Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:17, курсовая работа

Описание

Уплата таможенных платежей является одним из основных условий перемещения транспортных средств и товаров через границу РФ. Это понятие основано, прежде всего, на правомерном поведении лиц, участвующих во внешнеторговых операциях. Отсутствие законности в деяниях субъектов может привести к юридической ответственности, что и является критерием разграничения финансовых ресурсов, взимаемых в области таможенного дела. Основная проблема, которая стоит перед законодателем, заключается в принятии более совершенной нормативной базы, уточняющей понятия правовой природы таможенных платежей и их роль для государства. Особенность системы таможенных платежей состоит в том, что в нее включены пошлины, налоги и сборы, имеющие различную юридическую природу.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. Таможенные платежи, уплачиваемые в
федеральный бюджет………………………….……………………………..….6
Раздел 1.1. Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства….….……………………………….…6
Раздел 1.2. Доходы и расходы государственного бюджета ….…………….8
Раздел 1.3. Таможенные платежи как важный источник формирования доходов федерального бюджета РФ………………………………………….14
ГЛАВА 2 . Исследование таможенных платежей на примере Иркутской таможни……………………………………………..…………………...…......16

Раздел 2.1. Итоги работы Иркутской таможни за 2011 год……………….16
Раздел 2.2. Итоги работы Иркутской таможни за 1 квартал 2012 года…23
ГЛАВА 3. Мероприятия по совершенствованию системы таможенных платежей в РФ…………………………………………………………..………26
3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей…………29
Заключение……………………………...………………………………………31
Список литературы……………………….…………………………...……….33

Работа состоит из  1 файл

Кусовая.docx

— 66.05 Кб (Скачать документ)

В январе-марте 2012 года внешнеторговый оборот в стоимостном выражении  составил 1673 млн. долларов США, в том  числе стоимостные показатели экспорта – 1405 млн. долларов США, импорта – 268 млн. долларов США.

В структуре экспортных операций лидирующие позиции (в стоимостном  выражении) занимают: экспорт металлов и изделий из них – 45% от объема экспортных операций, вывоз древесины  и целлюлозно-бумажных изделий – 41%, машиностроительной продукции – 5%, минеральных продуктов – 5%. Доля лидирующих экспортных товаров в  январе-марте 2012 года составила 96% от стоимостных  показателей экспортных операций.

В структуре импортных  операций лидирующие позиции (в стоимостном  выражении) занял импорт продукции  химической промышленности – 38% от объёма импортных операций, ввоз машиностроительной продукции – 43%, доля минеральных  продуктов – 10%, металлов и изделий  из них – 7%. Доля лидирующих импортных  товаров в январе-марте 2012 года составила 98% от стоимостных показателей импортных  операций.

В целом в регионе сохраняется  экспортная направленность внешнеэкономической  деятельности – доля экспорта в  январе-марте 2012 года составила 84% в  объеме внешнеторговых операций.

Итоги правоохранительной работы Иркутской таможни 

В течение 1 квартала 2012 года значимыми в деятельности таможни  оставались задачи, связанные с противодействием нарушениям и преступлениям в  таможенной сфере.

За январь-март 2012 года таможней выявлено 349 административных правонарушений (АП). За аналогичный период 2011 года было выявлено 177 административных правонарушений По фактам нарушения валютного законодательства возбуждено 56 дел об АП.

По направлению защиты прав интеллектуальной собственности  количество выявленных контрафактных  товаров составило 3 226 единиц контрафактной  продукции, возбуждено 24 дела об АП по статье 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях «Незаконное использование  товарного знака».

Наибольшее количество возбужденных дел об АП было связано с недекларированием  и недостоверным декларированием  товаров, несоблюдением запретов и  ограничений на ввоз или вывоз  товаров – 189 дел об АП. Из них 69 дел  об административных правонарушениях  приходятся на дела, связанные с  правонарушениями в сфере лесоэкспорта; еще 101 дело об АП связано с нарушениями  таможенного законодательства физическими  лицами при перемещении алкогольной  и табачной продукции в международном  пункте пропуска Аэропорт Иркутск. По фактам недекларирования российской и  иностранной валюты физическими  лицами за январь-март 2012 года возбуждено 23 дела об административных правонарушениях.

