Циклический характер экономического развития и антициклическая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:31, реферат

Описание

Экономический цикл разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики. Так, например, более всего от спада страдают рабочие и отрасли промышленности, выпускающие средства производства, потребительские товары длительного пользования, строительство. Производства, выпускающие потребительские товары кратковременного использования обычно меньше реагируют на спад.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………...…….
Глава 1. Циклический характер экономического развития…………………..………...
§1. Экономические циклы. Эволюция теории экономических циклов……………
§2. Циклы Н.Д. Кондратьева………………………………………...…
Глава 2. Антициклическая политика государства………………...
§1. Антициклическая политика: понятие,задача, меры…………………
§2.Различные подходы к решению проблемы антициклического регулирования………
Глава 3. Антициклическое регулирование национальной экономики…………………….…
§1. Антициклическое регулирование экономики РБ …………...….
§2. Зарубежный опыт антициклического управления экономики……….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………...…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………

Работа состоит из  1 файл

Нац экономика.docx

— 75.83 Кб (Скачать документ)

     В целом же бюджетно-налоговая политика на направлена на обеспечение устойчивого  экономического роста, снижение налогового бремени для налогоплательщиков и дефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках, формирование единого бюджетно-налогового законодательства Союзного государства  Беларуси и России.

     Современная же денежно-кредитная политика Республики Беларусь зачастую выглядит "плаванием  против течения", она призвана стимулировать  деловую активность в условиях депрессии  и стабилизировать экономический  подъем, чтобы избежать перегрева

     Так, на основе анализа основных направлений  денежно-кредитной политики можно  сделать вывод, что основным направлением денежно-кредитной политики, как  и прежде остается удержание обменного курса белорусского рубля и его покупательской способности, при безусловной попытки привязать его к российскому рублю и попытки снизить темпы инфляции.

     В целом основными целями развития экономики были и будут:

     1) рост реального ВВП и производства;

     2) снижение сальдо торгового баланса;

     3) увеличение валютной выручки;

     4) рост инвестиций.

     В 2005 году предприятиями и организациями  республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 119,8 трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано на индекс потребительских цен) на 12,2% больше, чем в 2004 году. Оплаченная выручка  составила 96,9% от всей выручки, или 116 трлн. рублей.

     По  итогам 2005 года прибыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась  в размере 9,9 трлн. рублей, или 15,6% от произведенного валового внутреннего  продукта (за 2004 год – 15,8%), что в  реальном выражении на 14,1% больше, чем  в 2004 году. Рентабельность реализованной  продукции осталась на том же уровне (13,5%), рентабельность продаж увеличилась  на 0,1 процентный пункт и составила 8,3%.

     В 2005 году хозяйствующими субъектами республики было получено 9,95 трлн. рублей прибыли  до налогообложения в текущих  ценах, или 15,6% ВВП (в 2004 году – 14%). По сравнению  с 2004 годом сумма прибыли до налогообложения  возросла на 29,4% в реальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 34,9%, составив 6,4 трлн. рублей. Почти 60% прибыли  до налогообложения занимала прибыль  предприятий промышленности.

     В 2005 году в экономику и социальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (в сопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при  прогнозных темпах прироста 15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в  ВВП увеличилась с 21,6% в 2004 году до 23,3% в 2005 году.

     На  объекты производственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальных  вложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций в общем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения в объекты  непроизводственного назначения возросли на 20,7%. На строительство жилых домов  использовано 2,5трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общему объему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в  эксплуатацию введено 3780 тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем  в 2004 году. Основными источниками  инвестиций являлись собственные средства организаций (47,3%), бюджетные средства (25,3%), кредиты банков (без иностранных  кредитов) (12,9%) и средства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств  возросла в 1,3 раза по сравнению с 2004 годом при снижении удельного  веса остальных источников инвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные  вложения за счет иностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6млрд. рублей и занимали 2,5% в структуре источников финансирования.

