Ценовая дискриминация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 02:51, курсовая работа

Описание

Термин «дискриминация» образован от латинского discriminatio, что означает различие, различение. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. В общем виде речь может идти либо о практике какой-либо отдельной фирмы-продавца, либо о поведении отдельного покупателя, если он сам в состоянии назначить разные цены спроса для разных продавцов, причем последние по тем или иным причинам соглашаются на его условия. Обычно рассматривается

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Ценовая дискриминация как экономическая категория………….6
1.1. Понятие ценовой дискриминации………………………………….....6
1.2. История возникновения термина ценовая дискриминация…….…..13
Глава 2. Виды ценовой дискриминации……………………………….…..16
2.1. Анализ видов ценовой дискриминации………………………….…16
2.2. Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние………………………………………………………………...……27
Глава 3. Особенности определения цены и объёма производства при чистой монополии…..……………………………………………………………...29
3.1. Максимизация прибыли монополией…………………………..…..…29
3.2. Спрос на продукт монополиста и монопольное предложение………30
3.3. Ценовая дискриминация на рынке чистой монополии……………….31
Заключение…………………………………………………………….…..…36
Список литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

Ценовая дискриминация2.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)

Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Это значит, что дискриминации может подвергаться как один и тот же покупатель, например, в зависимости от закупаемого количества товара, так и разные покупатели.

Если ценовая дискриминация возникает на основе реальных противоречий рыночного механизма, то одна из особенностей его функционирования - приведение всех индивидуальных оценок и возможностей к единому усредненному, наиболее представительному уровню.

Возможность заниматься ценовой дискриминацией не является легкодоступной для всех продавцов, так как ценовая дискриминация осуществима, когда реализуются три условия:

1. Наиболее очевидно, что продавец должен быть монополистом или, по крайней мере, обладать некоторой степенью монопольной власти, то есть некоторой способностью контролировать производство и ценообразование.

2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в отдельные классы, в которых каждая группа имеет разную готовность или способность платить за продукт.

3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу.

Принято различать следующие основные типы ценовой дискриминации.

Совершенной ценовой дискриминацией (дискриминацией первой степени) называется продажа каждой единицы блага по ее цене спроса, то есть устанавливаются разные цены на каждую продаваемую единицу товара.

Осуществить ценовую дискриминацию первой степени на практике удается редко. Чаще по разным ценам монополист продает не каждую единицу продукции, а определенные ее партии. В этом суть ценовой дискриминации по объему покупки (дискриминацией второй степени) Тот факт, что индивидуальная цена спроса с увеличением объема убывает, позволяет продавцу извлечь выгоду из установления разных цен для разных объемов покупки. Обычной является практика назначения скидок при покупки крупных партий товара.

Ценовая дискриминация на сегментированных рынках (третьей степени) означает установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка).

При дискриминации на сегментированном рынке монополия максимизирует прибыль, выбирая наилучшее сочетание цен и объемов продаж на каждом из сегментов, отличающихся один от другого эластичностью спроса.

Монополистический диктат противоречит интересам потребителей. Он ведет к общественным потерям, связанным, в частности, с сокращением объема продаж. Однако ценовая дискриминация дает возможность увеличить объем производства, приблизить его к конкурентному уровню, а значит, увеличить потребление, сделать доступными некоторые товары для менее обеспеченных слоев населения.

Ценовая дискриминация - только одна из множества причин ценовых различий. Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в самолете, заплатил за билет меньше, чем они. Законы, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Есть много примеров, которые показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко, и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой дискриминация всегда будет объектом критики.

 

Список литературы

 

1.                 Анализ хозяйственной деятельности в промышленности/ Под ред. В.И. Стражева, Мн.: Высшая школа, 1998.

2.        Бутакова М.М. Ценообразование в рыночной экономике: Конспект лекций и тексты для чтения / Барнаул: Сервер электронных публикаций ММЦ АГУ, 2004.

3.                  Долан Э., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. – СПб.: Питер, 1992.

4.                  Габиш Г. Микроэкономика / Габиш Г., Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Электронный учебник.

http://www.uef.ru/rus/parts/microeconomics/chap4/46left.htm

5.                  Гребенников П.И. Микроэкономика / Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С.. – СПб.: Питер, 1996.

6.                  История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. - М.: МГУ, 1997. - Ч. II, гл. 5.

7.         Липсиц И. Коммерческое ценообразование. -М.: БЕК, 2004.

8.                  Макконелл К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2т: пер. с англ. т.2. / Макконелл К.Р., Брю С.Л. – М.: Юрист, 1996.

9.         Микроэкономика / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. – СПб.: Питер, 2003.

10.             Микроэкономика: в 2-х т. Т.2 / Под общ. Ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1998.

11.             Нуреев Р.М. Основы экономической теории: микроэкономика. -М.: Наука, 1996.

12.             50 лекций по микроэкономике: Часть III     http://50.economicus.ru

13.             Самуэльсон П. Э. Монополистическая конкуренция - революция в теории. Т. 2 // Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. СПб.: Питер, 1999.

14.             Цены и ценообразование. Учебное пособие. / Баздникин А.С. –М.: Юрайт, 2004.

15.             Экономическая теория Учебник для вузов/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Питер, 2000.

16.             Экономическая теория.: Учебник/ под ред. А. Г. Грязновой, Т. В. Тетелевой. – М.: Экзамен, 2005. 

 

2

 



[1] 50 лекций по микроэкономике: Часть III http://50.economicus.ru

[2] Гребенников П.И. Микроэкономика http:// biblioteka.ru

[3] Цены и ценообразование. Учебное пособие. / Баздникин А.С. – М., 2004.

[4] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.В 2т: пер. с англ. Т.2. – М., 1996.

[5] Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика.В 2т: пер. с англ. Т.2. – М., 1996.

[6] Долан Э.Рынок: микроэкономическая модель. – СПб., 1992.

 

[7] История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Худокормова. - М., 1997. - Ч. II, гл. 5.

[8] Самуэльсон П. Э. Монополистическая конкуренция - революция в теории // Вехи экономической мысли / сост. и общ. ред. В. М. Гальперина. СПб., 1999. Т. 2. Теория фирмы. С. 354-370.

[9] Микроэкономика / Г. С. Вечканов, Г. Р. Вечканова. – СПб., 2003. – 368 с.

 

[10]Микроэкономика: в 2-х т. / Под общ. Ред. В. М. Гальперина. СПб.,1998. Т. 2.

 

[11]Бутакова М.М. Ценообразование в рыночной экономике: Конспект лекций и тексты для чтения. - Барнаул, 2004.

[12] Экономическая школа. - СПб., 1999.

[13] Микроэкономика: в 2-х т. / Под общ. Ред. В. М. Гальперина. СПб.,1998. Т. 2.

 


Информация о работе Ценовая дискриминация