Денежное обращение в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении системы денежного обращения в национальной экономике. Для этого необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические подходы к анализу денежного рынка и денежного обращения;
рассмотреть особенности национального спроса и предложения денег;
проанализировать регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Аня1.docx

— 1.10 Мб (Скачать документ)

Поэтому главная задача денежных властей состоит в создании  условий  и  механизмов слаженного действия на открытом рынке субъектов рынка, самого Центрального банка, с тем чтобы реализация продукции и всего объема  ВВП  заканчивалась поступлением денег на счета. Самое лучшее, когда их поступает больше,  чем авансируется в момент начала производства. Обычно подчеркивается  значение выручки как базовой категории для организации налично-денежного обращения.

Но, на наш взгляд, бесперебойность  безналичного оборота не в меньшей  мере зависит  от  формирования  и  использования  выручки  на  счетах  фирм   и организаций. Поскольку бюджет расплачивается с бюджетными организациями не просто "живыми" деньгами, а в значительной мере наличными,  то  становится понятным, что оздоровление выручки, увеличение денежной  компоненты  в  ее структуре - основа укрепления не только безналичного денежного оборота, но и налично-денежного оборота.

Назовем основные факторы, определяющие предложение денег:

1) розничный товарооборот. От его объема и  структуры   зависят  выручка торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;

2) поступление налогов  и сборов с населения;

3) поступления на счета  по вкладам в Сбербанк и  коммерческие банки;

4) поступление наличных  денег от реализации  государственных   и  других ценных бумаг;

5) золотовалютные резервы.  Их увеличение создает условия для проведения активной денежно-кредитной политики на  открытом  рынке,  при  определении объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;

6) общий дефицит финансового  баланса и его важнейшей части  – бюджетного дефицита. Бюджетный  дефицит  показывает  недостаток  средств  на  выплату заработной платы и финансирование других государственных расходов. Дефицит носит  относительный  характер,  он  должен  иметь  финансовые   источники покрытия либо путем прямого кредита правительству от  Центрального  банка, либо путем приобретения Центральным банком государственных ценных бумаг. В любом случае бюджетный дефицит влияет на денежное предложение и на эмиссию денег;

7) экспортно-импортное сальдо  торгового баланса.  Экспорт   способствует увеличению предложения денег, а импорт сокращает их предложение.  Активное сальдо торгового баланса  -  важный  элемент  денежно-кредитной  политики, способствующий увеличению предложения денег;

8) кроме торгового баланса  предложение национальной валюты  зависит  от других статей платежного баланса.

9)  состояние  баланса   Центрального  банка.  Одним   из   инструментов определения предложения денег служит прогноз  кассовых  оборотов,  который разрабатывается Центральным банком и его территориальными учреждениями  по специальной методике. На основании ожидаемых  поступлений  денег  в  кассы банков и их целевого использования определяется достаточность или  избыток денег,  т.е.  эмиссионный  результат.  Эмиссия  денег  (по   международной терминологии - сеньораж) - это самостоятельная категория, тесно  связанная с агрегатом М0 и отражающая прирост этого агрегата.  Эмиссия  -  результат спроса и  предложения  денег.  Если  в  прогнозируемых  кассовых  оборотах ожидается превышение выплат денег над их поступлением в кассы банков, то в случае невозможности сокращения денежных выплат предусматривается  эмиссия денег.

Для прогнозирования предложения  денег некоторые  экономисты  предлагают использовать денежный мультипликатор:

М = n x В,

где М - денежная масса;

n - мультипликатор;

В - денежная база (чистые денежные обязательства Центрального банка).

В свою очередь:

В=К + А + К1 + А1,

где  К  -  кредиты  Центрального  банка  правительству;

А - чистые иностранные активы Центрального банка;

К1 - кредиты Центрального банка коммерческим банкам;

А1 - прочие чистые активы.

