Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:31, реферат
Экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики. Так, например, более всего от спада страдают рабочие и отрасли промышленности, выпускающие средства производства, потребительские товары длительного пользования, строительство. Производства, выпускающие потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют на спад.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...…….
Глава 1. Циклический характер экономического развития…………………..………...
§1. Экономические циклы. Эволюция теории экономических циклов……………
§2. Циклы Н.Д. Кондратьева………………………………………...…
Глава 2. Антициклическая политика государства………………...
§1. Антициклическая политика: понятие,задача, меры…………………
§2.Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования………
Глава 3. Антициклическое регулирование национальной экономики…………………….…
§1. Антициклическое регулирование экономики РБ …………...….
§2. Зарубежный опыт антициклического управления экономики……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Популярность
стимулирующих мер. Стимулирующие
меры фискальной политики обычно более
популярны в народе и, следовательно,
к ним охотнее прибегают
Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:
При помощи
этих инструментов государство регулирует
предложение денег, процентную ставку,
доступность кредита, инвестиционные
расходы и расходы на товары длительного
пользования (изменения экономических
параметров перечислены в причинно-
При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает покупку ценных бумаг, снижение учетной ставки и резервной нормы. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Так, коммерческие банки в США приблизительно 20 % своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, — от учетной ставки процента (которая является нижней границей эффективности предоставления кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою очередь, влияет на объем денежной массы.
Если
же в экономике уровень
Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.
Зачастую
подобная кредитно-денежная политика
перерастает в
Применение кредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:
Учитывая
вышеизложенные недостатки, многие экономисты
вообще считают антициклическую политику
государства бесполезной и даже вредной.
Они сравнивают антициклическую политику
со стрельбой по движущейся мишени. Как
только правительство, путем анализа различных
экономических параметров определяет
стадию цикла и определяет какую политику
целесообразнее проводить (т. е. вычисляет
координаты мишени) и потом переходит
к выполнению этой политики (производит
выстрел), экономическая ситуация в стране
кардинально меняется (меняются координаты
мишени), и политика не дает нужного эффекта
(стрелок промахивается). Некоторые экономисты
даже считают, что экономические циклы
времен регулируемой государством рыночной
экономики являются результатом неправильных
решений государственных чиновников.
Глава 3.Антициклическое регулирование национальной экономики.
§1.
Антициклическое регулирование
экономики РБ
Современная
белорусская экономика
Для
становления независимой
Для становления циклической формы движения в отечественной экономике необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-технического прогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.
В
2005 году сохранялась тенденция
В определяющей мере рост объемов ВВП в реальном секторе экономики был обеспечен за счет увеличения выпуска продукции промышленности. В 2005 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 60,5 трлн. руб., что на 10,4% больше, чем в 2004 году (при прогнозе – 8-9,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес добавленной стоимости промышленности увеличился с 26,8% в 2004 году до 27,4% - в 2005 году.
Доля
предприятий государственной
Потребительских товаров выпущено на сумму 14трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года (прогноз – 9,5-11%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных – на 6,9%.
Объем продукции сельского хозяйства в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах на 2,1% (при прогнозе – -9,5%).
Объем грузооборота предприятий транспорта за 2005 год сложился в размере 46984,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6%.
В декабре 2005 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 1,7%, что на 1,2 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,4 процентных пункта ниже декабря 2004 года.
Всего за 2005 год инфляция на потребительском рынке составила 8%, или 0,6% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2005 год (0,6-0,8%). В 2004 году потребительские цены увеличивались в среднем на 1,1% в месяц.
Основной вклад в рост сводного индекса потребительских цен за 2005 год – 4,8% прироста сводного индекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 8,4%). Непродовольственные товары подорожали на 3,2%, что привело к увеличению сводного индекса потребительских цен на 0,7%. Тарифы на платные услуги возросли на 11,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,5%.
Кроме того, за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.
Новая
бюджетная классификация легла
в основу новой редакции Закона РБ
"О бюджетной системе в РБ",
которая внесла существенные правки
в термины и определения
В январе-декабре 2005 года, по предварительным данным, в консолидированный бюджет поступило 30800,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23413,6 млрд. рублей.Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год - профицит - 0,9% к ВВП). [5].
Широкое использование в дальнейшей практики бюджетно-налогового регулирования будет придаваться трансфертам (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), которые увеличены согласно указу А.Г.Лукашенко к концу 2006 года на 19,5%.
Дотации и субсидии как и раньше будут предоставляться только государственному сектору согласно бюджету на 2008 год.
Так,
например, из республиканского бюджета
за счет средств, предусмотренных на
развитие сельскохозяйственного
Информация о работе Циклический характер экономического развития и антициклическая политика