Ценовая дискриминация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:51, курсовая работа

Описание

Термин «дискриминация» образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Ценовая дискриминация как экономическая категория………….6
1.1. Понятие ценовой дискриминации………………………………….....6
1.2. История возникновения термина ценовая дискриминация…….…..13
Глава 2. Виды ценовой дискриминации……………………………….…..16
2.1. Анализ видов ценовой дискриминации………………………….…16
2.2. Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние………………………………………………………………...……27
Глава 3. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии…..……………………………………………………………...29
3.1. Максимизация прибыли монополией…………………………..…..…29
3.2. Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение………30
3.3. Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии……………….31
Заключение…………………………………………………………….…..…36
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Ценовая дискриминация2.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)
xt-align:justify">Для сокращения потребления может устанавливаться очень высокая цена. Цена может быть назначена с расчетом покрытия всех издержек или получения хороших доходов. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать цены на продукцию с учетом некоторых ограничений. Нерегулируемая монополия сама может назначать любую цену, которую только выдержит рынок. Однако монополист далеко не всегда запрашивает максимальную цену.

В соответствии с законом спроса, если цена возрастает, то величина спроса падает, и, наоборот, при снижении цены величина спроса увеличивается. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии при этом устанавливать объем спроса. «Чистый» монополист знает: для того, чтобы продать дополнительное количество продукции, необходимо снизить цену.

Таким образом, власть монополиста над ценой не абсолютна. С одной стороны, он не желает привлекать конкурентов и стремится быстрее проникнуть на всю глубину рынка. С другой - боится введения государственного регулирования.

Одними из отрицательных черт монополий являются ограничение производства и повышение цен. Это можно увидеть из рис. 2. 1, отображающего монопольное ценообразование:


Рис. 2.1. Кривая спроса на продукцию монополии

 

На рисунке кривая DD’ как обычно является кривой спроса. Так как чистая монополия единственный товаропроизводитель, она может установить практически любую цену по вертикальной оси. Предположим, она устанавливает цену на уровне Р1. Тогда спрос будет представлен отрезком ОВ и, несмотря на высокий уровень цены, доход окажется сравнительно небольшим. Пусть монополия пойдёт на установление низкой цены Р3. Тогда резко возрастёт спрос, но из-за низкой цены будет опять таки получен низкий доход. Очевидно, что монополия будет искать на кривой спроса ту точку, которая позволит ей получать максимально высокий доход. Предположим, что эта точка Е. Тогда производство ограничится отрезком ОМ, хотя мощности позволяют выпустить продукцию в размере ОС.

 

Глава 3. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии

 

3.1 Максимизация прибыли монополией

 

Монополист диктует цену и объем производства, т.е. монополист неизбежно определяет цену, решая какой объем продукции произвести.

На вопрос: какую комбинацию цены и количества на эластичном отрезке кривой спроса выберет чистый монополист? — ответ один — это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.

Чистая монополия определяет объем производства, максимизирующий прибыль, исходя из издержек и спроса.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам. В этом - решение проблемы и для монополиста.

Фактически монополист может увеличивать объем производства, повышая свою совокупную прибыль вплоть до объема производства Q*, при котором дополнительная прибыль, получаемая от выпуска еще одной единицы продукции, равна нулю. Поэтому меньшее количество продукции Q1 не максимизирует прибыль, хотя и позволяет монополисту установить более высокую цену. При объеме производства Q1 вместо Q* совокупная прибыль монополиста будет меньше на величину, равную заштрихованной площади между кривой МR и кривой МС, между Q1 и Q*.

Больший объем производства Q2 также не является максимизирующим прибыль. При данном объеме предельные издержки превышают предельный доход, и если бы монополист производил меньшее количество, чем Q2, он увеличил бы совокупную прибыль (на МС - МR). Монополист мог бы увеличить прибыль еще больше, сокращая объем производства до Q*. Увеличение прибыли за счет снижения объема производства Q* вместо Q2 дано площадью ниже кривой МС и выше кривой МR, между Q* и Q2.