В 1 квартале 2012 года, по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года, увеличились суммы наложенных и взысканных штрафных санкций по делам об АП. Всего по делам об АП, рассмотренных с назначением  административного наказания, наложено штрафных санкций на общую сумму  порядка 7 миллионов 400 тысяч рублей (взыскано 2 миллиона 153,3 тысячи рублей).

За 1 квартал 2012 года Иркутской  таможней было возбуждено 2 уголовных  дела. Одно дело возбуждено по признакам  преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 226.1 УК РФ контрабанда сильнодействующих  веществ – то есть незаконное перемещение  через таможенную границу Таможенного  союза в рамках ЕврАзЭС лекарственных  препаратов, содержащих сильнодействующие  вещества.

Второе дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.229.1 УК РФ – контрабанда наркотических  средств, психотропных веществ, их прекурсоров, то есть перемещение через таможенную границу Таможенного союза в  рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ.

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Мероприятия  по совершенствованию системы таможенных платежей в РФ

 

3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей

 

Ключевая цель деятельности таможенных органов - максимальное содействие международным экономическим отношениям, ускорение товарооборота. При этом нельзя забывать о том, что таможенная служба исторически формировалась  как государственный фискальный аппарат, основная задача которого - пополнение федерального бюджета.

Наиболее эффективным  способом увеличения дохода бюджета  от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер  государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также  на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому  от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление  в федеральный бюджет стопроцентных  сумм таможенных платежей и действенность  таможенного регулирования.

Закон о Едином таможенном тарифе Таможенного союза предусматривает шестиступенчатую методику определения таможенной стоимости импортируемых товаров: 1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами, 2) по стоимости сделки с идентичными товарами, 3) по стоимости сделки с однородными товарами, 4) вычитания стоимости, 5) сложения стоимости, 6) резервный метод.

Тем не менее, на практике в  большинстве случаев применяется  первый и шестой метод, что приводит к возникновению ошибок при определении  таможенной стоимости. Чаще всего это  связано с проблемой наличия  единого ценового пространства, а  также с трудностями взаимопонимания  участника внешнеэкономической деятельности и таможенных органов в процессе определения и контроля таможенной стоимости.

Основным методом определения  таможенной стоимости является метод  по цене сделки с ввозимыми товарами. Поэтому начинать оценку следует  всегда с проверки применимости данного  метода. При невозможности его  использования применяется последовательно  каждый из последующих методов. Методы вычитания и сложения могут применяться  в любой очередности.

В практической деятельности таможенные органы, практически не применяя метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми  товарами, минуя последующие, используют резервный метод. Данное обстоятельство приводит к необоснованному изменению  таможенной стоимости и, как следствие, - к увеличению сумм платежей, произведенных  с нарушением законодательства.

Определение таможенной стоимости  является одной из самых дискуссионных  проблем в таможенном деле. Несмотря на то что методы определения таможенной стоимости прямо закреплены в  законодательстве, их применение в  практической деятельности вызывает множество  вопросов как для участников экспортно-импортных  операций, так и для таможенных органов.

Мировая практика, положенная в основу системы определения  таможенной стоимости, гласит о том, что сама величина таможенной стоимости  не должна зависеть от метода ее определения.

Международные организации  рассматривают таможенную оценку в  качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные  проблемы для национальной экономики.

Недостатки системы таможенной оценки товаров влекут за собой невозможность  или, по крайней мере, затруднительность  для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли.

Таким образом, меры и методы, которые сегодня принимает таможенная служба, не создают условий для  развития экономики страны. Причем стратегические ошибки, цель перевыполнить  план ведомства невзирая ни на что, касаются напрямую всех нас как конечных потребителей. Из-за необоснованных дополнительно  взысканных платежей покупатель платит в магазине за импортный товар  в 1,5 – 2 раза дороже, чем европейский  потребитель. Такие меры ведут лишь к необоснованному росту цен  и дефициту. Такие действия сводят на нет все попытки руководства  страны, бизнес сообщества на создание конкурентно устойчивого реального  сектора экономики страны. Для  справки: 10 лет назад таможенные платежи составляли 15 – 17% бюджета  страны. Сегодня – это более 50% бюджета.