     Важнейшим же источником финансирования инвестиций в прогнозируемом периоде (2001-2010) будут  собственные средства предприятий  и организаций (более половины всех капиталовложений). Возрастет доля амортизационных отчислений благодаря  внедрению новых норм и методов  начисления амортизации основных фондов. Бюджетное финансирование будет  направлено на решение неотложных социальных задач общегосударственного значения, а также финансирование особо  важных объектов производственного  назначения, связанных с экспортом  продукции, решением проблем импортозамещения и основанных на внедрении новых и высоких технологий. Рост объемов привлекаемых средств будет осуществляться за счет кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг, создания системы строительных накоплений и взаимного жилищного кредитования. Согласно расчетам, общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 г. должен возрасти по сравнению с 2000 г. в 1,6–1,7 раза (в 2000 г. по сравнению с 1995 г. он возрос в 1,3 раза). Доля инвестиций в составе ВВП составит в 2008 г. 24,5% (в 2000 г. – 19,8%). Все это даст возможность обеспечить устойчивые темпы наращивания объемов производства, повышение эффективности и конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и товарах народного потребления.

     При этом в условиях спада налогово-бюджетная  политика направляется на повышение  совокупного спроса путем наращивания  государственных капитальных вложений, понижения налогов. Так, в Республике Беларусь к 2010 году планируется отменить все оборотные налоги, они уже снижены до 3%, снизить налогообложение фонда заработной платы, чрезвычайный налог снижен до 3%, снизить налогообложение прибыли, транспортный сбор снижен до 3%.

     Однако  недостатком стимулирования совокупного  спроса является опасность возникновения  инфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходами вследствие большого бюджетного дефицита. Таким образом, основными направлениями антициклической политики в условиях переходного периода Республики Беларусь являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль над заработной платой и ценами, индексация. 

§2. Зарубежный опыт антициклического управления экономики 

      В США, например, это проявляется в совершенствовании законодательства в области занятости, увеличении рабочих мест, особенно для молодежи, разработке региональных структурных программ и др. Так, в параграфе 310 гл. 58 Свода законов США указывается, что эффективные мероприятия правительства должны включать специально разработанные программы по снижению высокого уровня безработицы, по уменьшению структурной безработицы в отдельных регионах и среди отдельных групп работников; уделять должное внимание увеличению роли экспорта и улучшению международной конкурентоспособности сельского хозяйства, промышленности и автомобилестроения.

      В США законодательно закреплена (параграф 311 того же Свода законов) антициклическая политика по вопросам занятости. В рамках ее проведения предусматриваются ускоренное финансирование государством строительных работ, увеличение занятости в госсекторе, увеличение размеров и продолжительности страховых выплат по безработице, профессиональное обучение в частном и государственном секторах как мера общего оздоровления экономики и как дополнение к страхованию по безработице. Эта политика включает также реализацию программ обеспечения молодежи рабочими местами и программ развития, нацеленных на создание рабочих мест в отраслях, имеющих важное значение для штатов, населенных пунктов (включая сельские районы) и для страны в целом.

      По  мнению Конгресса США, на молодежь приходится большая доля имеющихся в стране безработных, и это в значительной степени способствует росту преступности, алкоголизма, наркомании и т. п.

   При выработке мероприятий и программ по обеспечению работой молодежи американские законодатели предлагают правительству предусмотреть решение таких задач, как разработка практических методов сочетания работы с профессиональным обучением, стимулирование частного предпринимательства, практики получения профессионального образования без отрыва от производства.

      Вторым  важным направлением совершенствования  антикризисного государственного управления в США является всесторонняя научно обоснованная координация усилий различных государственных ведомств по разработке и проведению экономической политики. В этих целях в 1984 г. создан Президентский совет по совершенствованию управления. Его важнейшей задачей является выработка решения проблем, встающих перед госаппаратом. В его деятельности выделяются следующие приоритетные направления:

  • совершенствование управления финансовыми ресурсами;
  • рационализация управленческих инструментов и процедур;
  • координация деятельности генеральных инспекторов;
  • усилия различных ведомств по сокращению числа преступлений и др.