Денежный мультипликатор зависит от следующих  коэффициентов:  отношение резервов коммерческих  банков  к  общей  сумме  депозитов; отношение суммы наличных денег в обращении к депозитам до востребования ; соотношение срочных депозитов и депозитов до  востребования. Подводя итог, следует выделить элементы формирования денежного предложения.  Предложение денег не искусственная, не волюнтаристская  категория.  Предложение  денег связано с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом ВВП, а также с возможностями его роста. Формирование предложения  денег  -  это важная  сфера  денежно-кредитной  политики  ЦБ.  Определяя  объемы   роста денежной массы М2, ЦБ необходимо принимать во внимание перечисленные  выше факторы.  Недостаточность  денежной  массы  для   экономического   оборота определяется слабыми стимулами инвесторов к сбережениям,  именно  по этой причине медленно  развивается  безналичный  денежный  оборот  и  денег  не хватает на обслуживание важнейших циклов воспроизводства. Одной из главных категорий денежного предложения является выручка, т.е.  поступление  денег на счета  в  банках.  От  умелого  управления  и  регулирования  процессов формирования и использования выручки как на макроуровне, так и на микро- и мезоуровне зависит устойчивость денежного обращения.

Из данной главы можно сделать вывод, что спрос на деньги и их предложение – самые сложные категории современной рыночной экономики. Это связано с различными факторами.

Спрос на денежные средства – это спрос на денежные средства, необходимые для товарного обращения, внешнеэкономических сделок для  осуществления финансовых операций по приобретению государственных ценных бумаг. Решающее влияние на спрос  на деньги оказывает динамика физического  объема продукции, а также цены.

На предложение денег  оказывают влияние различные  факторы, они рассмотрены в данной главе. Предложение денег связано  с достигнутым уровнем развития экономики, номинальным объемом  ВВП, а также с возможностями  его роста. Формирование предложения  денег - это важная сфера денежно-кредитной  политики ЦБ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Регулирование  денежного обращения на основе  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь

Денежно-кредитная политика  представляет  собой  совокупность  денежно- кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов,  уровень процента, сроки кредита, ставки  рефинансирования  и  т.д.)  и  институтов денежно-кредитного регулирования (центральный банк, министерство  финансов и т.д.).

С помощью ДКП государство  стремится смягчить экономические  кризисы, сдержать рост инфляции, в  целях поддержания конъюнктуры  государство использует кредит для  стимулирования капиталовложений в  различные отрасли экономики страны.

Денежно-кредитное регулирование  покупательской способности национальной валюты имеет внешнеэкономический аспект, поскольку стабильность денежной единицы подразумевает ее устойчивость не только во внутреннем экономическом обороте, но и в международном. Развитие интеграционных процессов в мировой экономике привело к тесной взаимосвязи национальных рынков ссудных капиталов, открытых рыночных хозяйств с международными рынками ссудных капиталов, которая реализуется посредством операций на валютных рынках, перемещения “горячих” денег и долгосрочного капитала между странами и т. п. Это обусловило снижение эффективности национальной денежно-кредитной политики, поскольку темпы роста важнейших экономических показателей (в частности, валового национального продукта, инфляции, ставок ссудного процента и т. д.) находятся под сильным воздействием внешнеэкономических факторов, влияние которых иногда достаточно сложно нейтрализовать.

Денежное обращение представляет собой процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной  формах. Оно складывается их отдельных  каналов движения денег между:

центральным банком и коммерческими  банками;

коммерческими банками;

предприятиями и организациями;

банками и предприятиями и организациями;

банками и населением;

предприятиями, организациями и  населением;

физическими лицами;

банками и финансовыми институтами  различного назначения;

финансовыми институтами различного назначения и населением.

Более подробно рассмотрим, развитие и укрепление банковской системы  и повышение надежности и безопасности функционирования платежной системы.

В 2010 году приоритетными  направлениями развития банковского  сектора республики станут преодоление  негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и обеспечение устойчивости функционирования банков.

За 2010 год прирост нормативного капитала банковского сектора составит 24 -25 %, доля проблемных активов в  активах, подверженных кредитному риску, не превысит 10 % [8, с. 9] .

