Циклический характер экономического развития и антициклическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:31, реферат

Описание

Экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики. Так, например, более всего от спада страдают рабочие и отрасли промышленности, выпускающие средства производства, потребительские товары длительного пользования, строительство. Производства, выпускающие потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют на спад.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...…….
Глава 1. Циклический характер экономического развития…………………..………...
§1. Экономические циклы. Эволюция теории экономических циклов……………
§2. Циклы Н.Д. Кондратьева………………………………………...…
Глава 2. Антициклическая политика государства………………...
§1. Антициклическая политика: понятие,задача, меры…………………
§2.Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования………
Глава 3. Антициклическое регулирование национальной экономики…………………….…
§1. Антициклическое регулирование экономики РБ …………...….
§2. Зарубежный опыт антициклического управления экономики……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа состоит из  1 файл

Нац экономика.docx

— 75.83 Кб (Скачать документ)

Популярность  стимулирующих мер. Стимулирующие  меры фискальной политики обычно более  популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства  и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может  принести больше голосов избирателей  тому или иному политику. Поэтому  многие критики обвиняют политиков  в пристрастии к стимулирующим  мерам фискальной политики.  

Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежной политики являются:

  • операции на открытом рынке;
  • изменение резервной нормы (нормативы обязательных отчислений коммерческих банков в резервы);
  • изменение учетной ставки.

При помощи этих инструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного  пользования (изменения экономических  параметров перечислены в причинно-следственном порядке).

При недостаточности  совокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых» денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает покупку ценных бумаг, снижение учетной ставки и резервной нормы. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Так, коммерческие банки в США приблизительно 20 % своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, — от учетной ставки процента (которая является нижней границей эффективности предоставления кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою очередь, влияет на объем денежной массы.

Если  же в экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять  противоположные шаги: продажу ценных бумаг, повышение резервной нормы  и учетной ставки.

Такой набор мер получил название политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денег преследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении и совокупный спрос.

Зачастую  подобная кредитно-денежная политика перерастает в антиинфляционную. Инфляция является неотъемлемой чертой современного экономического цикла. Она взаимодействует с циклическим движением экономики и меняет механизм цикла. Это изменение характеризуется уменьшением «чувствительности» цен к кризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к росту спроса, связанных с деятельностью монополий, о которой мы уже упоминали выше. Так, крупный капитал, монополии приспосабливаются к сужению платежеспособного спроса населения путем сокращения производства при сохранении высоких цен. Государство же помогает крупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. В результате в современных кризисах наблюдается противоборство двух тенденций в ценообразовании: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала и государства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка. Следовательно, современный цикл сочетает в себе кризис и инсоляцию.

Применение  кредитно-денежной политики также имеет  определенные сложности и недостатки:

  • Ослабление контроля над предложением денег;
  • Циклическая ассиметрия;
  • Изменение скорости обращения денег. По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что сводит на нет применение кредитно-денежной политики;
  • Инвестиционный эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением  в жизнь кредитно-денежной политики.

Учитывая  вышеизложенные недостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политику государства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политику со стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализа различных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какую политику целесообразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потом переходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическая ситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политика не дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты даже считают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночной экономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3.Антициклическое регулирование национальной экономики.

§1. Антициклическое регулирование экономики РБ 

     Современная белорусская экономика находится  в стадии становления рыночных отношений. Пока еще нет полных оснований  назвать движение отечественной  экономики циклическим, хотя налицо и спады производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всех этих процессов отражает в большей  степени последствия развала  административно-командной системы, нежели механизм рыночной экономики, который  находится только в стадии формирования.

     Для становления независимой Беларуси был характерен стагфляционный цикл, характеризующийся инфляцией, безработицей, спадом производства, в настоящее время экономика Беларуси успешно развивается, но тем не менее на начало 2007 года был отмечен структурный (энергетический) кризис, что обратно привело к спаду производства, увеличению инфляции и безработицы.

     Для становления циклической формы  движения в отечественной экономике  необходимы существенные инвестиционные вливания в производство, которые  в условиях научно-технического прогресса  и стихийного рыночного механизма  функционирования экономики приобретут колебательные движения. Экономический  цикл станет механизмом саморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурного фактора обновления основного капитала.

