Циклический характер экономического развития и антициклическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:31, реферат

Описание

Экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики. Так, например, более всего от спада страдают рабочие и отрасли промышленности, выпускающие средства производства, потребительские товары длительного пользования, строительство. Производства, выпускающие потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют на спад.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...…….
Глава 1. Циклический характер экономического развития…………………..………...
§1. Экономические циклы. Эволюция теории экономических циклов……………
§2. Циклы Н.Д. Кондратьева………………………………………...…
Глава 2. Антициклическая политика государства………………...
§1. Антициклическая политика: понятие,задача, меры…………………
§2.Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования………
Глава 3. Антициклическое регулирование национальной экономики…………………….…
§1. Антициклическое регулирование экономики РБ …………...….
§2. Зарубежный опыт антициклического управления экономики……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа состоит из  1 файл

Нац экономика.docx

— 75.83 Кб (Скачать документ)

Глава 2.Антициклическая политика государства.

§1. Антициклическая политика: понятие, меры, задача 

Антициклическая политика представляет комплекс государственных мер в области законодательства, планирования, социальной, кредитно-финансовой и налоговой сферах с целью воздействия на предложение и спрос населения (потребительский спрос) и предпринимателей (производственный спрос). Цель антицикличного регулирования – не допустить цикличных колебаний в экономике. Антикризисное же регулирование состоит в том, что государство целенаправленно вырабатывает систему мер и испытаний ее, призванных вывести экономику из кризиса.

При спаде  производства государство проводит следующие антициклические меры:

а) увеличивает  государственные расходы;

б) снижает  налоги, что ведет к уменьшению падения производства и ускорению  выхода из экономического кризиса.

Когда в экономике страны происходит высокий  хозяйственный подъем, вызванный  повышенным спросом товаров на рынке  и инфляционным ростом цен, то государство  проводит политику сдерживания деловой  активности, сокращает государственные  расходы и увеличивает налоги. Это уменьшает инфляционный спрос  и снижает объем производимой продукции (предотвращается угроза большого экономического кризиса перепроизводства товаров).

Все экономические меры: регулирование, потребление, активность – также оказывают воздействие на динамику экономического роста – это кредитная политика, учетные ставки, налоговая и внешнеторговая политика.

Задача  антицикличного регулирования – обеспечить стабильные темпы экономического роста в долгосрочном периоде (при замедлении дозирования хозяйственной активности, а в случае высоких темпов - наоборот).

Политика, делающая упор не на прямое регулирование  расходов и вмешательство государства, называется монетаризм. В реальной практике антицикличное регулирование экономики сочетает монетарные меры регулирования с вмешательством государства в экономику. 

Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ход экономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частоту кризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Государственное регулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носит антициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государство воздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные и бюджетно-налоговые рычаги.

Во время кризиса государственные меры направлены на стимулирование производства, а во время подъема - на его сдерживание. Так, с целью ослабления “перегрева” экономики государство в фазе подъема способствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги, повышает старые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции.

В условиях кризиса, наоборот, государственные  меры направлены на удешевление кредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию  и налоговые скидки на новые инвестиции.

Со временем, антициклическая направленность государственной политики, посредством перестройки его форм и методов сменилась антиинфляционной.

Инфляция  является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует  с циклическим движением экономики  и меняет механизм цикла. Это изменение  характеризуется уменьшением “чувствительности” цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса. Объясняется это тем, что крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам “управлять” таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: тенденции повышения, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и тенденции понижения, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка.

Современное государство располагает целым  набором экономических инструментов, способных сдержать “перегрев” экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость) можно контролировать деловую активность в определенных сферах деятельности. А используя систему льгот, можно осуществлять перенаправленное воздействие на конкретные группы предприятий.

В тех  же целях используется кредитная  политика - понижая или повышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их на нет.

Большой вклад в развитие производства и  сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнеса в необходимых обществу сферах деятельности.  

§2. Различные подходы  к решению проблемы антициклического регулирования 

Существуют  немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

  • кейнсианский;
  • классический;
  • теория рациональных ожиданий;
  • неоклассический синтез;
  • новая кейнсианская теория;
  • теория реального экономического цикла.

Однако, несмотря на значительный разброс  взглядов и различную расстановку  акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы.

Первое  ориентируется на  регулирование  совокупного спроса, второе - на регулирование  совокупного предложения. В зависимости  от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления  по-разному решают проблемы сглаживания  циклических колебаний, по-разному  оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое  можно использовать для этих целей.

 Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники  неоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному  решается проблема участия государства  в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом  и в области сглаживания циклических  колебаний.

Несмотря  на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями  того факта, что, во-первых, государство  в состоянии сглаживать циклические  колебания, и, во-вторых, государство  должно это осуществлять в целях  достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области  налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых  льгот на  новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При  этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете - и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической  конъюнктуры?  Государство в целях  предотвращения перегрева экономики  и связанных с этим болезненных  явлений в хозяйственной жизни  проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в  области налогово-бюджетной и  кредитно-денежной политики.

Рассмотрим  основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса.

Основными направлениями макроэкономической политики и неокейнсианцы  и неоконсерваторы считают фискальную и денежно-кредитную политику. Рассмотрим вкратце их сущности. 

Фискальная  политика предполагает изменение ставки налога и социальных расходов государства. Если в экономике наблюдается недостаточность совокупных расходов фискальная политика предполагает:

  • снижение ставки налога;
  • увеличение расходов государства;
  • применение обоих методов одновременно;

Если  же в экономике существует избыточный уровень совокупных расходов, тогда  правительству нужно предпринять  обратные  меры:

  • увеличение ставки налога;
  • сокращение расходов;
  • применение обоих методов одновременно;

Данные  меры приводят к тому, что в первом случае увеличивается располагаемый  доход и, соответственно, потребительские  расходы, а также увеличиваются  расходы государства; увеличение же потребительских и государственных  расходов приводит к многократному  увеличению совокупного спроса (эффект мультипликатора). Во втором же случае, наоборот, происходит сокращение государственных  и потребительских расходов, что  ведет к многократному сокращению совокупного спроса.  В первом случае мы имеем дело со стимулирующей фискальной политикой, во втором случае – со сдерживающей.

Однако  фискальная политика имеет ряд недостатков:

Разрыв  восприятия, т. е. требуется некоторое  время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика;

Административный  разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая  ситуация в стране может кардинально  измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда  экономике;

Функциональный  разрыв. Также существует разрыв между  моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти  меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что  в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много  времени, в то время как на изменение  ставки налогов много времени  не уходит;

Информация о работе Циклический характер экономического развития и антициклическая политика