Человеческий капитал и его роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 12:32, курсовая работа

Описание

Впервые термин «человеческий капитал» был использован Теодором Шульцем, американским экономистом, который пропагандировал идею образовательного капитала. Шульц исследуя послевоенные ФРГ и Японию, определил причину их быстрого восстановления. Он утверждал, что экономика этих стран возродилась быстрее благодаря здоровому и образованному населению.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа2.docx

— 563.03 Кб (Скачать документ)

     Таким образом, теория человеческого капитала предложила единую аналитическую рамку для объяснения таких, казалось бы, разнопорядковых явлений, как взаимодействие образования и экономического роста, спрос на образовательные и медицинские услуги, возрастная динамика заработков, различия в оплате мужского и женского труда, передача экономического неравенства из поколения в поколения. С её выдвижением связан настоящий переворот в экономике труда. Наибольшее значение имели:

    1. Выделение инвестиционных аспектов на рынке труда;
    2. Переход от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников;
    3. Признание человеческого времени в качестве ключевого экономического ресурса.[11,с.75]

    Поэтому сейчас  теория человеческого капитала, активно используется в создании инновационного рынка труда, основой  стабильности которого является использование  человеческих ресурсов.

      Сегодня рынок труда нуждается  в специалистах, обладающих не  только определенной суммой знаний, но и высокой мобильностью, способностями находить выход из нестандартно сложившихся ситуаций. 

    1.3.Проблемы  современного рынка труда и человеческий капитал

    В условиях мирового технологического прогресса, устанавливающего новые критерии качества продукции и услуг, в условиях глобализации экономики и создания международного рынка труда требуется новое качество рабочей силы, основанное на высоком образовательном уровне, заинтересованности в самом труде и  росте трудовой мотивации.

    Сегодня  «трудовой капитал» все более  уступает место «человеческому капиталу». Подобно тому, как индустриальный сектор национального хозяйства  все масштабнее и интенсивнее  уступает место постиндустриальным экономическим отношениям, таким  же образом рабочая сила человека и его трудовой капитал дополняется, интеллектуальными силами и интеллектуальным капиталом, а труд дополняется творчеством. Поэтому в инновационно-активной экономике труд обретает особые черты:

  1. Он имеет преимущественно творческий характер, следовательно, неотчуждаем от носителя; меняет мотивацию к трудовой деятельности, отношение к досугу, доходам и т. д.
  2. В труде усиливается субъективная составляющая, индивидуализирующая его, способствующая росту его разнообразия и специализации.
  3. Труд основывается на реализации непрерывно обновляющихся знаний, что резко усиливает самостоятельность работника, его профессионализм, склонность к кооперации, к саморазвитию, к трудовой демократии.

    В связи с модернизацией труда  в России  возникают задачи, которые необходимо решить для эффективного функционирования рынка труда. Одной из таких задач является приобретающая острый характер  кадровая проблема. Основной движущей силой, способной привести бизнес к успеху, являются люди, и  они же составляют главный фактор риска - по разным оценкам, 70-95% потерь в бизнесе приходится на кадры. И от того, насколько успешно в компании проводится кадровая политика, во многом зависит прибыльность фирмы. Доказано, что фирмы, эффективно управляющие человеческим капиталом, имеют значительные преимущества и чаще становятся лидерами на рынке. Вероятность оказаться лидером в отрасли по внедрению инициатив в области качества составляет 72%, а по финансовым показателям-68%. [6,с. 88; Приложение № 2]

    Также если в компании существует выстроенная  система оценки персонала, то каким  бы способом ни проводилась такая  оценка, ее результаты всегда являются базой для принятия эффективных  управленческих решений. Если же система  оценки персонала не выстроена, то в  этом случае присутствует субъективизм, практически нет связи со стратегией развития компании, с ее целями и  задачами. На данный момент существует множество методов оценки персонала. Одним из новейших методов является хэдхантинг - это метод прямого  поиска, выявления потенциальных  кандидатов, прямой выход на них, оценка и представление наиболее подходящих заказчику. Данный метод особенно эффективен при поиске высококлассных специалистов, которых нет на свободном рынке. Лучшая защита кадровых ресурсов фирмы  от хэдхантерских приемов - это профилактика, которая предполагает повышение  зарплаты, тренинги, регулярное обсуждение планов построения карьеры.[4, 187 с., с.191]

    Кроме того, одной из острых проблем, вызванных  трансформацией современного рынка  труда, является его не сбалансированность: с одной стороны, существует достаточно большое число вакантных мест, с другой - значительное число безработных, чья профессиональная или квалификационная подготовка не соответствует требованиям  работодателей.

    На  российском рынке труда высок  спрос промышленных предприятий  на рабочие профессии с квалификацией 5-6 разряда, хотя 29% работодателей устраивает менее высокий квалификационный уровень претендентов на рабочие места.

    В структуре кадров промышленных предприятий  специалисты с высшим и средним  профессиональным образованием составляют около 1,4%, рабочие со средним образованием -72%. Из 90% вакансий рабочих профессий российского рынка труда 76% приходится на рабочие места, требующие высокой и высшей квалификации. В отношении к общему составу рабочих на предприятиях России осталось 5% рабочих высшей квалификации, средний возраст которых достиг 57 лет, а в военно-промышленном комплексе- 61 года.

     Нехватка  кадров на предприятиях промышленности составляет: специалистов с высшим образованием - 2,4%; специалистов со средним профессиональным образованием - 6,4%; рабочих высшей квалификации-4,7%; рабочих низкой квалификации-4,3;неквалифицированных рабочих -2,9%.[15,с. 88]

     Однако  работодатели подходят к найму рабочей  силы не только с точки зрения требований к профессии и квалификации индивида. Но и оценивают его инициативность, способность к самостоятельному мышления и принятию решений, упорство в достижении цели, умение организовывать и вести за собой коллектив, готовность к риску, творческий потенциал, способность к переобучению и т.д. [7,с.320-321]. Поэтому в экономике появляется новая профессиональная категория, которая становится «доминирующей формой современного труда», «информационные работники». Новый тип работников отличает изобретательность, обладание мастерством и информацией, независимость, высокообразованность. [8,с.57]. Жизнь требует от человека глубокого профессионализма, поэтому современный человек должен быть готов к неоднократной смене своей деятельности и переходу в короткий срок, с минимальными затратами  от уже освоенной  к более сложной или даже отличающейся от нее деятельности. Это, приводит к необходимости непрерывного образования, т.е. современный человек обречен на образование. Сегодня все чаще фирмы прибегают к финансированию обучения своих сотрудников. Опыт финансирования профессионального образования фирмами широко используется на Западе, в США. Как отмечает американский экономист Л.Туроу: «Человеческий капитал создается фирмами, ибо они часто выступают в качестве самых эффективных производителей этого капитала». При многих плюсах подобного источника не следует пренебрегать и таким важным моментом: фирма нацелена на подготовку узкопрофильного специалиста, что идет вразрез с общечеловеческими, общекультурными ценностями образования.

     Человек становится частной собственностью фирмы или инвестировавшего его  образование работодателя. Рабочая  сила, творческий потенциал в виде особых личностных качеств человека становятся отчуждаемыми, т.е. продаваемыми. Если это так, то развитие данного человеческого капитала становится частным делом каждого отдельного собственника; снимается ответственность с государства за развитие доступной и качественной сети образовательных учреждений допускается приватизация систем образования, здравоохранения, культуры и спорта. Поэтому роль государства в вопросе развития и становления человеческого капитала по-прежнему остается значимой.

1.4.Роль  государства в  развитии человеческого капитала

    Решение вопроса о том, какие тенденции  будут преобладать в воспроизводстве  человеческого капитала - позитивные или негативные в большинстве  случаев зависит от позиции государства, в этом процессе. Только устойчивое воспроизводство человеческого  капитала способно обеспечить переход  страны в постиндустриальную стадию развития. Поэтому сегодня ключевым является вопрос осознания, формулировки и законодательного закрепления  приоритетов государства в сфере  воспроизводства человеческого  капитала. Российская экономика настоятельно требует быстрого изменения качества и структуры человеческого капитала. Ресурсов же для этого ни у предприятий, ни у населения явно недостаточно. Разорвать замкнутый круг без  активного участия государства  невозможно, однако полагаться только на его силы было бы не реалистично.