Прирост активов банков сложится на уровне 31 – 36 %, что составит 63 % к  ВВП. Требования банков к экономике  возрастут на 36 – 40 % и достигнут 51 процентного пункта.

В 2009 году развитие розничного направления бизнеса банковской системы осуществлялось по следующим  направлениям: разработка новых и  совершенствование действующих  линеек банковских продуктов, внедрение  в практику работы принципов комплексного обслуживания розничных клиентов, развитие удаленных каналов обслуживания, совершенствование технологий предоставления розничных банковских услуг, оптимизация  и развитие сети структурных подразделений, повышение качества и культуры обслуживания населения [12, с. 11].

Одной из самых востребованных населением банковских услуг является кредитование. Значительной частью банков кредитование физических лиц определено в качестве приоритетного направления в области активных банковских операций.

В 2009 году значительно сократились  объемы кредитования населения на потребительские  цели. Так, за 2009 год объем кредитной  задолженности на потребительские  цели сократился на 194,9 млрд. рублей или  на 3,4 % и на 1 января 2010 года составил 5560,4 млрд. рублей, что обусловлено  снижением платежеспособности населения  и ростом просроченной задолженности  по этим кредитам [10, с. 7].

Несмотря на снижение объемов  кредитования физических лиц, банки  в отчетном году предлагали следующие  кредитные продукты: потребительские  кредиты (автокредиты, кредиты с  использованием банковских пластиковых  карточек, экспресс-кредиты), кредиты  на приобретение (реконструкцию) недвижимости, овердрафтовое кредитование с использованием банковских пластиковых карточек.

Существенными темпами в 2009 году росло льготное жилищное кредитование. Так, объем выданных льготных кредитов на жилье составил 4,55 трлн. рублей, что  в 1,67 раза превышает показатель за 2008 год.

С другой стороны, кредитование жилищного строительства на общих  основаниях показало снижение - за 2009 год  выдано кредитов в сумме 0,67 трлн. руб., что в 1,9 раза меньше, чем в 2008 году. При этом суммарная задолженность  по всем видам кредитов на цели жилищного  строительства на 1 января 2010 г. достигла 10,26 трлн. руб., что в 1,5 раза больше, чем на ту же дату прошлого года.

Основными направлениями  размещения средств банков являются кредиты субъектам хозяйствования – резидентам. По состоянию на 1 декабря 2009 года доля требований к субъектам  хозяйствования в структуре активов  банков составила 60,1 процента. Значительный объем средств направляется также  на кредитование физических лиц.

В январе-ноябре банковский сектор сохранил высокие темпы кредитования экономики. За январь-ноябрь 2009 года требования банков к другим секторам возросли на 34,5 процента, или на 16,2 трлн. рублей, и на 1 декабря 2009 года составили 63,4 трлн. рублей. При этом темпы наращивания кредитования существенно опережали темпы роста ВВП. Так, прирост требований банков к другим секторам в белорусских рублях и иностранной валюте в реальном выражении в среднем за январь – ноябрь 2009 года по отношению к соответствующему периоду 2008 года составил 44,2 процента при уменьшении реального ВВП на 0,4 процента. Данные представлены на рисунке 3.1

Рис 3.1 Структура активных операций банков

Источник: рисунок составлен  на основе изучения данных «Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в 2009 году».

Действующая в республике система безналичных расчетов позволяет  клиентам банков осуществлять расчеты  с использованием различных платежных  инструментов.

Одним из самых популярных платежных инструментов в системе  электронных банковских услуг является банковская пластиковая карточка.

В 2009 году ОАО «Белинвестбанк»  были проведены работы по развитию мультивалютных банкоматов, предоставляющих  возможность выдачи наличных долларов США и евро по карточкам международных  платежных систем, эмитированных  банками, и по карточкам Белкарт-М, эмитированных ОАО «Белинвестбанк». По состоянию на 01.01.2010 функционировало 36 мультивалютных банкоматов.

В 2009 году отмечен существенный прирост доли иностранного капитала в банковском секторе республики, которая за два последних года, возросла почти в три раза. Что показано на рисунке 3.2

Информация о работе Денежное обращение в национальной экономике