины, взимаемые  на границе, стали отличать от внутренних пошлин и записывать в отдельные  книги.

На протяжении всей истории  России вопросам таможенного налогообложения  уделялось большое внимание, что  во многом определяется ролью таможенных платежей в развитии национальной промышленности и увеличении доходной части государственного бюджета. В зависимости от политических и экономических условий изменялась и степень вмешательства государства  во внешнеэкономическую сферу. Существовавшая в СССР многие годы государственная  монополия внешней торговли сменилась  общепризнанными в мировой практике экономическими методами государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности (ВЭД), основная роль в  котором принадлежит налоговому регулированию, в свою очередь базирующемуся  на применении таможенных налогов и  сборов.

Использование таможенных платежей как инструмента налогового регулирования  при экспорте служит поддержанию  рационального соотношения ввоза  и вывоза товаров, валютных доходов  и расходов на территории РФ, обеспечению  условий интеграции национальной экономики  в мировую. Применение таможенных платежей при импорте обусловлено, с одной  стороны, проведением политики разумного  протекционизма, с другой – направлено на регулирование ввоза продукции, не имеющей отечественных аналогов или производящейся в недостаточном для удовлетворения потребностей внутреннего рынка количестве. Вместе с тем таможенные налоги и сборы как при экспорте, так и при импорте способствуют обеспечению поступлений доходов в федеральный бюджет.

Таможенные платежи –  это налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными  органами с участников внешнеэкономической  деятельности при ввозе или вывозе товаров и транспортных средств  на/с таможенной территории РФ.

В соответствии с частью первой Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут  обязанности налоговых органов  по части взимания таможенных налогов  и сборов. Перечень таможенных платежей установлен Таможенным кодексом ТС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.2. Виды таможенных платежей

В Таможенном кодексе ТС (ст. 70) определены следующие виды таможенных платежей: 1.таможенная пошлина; 2.налог на добавленную стоимость;3.акцизы; 4.таможенные сборы за таможенное оформление; 5.таможенные сборы за хранение товаров;6.таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров; 7.плата за информирование и консультирование;8.плата за принятие предварительного решения; 9.плата за участие в таможенных аукционах; 10.сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий; 11.сборы за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление действия аттестата.

Все перечисленные платежи  взимаются российскими таможенными  органами и учреждениями. Это обстоятельство их объединяет. Платежи различаются  как по юридической природе, так  и по экономическому содержанию.

Для реализации всего комплекса  таможенных мероприятий создаются  таможенные органы, составляющие единую систему, в которую входят: Федеральная  таможенная служба РФ (ФТС РФ), региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты. Основные функции таможенных органов закреплены в ТК ТС. Одной  из них является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.

Средства, получаемые от таможенных платежей, поступают в федеральный  бюджет России. На величину таможенных платежей влияет целый комплекс разнообразных  факторов, которые различаются в  зависимости от перечисленных выше конкретных видов таможенных платежей.

Таможенная пошлина - это одна из разновидностей косвенных налогов, которым облагается внешнеторговый оборот при перемещении товаров через таможенную границу. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер.

Классификация таможенных пошлин.

Прежде чем приступить непосредственно к классификации  таможенных пошлин следует отметить, что среди основных функций таможенного  тарифа особо выделяется протекционистская  и фискальная функции.

Протекционистская функция  связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.

Фискальная функция таможенного  тарифа обеспечивает поступление средств  от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Фискальная таможенная пошлина  существенно отличается от протекционистской  таможенной пошлины тем, что они  влекут за собой доходы в бюджет и влияют на расходы тех покупателей, которые не могут обходиться без  импортных товаров. Однако, во многих случаях таможенная пошлина, неся сперва характер чисто фискальный, становится со временем протекционистской, и четкого  разделения между ними нет.

Балансировочная функция - относится  к экспортным пошлинам, установленным  с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (в настоящее время  в РФ практически не применяется).

Информация о работе Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета