Демпинг и антидемпеинговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание

Снижение цен или демпинг могут подразумевать добровольный отказ от нормального уровня рентабельности или реализацию с финансовыми убытками для достижения сверхвысокой прибыли в будущем. Позволить себе такую "роскошь", как плановые убытки способны далеко не все компании. Для этого необходимо иметь либо значительные первоначальные инвестиции, либо уже "раскрученные" высокорентабельные направления деятельности (так называемые "дойные коровы"), которые способны служить финансовыми донорами для новых видов продукции.

Содержание

1.Введение…….……………………………………………………….…………..3

2. Основные понятия ………………………..……………………………………6

3. Антидемпинговая политика …………………….…………………………….9

4. Организационные формы международной аукционной торговли…..…….11

5. Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности………………………………………...…..……12

6. Список используемой литературы……………………………………...……16

Работа состоит из  1 файл

то что надо.docx

— 46.93 Кб (Скачать документ)

 

      4. Антидемпинговая  политика на современном  этапе. 

     В настоящее время происходит процесс  интеграции мировой экономики, углубления экономической взаимозависимости  стран. Это должно привести к конечному  результату - полной свободе перемещения  товаров, услуг, объектов интеллектуальной деятельности, капиталов и рабочей  силы между различными странами. Вместе с тем в условиях рыночной экономики  с ее конкуренцией и неодинаковым уровнем социально-экономического развития в различных странах  вся история международной торговли представляет собой борьбу двух противоположных  курсов внешнеторговой политики государств - курса на либерализацию внешнеторгового  режима и курса на протекционизм - защиту отечественных предпринимателей с помощью различных барьеров и ограничений.

     Государство никогда не оставалось безучастным  к развитию внешнеэкономических  связей. Государственная политика в  этой области может варьировать  от установления монополии государства  на внешнеторговые операции до радикальных  проявлений внешнеторгового радикализма. Национальная система государственного регулирования внешнеэкономических связей формируется с учетом целого ряда факторов - экономических, социально-политических, географических, исторических и других.

     Наряду  с изучением общих проблем  оценки конкурентоспособности во внешнеторговой сфере и разработкой системы  мероприятий по повышению ее уровня особое внимание ученых и практиков  привлекают случаи использования недобросовестной конкуренции при осуществлении  внешнеторговых поставок по демпинговым  ценам.

 

      5. Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 

     В целях борьбы с недобросовестной конкуренцией на внешних рынках могут  использоваться как таможенно-тарифные, так и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

     Использование таможенно-тарифных средств регулирования  внешнеторговой деятельности позволяет  ограничить поступление иностранных  товаров на внутренний рынок косвенным  путем, то есть путем удорожания импорта  в результате обложения товара. Сюда относится таможенная пошлина, таможенная номенклатура, система тарифных льгот  и т. д.

     Нетарифные  ограничения хотя и сохраняют  эффект удорожания импорта, но характеризуются  более прямым действием, которое  выражается в установлении препятствий  в виде абсолютных или относительных  лимитов по ценам, количеству или  техническим характеристикам. Действие нетарифных инструментов основывается на возможности применения государственными органами властного принуждения  в отношении отдельных участников внешнеторговой деятельности. В данную группу входят административные меры регулирования – контингирование, лицензирование, установление запретов на пропуск определенных товаров, предписания  санитарного и ветеринарного  характера, технические стандарты  и т. д.

     Соответственно  применение таможенно-тарифных средств  регламентируется в большей мере финансово-правовыми нормами, а нетарифных - административно-правовыми.

     Как известно, исторически раньше других средств регулирования внешнеторговой деятельности возникли таможенные пошлины, которые первоначально использовались преимущественно в качестве источника  дохода государства, а затем и  орудия борьбы с иностранной конкуренцией.

     Политика  снижения ставок таможенных тарифов, активно  проводимая в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле, со временем привела к потере былой «протекционистской привлекательности» таможенных пошлин. Кроме того, таможенно-тарифные преграды стали сравнительно легко преодолеваться поставками товара по заниженным ценам. В этом случае даже высокие ставки таможенных пошлин оказываются малоэффективными, а поэтому на первый план постепенно стали выходить нетарифные меры внешнеторгового  регулирования.

     Нетарифные  ограничения - это комплекс мер ограничительно-запретительного  характера, препятствующих проникновению  иностранных товаров на внутренний рынок. В мировой практике применяются  различные средства нетарифных ограничений - это лицензирование и введение санитарных норм, сертификация товара и т. д. (всего около 800).

     Рассмотрим  подробнее сущность и правовую природу  антидемпинговой пошлины.

     Так как поставка товара по демпинговым  ценам может нанести ущерб, создать  угрозу нанесения ущерба определенной отрасли промышленности импортирующей  страны или оказать негативное воздействие  на становление такой отрасли, власти импортирующей страны, после проведения антидемпингового расследования, вправе обложить такие товары антидемпинговой  пошлиной с целью нейтрализации  или минимизации отрицательного воздействия демпинговой внешнеторговой операции на отрасль отечественной  промышленности.

     Антидемпинговые пошлины вводятся государством в  качестве средства, противодействующего  мероприятиям по форсированию экспорта при помощи внешнеторговых поставок по заниженным ценам. В соответствии со ст. 9 Закона РФ «О таможенном тарифе»  антидемпинговые пошлины применяются  в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров  по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза, если такой ввоз наносит  или угрожает нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства данных товаров в Российской Федерации.

     Применение  антидемпинговых пошлин связано  с наличием одновременно трех обстоятельств:

     1) факта ввоза товаров на таможенную  территорию страны импорта по  цене более низкой, чем их нормальная  цена, сложившаяся на момент ввоза  товаров в стране экспорта;

     2) наличия материального ущерба  или угрозы его нанесения;

     3) причинно-следственной связи между  ввозом таких товаров, с одной  стороны, и нанесением (угрозой  нанесения) материального ущерба  отечественным производителям подобных  товаров либо препятствием организации  или расширению производства  подобных товаров в стране  импорта, с другой стороны.

     Механизм  воздействия антидемпинговой пошлины  предусматривает обложение импортных  товаров в целях повышения  цен. Размер ставки антидемпинговой  пошлины должен быть таким, чтобы  цена импортного товара, включая антидемпинговую  и обычные таможенные пошлины, взимаемые  при импорте, была на уровне или выше цены аналогичного национального товара и/или была достаточной для устранения нанесенного или возможного ущерба национальной отрасли промышленности импортирующей страны. Поэтому антидемпинговые  пошлины иногда еще называют покровительственными, воспитательными или протекционистскими, поскольку взимание антидемпинговых  пошлин помогает выдерживать конкуренцию  иностранными товарами и развивать  соответствующие отрасли национальной промышленности.

 

   АНТИДЕМПИНГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  В РОССИИ

   Оно во многом схоже с таковым в  иностранных государствах. Можно  сказать, что многие основные вопросы  демпинга решаются единообразно. Это  объясняется тем, что Россия готовится  вступить в ГАТТ/ВТО, в документах которых действует регулирование  антидемпинговых процедур, применяемых  на мировой основе.

   Основу  антидемпингового регулирования в  России составляет Федеральный закон  от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах  по защите экономических интересов  Российской Федерации при осуществлении  внешней торговли товарами" (далее - Закон), а также иные нормативные  акты, принятые на его основе.

   Закон устанавливает меры по защите экономических  интересов Российской Федерации, определяет порядок их введения и применения.

   Одной из основных целей Закона является защита отраслей российской экономики  и отдельных хозяйствующих субъектов  РФ от неблагоприятного воздействия  иностранной конкуренции. Закон, однако, не распространяется на внешнюю торговлю услугами, объектами интеллектуальной собственности, а также на осуществление  инвестиций и валютного контроля. Антидемпинговому производству в Законе посвящена глава III "Антидемпинговые  меры" (ст. 2, 7 - 11).

   Основные  положения главы III Закона сводятся к следующему. Демпинговый импорт товара - это импорт товара по экспортной цене ниже его нормальной стоимости. Нормальная стоимость товара - это  цена аналогичного или непосредственно  конкурирующего товара в государстве  производителя или экспортера товара при обычном ходе торговли таким  товаром.

   В статье 8 Закона определяется разница  в ценах, т.е. вводится понятие "демпинговая  маржа". Она определяется на основе сопоставления нормальной стоимости  товара, являющегося предметом антидемпингового расследования, в государстве экспортера и экспортной цены указанного товара.

   Для введения антидемпинговой пошлины  недостаточно установить сам факт продажи  по цене ниже нормальной стоимости  товара. Необходимо еще определить наличие существенного ущерба отрасли  российской экономики вследствие демпингового импорта. Особенности определения  существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозы его причинения устанавливаются Правительством РФ. В чем они состоят?

   Во  исполнение указанного Закона Правительство  РФ Постановлением от 16 февраля 1999 г. N 183 утвердило Положение об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики вследствие демпингового импорта. В Положении, в частности, установлено, что определение  существенного ущерба осуществляется в ходе расследования, проводимого  Министерством торговли РФ (теперь Министерством экономического развития и торговли), и должно основываться на результатах анализа:

   - объемов демпингового импорта,

   - влияния такого импорта на  цену аналогичного товара,

   - воздействия демпингового импорта  на отрасль российской экономики.

   Каждый  из этих показателей тщательно исследуется, хотя другие показатели и факторы  не должны исключаться. Между демпинговым  импортом и ущербом должна быть установлена  причинно - следственная связь или  ее отсутствие.

   Что касается определения угрозы существенного  ущерба, то оно должно основываться на фактах, а не только на прогнозах, вероятных оценках и предположениях.

   Согласно  ст. 11 Закона антидемпинговые меры применяются  только на основании результатов  антидемпингового расследования, установившего  причинно - следственную связь между  демпинговым импортом товара и причинением  существенного ущерба отрасли российской экономики или угрозой его  причинения. Очевидно, что для введения антидемпинговых пошлин необходимы два основания - ввоз товара в Российскую Федерацию по демпинговым ценам  и причинение этим существенного  ущерба отрасли. Ставка антидемпинговой  пошлины не должна превышать размера  демпинговой маржи.

   Если  будет установлено, что существенный ущерб отрасли российской экономики  не причинен, демпинговая маржа не превышает 2% либо объем демпингового импорта товара из соответствующего государства не превышает 3% объема импорта данного товара, то антидемпинговая пошлина не вводится, а если в ходе расследования была введена временная пошлина, то она подлежит возвращению. Согласно Таможенному кодексу РФ антидемпинговая пошлина, если она вводится, уплачивается непосредственно декларантом, каковым является импортер данного товара.

   И еще одно обстоятельство, касающееся возможности прекращения антидемпингового расследования. Согласно п. 6 ст. 11 Закона антидемпинговое расследование  может быть прекращено при получении  в письменном виде от иностранного экспортера добровольно принятого  им на себя обязательства об отказе от демпинговых цен или о сокращении в приемлемом объеме демпингового импорта. При нарушении принятого обязательства  Правительство РФ может немедленно ввести антидемпинговую пошлину.

   О порядке проведения расследования. Сам Закон не устанавливает порядок  проведения антидемпингового расследования. В нем, однако, содержится отсылочная норма, согласно которой Правительство  РФ определяет орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, и устанавливает  порядок проведения расследований, предшествующих введению антидемпинговых  мер. Такой орган и порядок  расследований определены Правительством РФ в Постановлении от 11 марта 1999 г. N 274, которым утверждено Положение  о проведении расследования, предшествующего  введению специальных защитных мер, антидемпинговых мер или компенсационных  мер.

Информация о работе Демпинг и антидемпеинговая политика