      Следует отметить, что антикризисное государственное управление значительно усиливается в периоды экстремального развития — от усиления государственного контроля над отраслями и предприятиями в период кризиса до централизованного администрирования в сферах производства и распределения продукции.1

      Например, в Японии в послевоенные годы экономический механизм характеризовался прямым государственным управлением подавляющего большинства отраслей и предприятий, системой фондового распределения, жесткого регулирования процессов обращения, ценообразования, политики доходов.

      Усилия  государственной экономической  политики Японии того периода были направлены прежде всего на создание условий для рыночной конкуренции. В 1947 г. были приняты законы о ликвидации избыточной концентрации экономической мощи, о реорганизации фирм, о частных предпринимательских организациях. В последующие годы (1949—1950 гг.) продолжилась активная политика государства по демонополизации экономики, и лишь после достижения некоторых устойчивых позитивных изменений в этом направлении поэтапно отменяется государственное регулирование цен.

      Волна резких перемен в японском управлении была связана с ускоренным освоением методов американского менеджмента в период после окончания второй мировой войны. Инициатива в изучении и внедрении американских методов управления исходила как от японских государственных органов, так и от американской администрации оккупационных войск. В 1950 г. Министерство труда Японии взяло на вооружение американскую систему «подготовки образцовых мастеров». Методы подготовки аудиторов-японцев, использовавшиеся дальневосточным штабом ВВС США, были заимствованы японским Министерством внешней торговли и промышленности для организации курса по «подготовке администрации», повышению квалификации управляющих.

      Серьезную проблему для японского бизнеса  в тот период представляло неудовлетворительное качество японских товаров. По инициативе Министерства внешней торговли и промышленности в 1950 г. в Японию был приглашен известный специалист в этой области профессор Э. Дёминг, который заявил японским предпринимателям, что «японское качество может стать лучшим в мире вместо худшего». Как известно, эти слова Дёминга стали пророческими.

      В ряде стран государственные органы разрабатывают программы приватизации и их осуществление рассматривается как превентивные антикризисные меры, направленные на предотвращение или выход из кризиса отдельных предприятий и даже целых отраслей экономики. Цель такой приватизации — поиск новых, более совершенных структур предприятий, повышение их конкурентоспособности и эффективности.

      Приватизация  в каждой стране имеет свои особенности. Так, характерной чертой приватизации в Великобритании является постепенность, в Германии — осторожность, в Италии — ярко выраженный прагматизм. В Чешской Республике приватизация имела главную цель — уменьшить долю государства во владении собственностью и довести удельный вес государственной собственности до 10-15%.

      В целом развитые страны Запада рассматривают  приватизацию как средство создания смешанной экономики.

      По  мнению западных экономистов, смешанные  предприятия в настоящее время  признаны наиболее конкурентоспособными, наиболее гибкими, в то же время для  большинства государственных предприятий  во всех странах характерна низкая эффективность в результате издержек на единицу продукции. Как правило, государственные предприятия рассматриваются как инструмент экономической и социальной политики, а не как коммерческие предприятия.

      В странах с развитой рыночной экономикой приватизация принимает следующие формы:

  • продажа государственных предприятий частным инвесторам — физическим и юридическим лицам;
  • создание совместных предприятий с долевым участием частного капитала;
  • продажа части акций предприятий, являющихся государственной собственностью.

      Приватизация в этих странах, как правило, осуществляется поэтапно: сначала предприятие подвергается санации (оздоровлению), затем оценивается экспертом-оценщиком и только потом продается частному капиталу. Такая последовательность позволяет максимизировать выручку от приватизации предприятия.

Информация о работе Циклический характер экономического развития и антициклическая политика