Корректировке таможенной стоимости  подвергается 98% грузов. Цены при этом таможня поднимает на 10 – 50 % от заявленной по контракту стоимости. Финансового  или экономического обоснования  этих корректировок нет: наоборот, в  прошлом году Правительство уменьшило  средневзвешенную ставку импортной  пошлины почти на 1%. С 11,5 в 2008 году до 10,6 – 11% в 2009 году, а в 2010 году с 10,6 до 10,9%.

Корректировка таможенной стоимости  ничего, кроме дополнительной нагрузки на импортеров не дает, что, в свою очередь, сказывается напрямую на потребителях. Импортеры вынуждены отказываться и возвращать импортный груз отправителю, или в доход государства. Есть случаи, когда просто бросают груз, т.к. его реализация на российском рынке  после такой таможенной политики становится нерентабельной, или денежных средств оплатить корректировку  таможенной стоимости нет. Таким  образом, создаются условия для сворачивания импорта или переориентации его на другие не совсем легальные схемы.

Таможня выбирает максимально  возможную стоимость импортного товара — вся номенклатура представлена в постоянно обновляемой базе данных. Таможенные органы часто и  не пытаются установить действительную стоимость товара, а в качестве повода для корректировки используют недостатки в оформлении и содержании документов.

По данным Федеральной  таможенной службы, в 2009 году более 8000 дел (70% от общего количества) было решено в пользу импортеров и экспортеров. По искам, связанным с корректировкой таможенной стоимости, таможня проигрывает 80% дел.

Одним из приоритетных направлений  таможенного дела в Российской Федерации  можно назвать контроль заявления  и определения таможенной стоимости. Недостаточная урегулированность  указанного контроля в таможенном законодательстве Российской Федерации создает предпосылки  для коррупции, различного рода злоупотреблений  со стороны должностных лиц таможенных органов и уклонения от уплаты таможенных платежей со стороны недобросовестных участников ВЭД.

Процедура контроля таможенной стоимости должна проводиться в  возможно короткие сроки с целью  недопущения необоснованной задержки выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Можно выделить следующие  слабые места в решениях таможенных органов по таможенной стоимости:

    • необоснованность решения таможенного органа в неприятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров или о несогласии с избранным декларантом методом ее определения;
    • несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров.

Несмотря на многочисленные акты, подробно регулирующие порядок  принятия решений по таможенной стоимости  товаров, таможенные органы часто продолжают принимать необоснованные решения. В то же время декларанты, действуя правомерно, не всегда обращаются в суд за защитой своих прав, так как данная процедура всегда сопряжена со значительными временными и материальными потерями.

Основная проблема, возникающая  при разрешении в судебном порядке  споров о корректировке таможенной стоимости, связана с отсутствием  единства в толковании Закона о таможенном тарифе судебными и таможенными  органами. Причем если судебная практика формируется высшими судебными  органами, то в системе таможенных органов в качестве источника  формирования правоприменительной  позиции используются указания региональных таможенных управлений. В целях установления единообразного подхода к практике разрешения дел, связанных с корректировкой таможенной стоимости, необходимо совместное обсуждение правоприменительных проблем  на уровне высших органов обеих систем.

От правильности определения  величины таможенной стоимости зависит  количественный показатель поступления  в федеральный бюджет таможенных платежей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых  и неналоговых доходов, а также  безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются  собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых  доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней  бюджетной системы РФ. К налоговым  доходам федерального бюджета относятся  федеральные налоги и сборы (в  том числе в соответствии с  законодательством РФ таможенные платежи  и государственная пошлина), перечень и ставки которых определяются налоговым  законодательством РФ.

Пополнение доходной части  федерального бюджета – одна из важнейших задач таможенных органов. Таможенные платежи — федеральные  налоги и сборы, взимаемые таможенными  органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих  назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз  товаров через таможенную границу  РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг.

Таможенные платежи - таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы  за выдачу лицензий, платы и другие платежи, взимаемые в установленном  порядке таможенными органами Российской Федерации.

Информация о работе Цели и задачи деятельности таможенных органов по формированию доходов федерального бюджета