Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:09, реферат
Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Она является традиционным элементом конкурентной политики. Каждая компания самостоятельно устанавливает цену на свою продукцию.
Имеется два подхода к рыночному ценообразованию: установление индивидуальных цен либо единых цен.
Введение
1. Понятие, особенности и предпосылки возникновения ценовой дискриминации
2. Условия эффективности ценовой дискриминации
3. Виды (степени) ценовой дискриминации
3.1. Ценовая дискриминация первой степени (совершенная)
3.2. Ценовая дискриминация второй степени (в зависимости от объема покупок)
3.3. Ценовая дискриминация третьей степени (по группам потребителей)
4. Влияние ценовой дискриминации на экономическое благосостояние общества
Заключение
Список литературы
График ценовой
дискриминация второй степени
На графике весь выпуск благ монополист разделил на три партии и каждую реализует по разным ценам. Например, первые Q1 единиц блага будут продаваться по цене P1, следующие Q2 - Q1 единиц - по цене Р2, следующие Q3 - Q2 единиц - по цене Р3.
Таким образом, общая выручка монополиста от реализации Q1 единиц блага равна площади прямоугольника OP1AQ1, от реализации Q2 единиц - площади фигуры OP1AKBQ2, от реализации Q3 единиц - площади всей заштрихованной фигуры. Из графика видно, что выручка от реализации Q3 единиц по единой цене Р3 равна площади прямоугольника OP3CQ3, a площадь фигуры Р3Р1AKBL (потребительский излишек) присвоен монополистом исходя из ценовой дискриминации второй степени. Площадь незаштрихованных треугольников под кривой спроса - это та доля излишка потребителя, которую не присвоил монополист.
Ценовая
дискриминация второй степени нередко
выступает в форме ценового дисконта,
или скидок (на объем поставок; кумулятивные
скидки - сезонный билет на железной
дороге; дискриминация во времени -
различные цены на утренние, дневные,
вечерние сеансы в кино; взимание абонементной
платы в сочетании с
3.3. Ценовая дискриминация третьей степени (по группам потребителей)
Ценовая дискриминация третьей степени предполагает, что разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене
Если
при ценовой дискриминации
График ценовой
дискриминации третьей степени
Оба
трафика имеют общую
Примерами ценовой дискриминации третьей степени могут послужить следующие:
1. Входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд в городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до нулевого уровня) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов.
2. Цены на непродовольственные товары сезонного спроса (одежду, обувь) могут быть в конце сезона ниже, чем в начале.
3. Тарифы на авиаперелеты могут быть дифференцированы по дням недели (в рабочие дни ниже, чем в нерабочие).
4.
Плата за подписку на
5. Низкоконкурентная на внешних рынках продукция может между тем продаваться там по конкурентным ценам, гораздо более низким, чем на отечественном рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью.
6. В России гостиничные тарифы для иностранцев значительно выше, чем для россиян.
Дискриминационное ценообразование влияет на поведение как продавцов, так и покупателей. Ценовая дискриминация влечет за собой перераспределение доходов в обществе в пользу того, кто ее проводит. Это автоматически наносит ущерб покупателям. Многие люди полагают, что благосостояние общества повысится, если монопольные прибыли, полученные с помощью ценовой дискриминации, перейдут от акционеров к потребителям. Но точных доказательств этому суждению нет.
Любой вид ценовой дискриминации может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на распределение ресурсов и их использование в обществе. Дискриминация может улучшить положение дел на отраслевом рынке в том случае, когда он чрезмерно монополизирован. Но ценовая дискриминация также может способствовать перевоплощению доминирующей фирмы в монополию. Чтобы контролировать ценовую дискриминацию, необходимо иметь специальный закон в обществе, подобный закону Клейтона, принятому в США в 1914 г., и развивающему его закону Робинсона — Пэтмана.
Однако
использование ценовой
Но не следует забывать, что целью ценовой дискриминации является поглощение потребительского излишка. Дискриминация развивается за счет потребительского излишка и негативно воздействует на совокупный спрос. Создавая прочные связи между ведущими фирмами на отраслевом рынке, систематическая ценовая дискриминация воздвигает барьеры на пути новых конкурентов, стремящихся войти на рынок.
Многие
исследователи считают, что не следует
смешивать монопольный эффект с
ценовой дискриминацией. Последняя
может возникнуть там, где еще
не образовалась монополия на отраслевом
рынке, но есть фирмы, обладающие известной
рыночной властью. Таким образом, причиной
ценовой дискриминации является не монополия,
а рыночная власть фирмы. Ценовая дискриминация
не может эффективно использоваться в
условиях совершенной конкуренции, ее
можно обнаружить лишь на несовершенных
рынках. Только здесь ценовая дискриминация
представляет собой проявление нарушения
эквивалентности обмена. Любой вид ценовой
дискриминации может иметь как положительные,
так и негативные последствия. Ценовая
дискриминация может улучшить положение
дел на отраслевом рынке в том случае,
когда он чрезмерно монополизирован. Вместе
с тем она также может способствовать
постепенной трансформации доминирующей
фирмы в монополию, увеличению выпуска
продукции, но с ее помощью оказывается
целенаправленное давление на совокупный
спрос. Оценка ценовой дискриминации
неоднозначна. В ряде стран отдельные
ее виды запрещены законодательно. Например,
в США закон не допускает фирмам продавать
товары крупным магазинам по ценам, уровень
которых ниже цен, установившихся в розничной
торговле (чтобы не допустить разорения
мелких магазинов). В Канаде запрещена
ценовая дискриминация в тех случаях,
когда товары одного качества и количества
продаются по разным ценам. Российский
закон запрещает заниматься ценовой дискриминацией
предприятиям, доля которых на рынке того
или иного товара превышает 65%, а в некоторых
случаях 35%. Но есть в российских законодательных
нормах исключения. Например, если заинтересованное
предприятие докажет, что его действия
способствуют насыщению товарного рынка
или способны принести пользу в каком-либо
ином виде.
Заключение
В жизни мы часто сталкиваемся с разными ценами на один и тот же товар. Ценовая дискриминация - только одна из множества причин ценовых различий.
Ценовую дискриминацию часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают недовольство, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в самолете, заплатил за билет меньше, чем они.
Законы, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Есть много примеров, которые показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, в отличие от тех многих простых потребителей, для которых ценовая дискриминация является объектом критики.
В целом, для себя я делаю такой вывод, что дискриминация, при ее правильном использовании, только повышает общественное благосостояние, делая доступным услуги для потребителей разного достатка, а также усиливает рыночную власть предприятия.
Список литературы