Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:08, реферат
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
представляющих разные отрасли, предлагающие товары с различной
товароведческой характеристикой
и разными физическими
но которые используются для одной и той же цели. В качестве примера
может служить конкуренция
между производителями-
металла и пластмасс
формировании цен учитывается
и конкуренция товаров
своим качествам традиционные. Например, компании Австралии и
Англии, традиционно поставлявшие на мировой рынок шерсть,
сталкиваются с серьезной конкуренцией со стороны производителей-
поставщиков химических волокон.
2.4 Рынок конкуренции немногих поставщиков - олигополия
Характеризуется наличием нескольких крупных компаний
производителей-поставщиков, обладающих значительными сегментами
рынка, полностью или практически полностью обеспечивающих поставку
товаров на мировой рынок.
Между фирмами и странами-
правило, существуют соглашения о сотрудничестве (т.е. разделены
сферы влияния), зачастую фирмы обладают эксклюзивными правами на
покупку стратегически необходимого сырья, вкладывают огромные
средства на рекламные мероприятия.
Практика ценообразования на поставляемую продукцию показывает, что
любое крупное решение, принимаемое экспортером, - установление
цены, определение объемов производства, закупок, инвестиций и т.д.
- требует взвешивания
вероятной реакции конкурентов.
плане сохранения компаниями статус-кво играют неафишируемые для
широкой публики неофициальные договоренности основных конкурентов.
В ходе специальных переговоров достигаются соглашения о
фиксировании цен, о разделе рынков сбыта, об объемах производства.
Потребность в относительной координации деятельности на мировом
рынке привела компании к созданию специальных механизмов, с помощью
которых можно было бы действовать
с большей долей
Наиболее простой формой такого механизма является картель, в рамках
которого предполагается формальное письменное соглашение
относительно объемов производства и ценовой политики. Компании
договариваются о разделе рынков сбыта с целью поддержания
согласованных уровней цен. Наиболее известным картелем,
регулировавшим до недавнего времени мировой рынок нефти, был ОПЕК
(Организация стран
периода времени картелю удавалось довольно успешно координировать
нефтяные рынки.
Для компаний, участвующих в работе подобных механизмов, характерна
тенденция к максимизации прибылей, т.е. их поведение в определенной
степени напоминает действие чистых монополий. Величина воздействия
субъектов олигополис-тического рынка на уровень цен зависит главным
образом от степени монополизации рынка, от того, насколько силен
контроль за производством и сбытом товара, источниками сырья и за
другими не менее важными факторами. Отмечено, что чем выше степень
монополизации, тем выше уровень монопольных цен и тем меньше их
колебания.
Вместе с тем ценообразование на рынках машин и оборудования,
например, по сравнению с сырьем и полуфабрикатами - процесс
значительно отличающийся, а анализ формирования цен на конкретные
изделия, поставляемые на международный рынок, затруднен из-за
различий конструктивного характера, многообразия оборудования и
т.д. Тем не менее, поставщики аналогичной продукции на мировой
рынок имеют определенное
представление о ценах
правило, уровень цен отражает конкретные производственные издержки
с добавлением определенного процента, с учетом конкретного рынка
сбыта, партнера, региона и т.д.
2.5 Влияние государства на внешнеторговые цены.
Государственное регулирование внутренних цен, субсидирование
экспорта, поддержка импорта, проведение таможенно-тарифной политики
и т.д. в конечном счете оказывает существенное влияние и на цены
внешние, причем тем больше, чем мощнее присутствие компаний данной
страны на мировом рынке.
Государство регулирует цены внутреннего рынка, в основном, с
помощью двух инструментов: гарантируя производителям уровень
продажных цен и предоставляя субсидии для покрытия издержек
производства. Хрестоматийными являются пример поддержки
государством сельского
хозяйства в США и
политика ЕС. В США государство предоставляет субсидии из
федерального бюджета в случае понижения рыночных цен ниже
гарантированного уровня цен. Специальная правительственная
организация по гарантированным ценам принимает в залог у
производителей
рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и
продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок, то товар
остается в собственности правительственной организации. Таким
образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, путем
поддержки собственных производителей принимает действенные меры по
сохранению такого зазора мировых цен, в результате которых и
собственный производитель не остается в проигрыше, и уровень
мировых цен остается под контролем.