    Какую же роль играет государство в этом процессе? В самом общем виде его  функции в этой сфере следующие:

  1. Разработка государственной политики в сфере воспроизводства человеческого капитала на федеральном и региональном уровнях;
  2. Осуществление соответствующего законодательного и административного регулирования;
  3. Привлечение в сферу воспроизводства человеческого капитала негосударственных предприятий и учреждений, создание им благоприятных условий;
  4. Координация деятельности населения, негосударственных и государственных предприятий и представляющих их интересы союзов и ассоциаций в рамках институтов социального партнерства.

     В нашей стране отсутствует эффективная  политика по выполнению этих функций. Об этом свидетельствуют исследования ученых, как международного уровня, так и отечественного. Они отмечают нисходящую тенденцию развития качественных характеристик населения России. Динамика индекса творческого потенциала с 26-го места в 1990 году спустила Россию на 62-е место в 2005 году и на 72-е в 2006 году, отражая  соответственно и снижение уровня качества жизни населения. [14,c.67]

     Эффективность человеческого капитала определяется тремя взаимосвя- занными компонентами: 1)достаточный уровень инвестирования системы здравоохранения и образования; 2)накопление человеком потенциала производственных возможностей и их дальнейшая эффективная реализация; 3)обеспечение эффективности производства, производительность труда, которые зависят от соблюдения трудовых прав работника, развития человеческих трудовых ресурсов. Сегодня на основе этих трех компонентов, а также на основе общих функций государства в сфере развития человеческого капитала экономистами была выработана стратегия развития данного ресурса в нашей стране. Согласно ей правительство должно: 1)определить общую модель распределения инвестиционных расходов между домохозяйствами, фирмами и государством на разных уровнях образования; 2) определить роль государства в финансировании системы здравоохранения и образования, формы участия в производстве человеческого капитала; 3) следует учитывать необходимость координации развития фирм, рынка труда и системы производства и накопления человеческого капитала. 4) определить новый статус образовательных учреждений. Они должны, с одной стороны, брать на себя роль самостоятельных рыночных субъектов, с другой стороны - оставаться агентами государства, которое выступает как представитель общественных интересов в производстве образовательных услуг.

Глава 2.Человеческий капитал  в условиях современной российской экономики

     2.1.Человеческий  капитал, как фактор экономического роста

     В современном мире существует четкая зависимость между, уровнем социально-экономического развития страны и долей человеческого  потенциала в структуре национального  богатства. [Приложение №5]

     Типичные  оценки говорят о том, что увеличение человеческого капитала на один процент  приводит к ускорению темпов роста  душевого ВВП на 1-3%.

     Поэтому сегодня страны делают акцент на  развитии человеческого потенциала, достижения которого оцениваются не только по показателям доходов населения, но и по таким факторам, как: ожидаемая продолжительность жизни, процент грамотности среди взрослого населения и уровень доступности образования. В широком смысле слова в понятие "человеческое развитие" включаются все аспекты развития личности человека - от состояния его здоровья до степени его экономической и политической свободы. И по уровню накопленного человеческого капитала в структуре национального богатства выделяют три группы стран. Первая группа — это доиндустриальные страны с совокупным богатством на душу населения менее 3000 долл., сравнительно низким удельным весом человеческих ресурсов и относительно высокой долей природных ресурсов в виде сельскохозяйственных земель (соответственно 65% и 10-20%). Вторая группа - это страны, находящиеся на разных ступенях индустриального развития, с уровнем богатства на душу населения от 45 000 до 95 000 долл., удельным весом человеческих ресурсов от 68 до 79%, промышленных ресурсов около 15—25% и природных ресурсов от 5 до 12%. Третья группа стран — это высокоразвитые индустриальные страны, переходящие к постиндустриальному развитию. Для них характерен уровень совокупного богатства свыше 235 000 долл. на душу населения при доле человеческих ресурсов свыше 74%, промышленных ресурсов в пределах 20-30% и природных ресурсов менее 5%. [13,с.124;Приложение № 6]

         Состояние дел в России с  реализацией человеческого капитала оптимизма не вызывает. Находясь в числе стран мира (15%) с наивысшими показателями образовательной составляющей индекса развития человеческого потенциала, наша страна одновременно пребывает в числе стран (10%) с наименьшим вкладом человеческого капитала в создание общественного богатства. [13,с.130,с.485]

     В чем основные причины низкой эффективности использования интеллектуального потенциала в инновационном становлении России? Таких причин как минимум три:

Информация о работе Человеческий капитал и его роль в современной экономике