3.2 Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение

 

Фирма обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке. Естественно, чтобы обладать монопольной властью фирме не требуется быть чистой монополией. Причем необходимо, чтобы кривая спроса на продукцию фирмы была наклонена вниз, а не была горизонтальной, как для конкурентной фирмы, так как иначе у монополиста не будет возможности изменять цену путем изменения количества предлагаемого товара.

В крайнем, предельном случае кривая спроса на продукт, реализуемый чистой монополией совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса на продукт, продаваемый монополией. Поэтому монополист считается с реакцией покупателей на изменение цены, когда устанавливает цену на свой продукт.

Монополист может установить либо цену своего товара, либо его количество, предлагаемое на продажу за любой определенный период времени. И раз он выбрал цену, то требуемое количество товара определится кривой спроса. Аналогично, если фирма - монополист выберет в качестве устанавливаемого параметра количество товара поставляемого ею на рынок, то цену, которую потребители заплатят за это количество товара, определит спрос на данный товар.

Монополист, в отличие от конкурентного продавца, не является получателем цены, и даже наоборот, сам назначает цену на рынке. Монополия может выбрать цену, которая максимизирует ее прибыль, и предоставить, самим покупателям выбирать, сколько покупать данного товара. Фирма решает: сколько товаров производить, основываясь на информации о спросе на ее продукт.

Можно выделить две интересные особенности поведения монополиста:

1. На повышение спроса монополист не всегда отвечает увеличением выпуска, вместо этого монополист может просто поднять цены на свой товар. Его реакция зависит не только от изменения спроса на его товар, но и от того, как изменится эластичность спроса, при изменении последнего. Поскольку изменение или сдвиг кривой предельного дохода зависит напрямую от изменения ценовой эластичности, связанной с данной ценой. Для монополиста сдвиг кривой предельного дохода, а не кривой спроса на его продукт, является решающим фактором при изменении выпуска.

2. Невозможно определить кривую спроса для монополиста, так как для одного и того же количества товара можно определить две и более цены. (И наоборот две и более цены могут ставиться в соответствие одному и тому же выпуску). Кривую спроса невозможно использовать для того, чтобы объяснить, какое количество продукции монополист предложит на рынок, так как фирма сама назначает цены.

В условиях монополизированного рынка нет пропорциональной зависимости между ценой и производимым количеством. Причина заключается в том, что решение монополиста по объему производства зависит не только от предельных издержек, но и от формы кривой спроса. Изменения в спросе не приводят к пропорциональным изменениям цены и предложения, как это происходит с кривой предложения для рынка свободной конкуренции.

Вместо этого изменения в спросе могут привести к изменению цен при постоянном объеме производства, изменения в объеме производства могут произойти без изменения цены или же измениться могут как цена, так и объем производства.

 

3.3 Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии

 

Монополист не всегда продает все единицы продукта по одной цене. В некоторых случаях он осуществляет ценовую дискриминацию, под которой понимается продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям. При этом следует иметь в виду, что различия в ценах не вытекают из различий в издержках производства.

Ценовая дискриминация возможна лишь в том случае, когда продукт не может быть куплен на одном рынке и перепродан по более высокой цене на другом. Например, если книги школьникам будут продаваться со скидкой, то они могут быть, затем перепроданы другим группам населения.

Поэтому ценовая дискриминация обычно осуществляется в сфере услуг. Например, в С.Петербурге пенсионеры оплачивают телефонные услуги по более низким тарифам, чем остальное население. Единственный врач, практикующий в небольшом населенном пункте и имеющий представление о материальном положении клиентов, может устанавливать для них различный гонорар за лечение. Ценовая дискриминация предполагает, что отнесение покупателей к отдельным группам населения не представляет труда.

Условие ценовой дискриминации: должна быть различной ценовая эластичность спроса у отдельных покупателей; имеется в виду, что тот потребитель, который испытывает более острую потребность в данном продукте, готов уплатить за него более высокую цену.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, если она назначает разные цены для различных категорий потребителей на основе разницы в эластичности их спроса.