Эффективен механизм ценообразования в ЕС, разработанный по каждому
виду сельхозпродукции и для каждого региона. Устанавливаются
несколько категорий цен - индикативные цены, определяемые
Сообществами как желательные, минимальные цены импорта или
пороговые, минимальные продажные цены, гарантированные
производителю интервенциями, официальными организациями.
Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена
интервенции гарантирует
минимальный доход
образом протекционизм на границах ЕС защищает производителей от
резких толчков мирового рынка. Продуманная агрополитика ЕС
позволила в течение 10-15 лет пройти путь от импортера
сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и второго
мирового экспортера.
Что касается машиностроительных и сырьевых отраслей, то воздействие
государства на уровень цен, как правило, осуществляется косвенным
образом. Например, государство берет на себя часть финансирования
НИОКР, проводит преимущественно скрытое финансирование экспорта,
ведет протекционистскую таможенную политику. Так, предоставляя
экспортные субсидии компаниям, государство позволяет им держать
экспортные цены на уровне мировых и не покидать рынок. Устанавливая
низкий уровень импортных пошлин, например, на сырье, государство
имеет своей целью повышение конкурентоспособности на внешнем рынке
тех товаров, на изготовление которых оно идет. Одной из
разновидностей воздействия на цены мирового рынка является демпинг.
Цель демпинга - завоевание определенным товаром или группой товаров
внешнего рынка путем продажи товаров на мировом рынке по ценам ниже
внутренних. В дальнейшем убытки покрываются путем повышения цен на
внешнем рынке, а затем и за счет проникновения в экономику стран-
импортеров.
Имеются и другие механизмы и инструменты, используемые государством
для проведения внешнеторговой политики (квоты, добровольное
ограничение экспорта и т.д.), использование которых в конечном
счете оказывает существенное влияние на уровень цен на мировом
рынке, особенно если данная страна является, с экономической точки
зрения, крупной.
3. ПРАКТИКА И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН
Для современного мирового рынка характерно наличие большого
количества различных отраслевых рынков товаров и услуг,
множественность цен. На практике цена на конкретную продукцию
одного и того же рынка может существенно различаться. Поэтому при
обосновании, определении и согласовании внешнеторговой цены
необходимо иметь четкое
представление о характере
особенность «отбора» цены:
25. использование цен раздельных
экспортных и импортных
26. цены в условиях оплаты наличными;
27. цены, формирующиеся в рамках обычных коммерческих сделок.
Исходя из данных посылок ясно, что цены, фиксируемые в рамках
долгосрочных
отличаться от цен в сделках, или от цен на товар, оплачиваемый
путем сложных банковских операций, в условиях определенных валютных
ограничений и т.д.
Поставщики товара на внешний
рынок встречаются с
колебаниями цен, предоставлением различных скидок, приложением
надбавок. Кроме того, практически всегда цены на аналогичную
продукцию отличаются, т.к. разные поставщики поставляют товары
различного качества, комплектации и т.п. Значительную долю в
конечной цене составляют транспортные расходы.
В современной международной торговле, особенно в торговле сырьевыми
товарами и полуфабрикатами заметное место занимают посреднические
фирмы, также имеющие свою прибыль в результате осуществления
продаж. Что же касается торговли
машинно-технической
технически сложными товарами, то здесь цены, как правило,
формируются только при непосредственном контакте между продавцом-
производителем и покупателем-
включаются самые различные составляющие - надбавки за гарантию,
предпродажный и послепродажный сервис, упаковку и др.
Для изучения и использования на практике ценовых показателей
мирового рынка необходимо знать основные источники сведений о
ценах. В настоящее время созданы специальные банки данных
практически для всех товаров и товарных групп по регионам и
временным периодам (для товаров сезонных). Огромные возможности
предоставляет система компьютерных телекоммуникаций, позволяющая в
считанные минуты получить ориентировку практически на все
поставляемые на мировой рынок товары. Однако это будут цены
ориентировочные, позволяющие экспортеру и импортеру иметь стартовую
площадку для переговоров по ценам поставки. Механизм же
ценообразования остался старым: анализ спроса и предложения, проект
цены, исходя из ситуации на рынке, и формирование контрактной цены
в ходе непосредственных переговоров поставщика и покупателя.
Информацию о ценах мировых товарных рынков принято подразделять на
несколько групп.
3.1 Контрактная цена
Контрактная цена - это конкретная цена, которую согласовали между
собой продавец и покупатель в ходе переговоров, которая, как