Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 21:08, реферат
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
действительна на весь период действия контракта, если ее не
подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены
нигде не публикуются, ибо они представляют коммерческую тайну. В
принципе, контрактные цены на определенный товар в определенном
регионе и при наличии небольшого круга продавцов и покупателей
известны. Практическая задача состоит в сборе информации и создании
банка данных.
Справочные цены - это цены продавца, публикуемые в
специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической
литературе, в газетах, журналах, в каналах компьютерной информации.
Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном
охватывает небиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты (нефть и
нефтепродукты, черные металлы, удобрения и т.д.). В настоящее время
справочная литература по ценам на небиржевые товары получила очень
большое распространение. Так, экспортер нефтепродуктов
ориентируется на ежедневные котировки цен потоварные и региональные
- публикуемые в справочниках,
которые можно получать
через систему компьютерной связи. Однако следует иметь в виду, что
между ценами, публикуемыми в справочных изданиях, и фактическими
ценами сделок существует определенный зазор. Как правило,
справочные цены несколько завышены. Справочные цены не реагируют
быстро на изменения конъюнктуры или на какие-либо политические
события, за исключением, может быть, цен на нефть - товар весьма
специфичный. Вместе с тем, они отражают динамику цен на данном
рынке и тенденции.
3.2 Биржевые цены
Биржевые цены - это цены на товары, торговля которыми производится
на товарных биржах. К биржевым товарам относятся в основном сырьё и
полуфабрикаты. Цены на биржевые товары оперативно отражают все
изменения, происходящие на рынке данного товара. Малейшие изменения
в ту или иную сторону конъюнктуры рынка моментально сказываются на
биржевых котировках. Это объясняется тем, что сами биржевые
котировки являются фактическими ценами сделок именно в данный
момент. Следует отметить, что биржевые котировки не отражают «в
себе» другие инструменты международной торговли, как-то: условия
поставки, платежа и т.д. Существует определенный регламент работы
биржи и участия в ее работе. Биржи функционируют ежедневно, и
котировочная комиссия регистрирует и публикует котировочные цены в
специальных бюллетенях. Котировки бывают двух видов: срочные
котировки (фьючерсы) на товары, отсутствующие на данный момент, с
условиями поставки через определенное время и котировки на
реализуемые товары. Как показывает практика, биржевые котировки,
довольно остро реагируя
на различные внешние «
таки не могут отражать действительные тенденции в движении цен.
Зачастую на биржах проводятся операции, носящие откровенно
спекулятивный характер.
В международной внешнеторговой практике специалисты ориентируются
на котировки наиболее известных, хорошо зарекомендовавших себя
бирж, имеющих персонал исключительно высокой квалификации, таких,
как Лондонская биржа металлов (LME - London Metal
Ехспапgе),Чикагская биржа (Chicago Board of Trade), занимающаяся
котировками и продажами зерновых, или Нью- Йоркская биржа хлопка
(NYCE -New York Cotton Exchange).
Цены аукционов - показывают цены, полученные в результате торгов.
Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный
временной период. Аукционный вид торговли является достаточно
специфичным. На аукционных торгах, например, продается и покупается
пушнина, животные. предметы искусства.
3.3 Статистические внешнеторговые цены
Статистические внешнеторговые цены - публикуются в различных
национальных и международных статистических справочниках. Данные
цены, появляющиеся в подобных изданиях, определяются путем деления
стоимости экспорта или импорта на объем закупленной или
поставленной продукции. Эти цены не показывают конкретную цену
конкретного товара. С точки зрения их практического применения они
интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или
иной страны, для статистических расчетов, используются как
приблизительный ориентир. В процессе согласования цен экспортер и
импортер, основываясь на собственном анализе данных о положении на
рынке товара, приступают к переговорам, заранее зная, на какие
уступки они могут пойти. В мировой практике ведения внешней
торговли известно большое количество различных скидок. Ценовые
скидки - метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и
условий контракта. По оценкам специалистов, существуют около 40
различных видов ценовых скидок и надбавок. К наиболее
распространенным относятся следующие:
1. скидка продавца, когда
за объем единовременной
или за устойчивость покупок экспортер в процессе торга
предоставляет скидку в зависимости от ситуации на конкретном
рынке. Может достигать 20-30% к первоначальной цене;
2. скидка для эксклюзивного импортера, фирма- импортер является
единственным поставщиком товара в страну или регион, добивается
наилучших условий для продажи этого товара, по существу помогает
экспортеру закрепиться на рынке данной страны. Достигает 10-15%
от первоначальной цены. Практикуется в условиях рынка монопольной
конкуренции;
3. скидка «сконто», в случае
осуществления импортером
полной или частичной, за поставляемый товар. Как правило, такая
скидка предоставляется и в случае прямого банковского перевода
денег при оформлении товарных накладных;
28. скидка традиционному партнеру (или бонусная), как правило,
предоставляется импортеру, длительное время работающему на
рынке с одним и тем же экспортером. В данном случае экспортер
уверен в своем партнере покупателе с точки зрения правильного
и своевременного выполнения контрактных обязательств; скидка
предоставляется, как правило, на годовой объем продаж товара.