Но важно отметить, что это отнюдь не единственная форма ценовой дискриминации, хотя, вероятно и наиболее распространенная. Политика ценовой дискриминации может также реализовываться через нелинейное ценообразование, когда сумма, которую платит клиент, не является прямо пропорциональной величине его покупки. Скидки в зависимости от количества покупаемой продукции являются наиболее типичными примерами нелинейного ценообразования.

Совершенная дискриминация имеет место тогда, когда фирма устанавливает различные цены на каждую единицу товара, т. е. реализует товар по индивидуальным ценам. Тем самым каждый покупатель приобретает продукт по максимальной цене, которую он способен уплатить.

В реальной действительности такая дискриминация почти не встречается, так как продавец не имеет информации о покупательской способности потребителей, которые, разумеется, не заинтересованы в том, чтобы ему ее предоставлять. Это — недостижимая мечта каждого продавца.

На первый взгляд, кажется, что ценовая дискриминация противоречит стремлению максимизировать прибыль, так как одни покупатели платят меньшую цену, чем другие. На самом деле монополист всегда при проведении ценовой дискриминации получает большую прибыль, чем та, которую он получал бы при ее отсутствии, так как возрастает объем продаж.

Поскольку совершенная ценовая дискриминация практически неосуществима, то монополисты в ряде случаев устанавливают не индивидуальные цены на каждую единицу товара, а выделяют несколько ступеней цены, т. е. некоторые покупатели получают скидки с цены продукта. Такие скидки могут предоставляться в зависимости от размеров приобретаемой партии товара, потому что покупатели часто предъявляют спрос на большие партии товара только при условии предоставления им скидки. Ценовая дискриминация проявляется, например, в установлении трех тарифов на междугородные телефонные разговоры. В связи с этим те лица, которые не воспользовались бы этим видом услуг, имеют возможность связаться по телефону с другими городами в вечернее или ночное время или в выходные дни, когда действуют льготные тарифы. В ряде случаев скидки носят кумулятивный характер. Так, проездной месячный билет на городской транспорт обходится дешевле, чем приобретение разовых билетов. Подобная ценовая дискриминация называется дискриминацией второй степени.

Ценовая дискриминация приводит к тому, что некоторые товары и услуги могут приобретать потребители, которые при отсутствии ее вообще бы их не покупали. Фирмы в результате этого увеличивают свой доход. Государство обычно поощряет ценовую дискриминацию, так как она позволяет несколько сгладить неравенство в потреблении.

Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабилетов по 3000 руб. за билет. Такая цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Ежемесячный валовой

доход составляет около 300 млн. руб. Однако в результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам повышена зарплата) издержки возросли и цена билета была повышена вдвое. Количество проданных билетов тоже уменьшилось в два раза и составило 50 тыс. шт.

Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился на уровне 300 млн. руб., существуют возможности получить дополнительный доход,
привлекая отказавшихся пассажиров скидками.

 

Рис. 3.1. Модель ценовой дискриминации: МС – предельные издержки; D и MR – спрос и предельный доход фирмы на первом; D1 и MR1– спрос и предельный доход фирмы на втором рынке

На рис. 3.1. графически изображена ситуация, когда рынок услуг авиакомпании разделён на два отдельных рынка. Первый (рис. 3,3А) представлен состоятельными людьми, для которых важна быстрота передвижения, а не цена. Спрос с их стороны относительно неэластичен. На втором рынке действуют лица, для которых скорость не важна, они могут воспользоваться железной дорогой. Из рис. 3.1. видно, что при цене билета 6000 руб. ни один потребитель со второго рынка не воспользуется услугами авиакомпании. Однако если этим потребителям предоставить 50%-ную скидку, то билеты будут проданы и доход компании увеличится на 150 млн. руб. ежемесячно.

С одной стороны, ценовая дискриминация позволяет увеличить доходы, а с другой стороны, большее количество потребителей получают возможность воспользоваться услугой данного вида. Такая политика в области ценообразования выгодна обеим сторонам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами.

Информация о работе Ценовая дискриминация