     В 2005 году сохранялась тенденция динамичного  развития экономики страны. В основном были выполнены параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября 2004 года № 437. По данным Министерства статистики и анализа, объем валового внутреннего  продукта за 2005 год составил в текущих  ценах 63678,9 млрд. рублей. Реальный объем  производства ВВП был на 9,2% выше, чем в 2004 году (в 2004 году прирост ВВП  по отношению к 2003 году составлял 11,4%), рис.3.1. Прогнозом социально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год  был предусмотрен рост ВВП на 8,5-10%.

     В определяющей мере рост объемов ВВП  в реальном секторе экономики  был обеспечен за счет увеличения выпуска продукции промышленности. В 2005 году промышленной продукции (работ, услуг) произведено на сумму 60,5 трлн. руб., что на 10,4% больше, чем в 2004 году (при прогнозе – 8-9,5%). В отраслевой структуре валового внутреннего продукта удельный вес добавленной стоимости промышленности увеличился с 26,8% в 2004 году до 27,4% - в 2005 году.

     Доля  предприятий государственной формы  собственности в общем объеме произведенной промышленной продукции  составила 37,5%, предприятий частной  формы собственности, имеющих в  уставном фонде долю государства, – 51,9%.

     Потребительских товаров выпущено на сумму 14трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года (прогноз  – 9,5-11%). При этом производство продовольственных  товаров увеличилось на 14,1%, непродовольственных  – на 6,9%.

     Объем продукции сельского хозяйства  в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и  увеличился по сравнению с 2004 годом  в сопоставимых ценах на 2,1% (при  прогнозе – -9,5%).

     Объем грузооборота предприятий транспорта за 2005 год сложился в размере 46984,8 млн. ткм и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6%.

     В декабре 2005 года прирост индекса  потребительских цен на товары и  услуги составил 1,7%, что на 1,2 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,4 процентных пункта ниже декабря 2004 года.

     Всего за 2005 год инфляция на потребительском  рынке составила 8%, или 0,6% в среднемесячном исчислении, что соответствует прогнозу на 2005 год (0,6-0,8%). В 2004 году потребительские  цены увеличивались в среднем  на 1,1% в месяц.

     Основной  вклад в рост сводного индекса  потребительских цен за 2005 год  – 4,8% прироста сводного индекса –  внесли темпы роста цен на продовольственные  товары (на 8,4%). Непродовольственные  товары подорожали на 3,2%, что привело  к увеличению сводного индекса потребительских  цен на 0,7%. Тарифы на платные услуги возросли на 11,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,5%.

     Кроме того, за прошедшие годы достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы, отвечающей современным  требованиям. Фактически, она прошла трансформацию от административно-командных механизмов перераспределения всех общественных ресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы и бюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционирование государственной системы социальной защиты, бюджетных организаций и государственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному сектору играют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере это пока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества). Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введена общепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую), а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита и видов государственного долга.

     Новая бюджетная классификация легла  в основу новой редакции Закона РБ "О бюджетной системе в РБ", которая внесла существенные правки в термины и определения бюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетной системы и  организации бюджетного процесса. Еще  не завершенное формирование казначейской системы исполнения бюджета уже  привело к значительному повышению  эффективности управления государственными финансами. Несмотря на эти достижения, существующие проблемы в организации  бюджетного процесса еще столь велики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетной системы, которую можно развивать и  совершенствовать в последующие годы.

     В январе-декабре 2005 года, по предварительным  данным, в консолидированный бюджет поступило 30800,9 млрд. рублей доходов  с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23413,6 млрд. рублей.Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходного налога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет была обеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31181,6 млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24463,6 млрд. рублей. В реальном выражении это на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же период на 26%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил за январь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН – 669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит консолидированного бюджета в 2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год - профицит - 0,9% к ВВП). [5].

     Широкое использование в дальнейшей практики бюджетно-налогового регулирования  будет придаваться трансфертам (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению  в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), которые  увеличены согласно указу А.Г.Лукашенко  к концу 2006 года на 19,5%.

     Дотации и субсидии как и раньше будут предоставляться только государственному сектору согласно бюджету на 2008 год.

     Так, например, из республиканского бюджета  за счет средств, предусмотренных на развитие сельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработки сельскохозяйственной продукции, выделяются субсидии в сумме 48188600 тыс.рублей для организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность по производству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства, рыбоводства и пчеловодства на возмещение части расходов на приобретение автомобильного топлива в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Информация о работе Циклический характер экономического развития и антициклическая политика