Характерна, в первую очередь, для рынка совершенной
конкуренции;
29. скидки за покупку внесезонного товара, как правило,
предоставляется на рынках сельхозпродукции, одежды, обуви и
др.
30. дилерская скидка, предоставляется оптовым и розничным
торговцам, агентам и посредникам. Эта скидка должна покрывать
расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им
определенный размер прибыли.
Размеры скидок определяются отдельно для каждого конкретного
случая. Как правило, размеры скидок варьируются между 2 и 10% от
первоначально предлагаемой цены. Безусловно, достигаются и более
существенные скидки.
4. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, СВЯЗАННЫЕ С ВЭД
В период существования в СССР, в России централизованной плановой
экономики проблемы ценообразования на мировом рынке сравнительно
мало интересовали конкретного производителя. Все операции -
торговые и платежные
- производились
учреждениями внешнеторговыми
объединениями и
после появления соответствующих законодательных актов о выходе
предприятий самостоятельно на международный рынок появилось большое
число новых субъектов рынка, как мощных крупных поставщиков,
например, Магнитка или Газпром и его структуры, так и маломощных,
но многочисленных «челноков».
Приблизительно до 1992-93 гг. внутренние цены на производимую в
России продукцию были ниже мировых в расчетах на конвертируемую
валюту. Кроме того, другие составляющие цены товара, как-то:
транспортные расходы, портовые услуги, расходы на энергозатраты и
некоторые другие, - в общей структуре цены не занимали значительную
долю, о чем было хорошо известно зарубежным покупателям. А вкупе с
отсутствием в тот период квалифицированного персонала для
внешнеторговой деятельности приводило к выбросу товара на мировой
рынок по ценам, гораздо ниже мировых. В этой связи не случайно
против России только ЕС открыл 15 антидемпинговых процедур
расследований, ввел ограничительные квоты на поставку в эти страны
на большое количество товарных позиций.
В настоящее время в России внутренние цены на многие экспортируемые
товары (нефть, зерно и др.) выше мировых. Причин для этого много.
Кризис в российской экономике привел к падению объемов
производства, что незамедлительно сказалось на себестоимости
продукции. Ежегодное сокращение инвестиций обусловило обветшание
производственных фондов, отсутствию новых технологий. Большое и,
вероятно, негативное влияние оказывает наличие в России нескольких
крупнейших монополистов, в руках которых сосредоточены практически
все рычаги по установлению цен и тарифов на услуги, и от которых в
условиях нашей страны зависят все. Речь идет о РАО «Газпром», РАО
«ЕЭС», о транспортниках (не случайно, именно транспортные тарифы
выросли беспрецедентно).
В настоящее время крупные фирмы и предприятия России,
экспортирующие и импортирующие продукцию, как правило, имеют в
своем составе специализированные компании, работающие
преимущественно в сфере внешней торговли. Хотя их немного, но они
достаточно четко отслеживают ситуацию на товарных и финансовых
рынках, не допускают грубых ошибок. Ими четко избраны рынки и
каналы, по которым они работают, заведена своя клиентура, и попасть
в число поставщиков или покупателей, например, «Норильского
никеля», в условиях мощной конкуренции новичкам практически
невозможно. Здесь явная тенденция к монополизации.
Что касается системы ценообразования, то российские компании
придерживаются общепринятых правил игры, присущих современному
мировому рынку. Однако следует отметить одну очень существенную
деталь. Сегодня, если подходить
к вопросу с чисто
точки зрения, многим российским компаниям экспорт не выгоден, что в
свою очередь, ограничивает импорт. Цены внутреннего рынка гораздо
выше мировых по многим товарным позициям. Отсутствие же на
российском рынке финансовых средств приводит к неплатежам или к
примитивным бартерным сделкам или к появлению различных финансовых
суррогатов в виде векселей, либо других «ценных» бумаг.
Предприятие, не получая за уже поставленную продукцию деньги от
покупателя, вынуждено искать покупателя на внешнем рынке.
Отрицательная разница в ценах затем «перебрасывается» на внутреннюю
цену товара, который еще более дорожает, хотя само предприятие
после экспортной сделки имеет денежные поступления на свой