Денежное обращение в национальной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы состоит в изучении системы денежного обращения в национальной экономике. Для этого необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические подходы к анализу денежного рынка и денежного обращения;
рассмотреть особенности национального спроса и предложения денег;
проанализировать регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Аня1.docx

— 1.10 Мб (Скачать документ)

Рис 3.2 Динамика привлеченных денежных средств населения в РБ на душу населения в рублевом эквиваленте, тыс.рублей

Источник: национальный интернет портал [http://www.nacbank.by]-20.11.2010 г.

 Совокупный уставный фонд банков за прошедший год увеличился на 877,0 млрд. рублей (или на 10,1 %) и на начало 2010 года составил 9,56 трлн. рублей, или порядка 3,34 млрд. долларов США.

При этом интерес иностранных  инвесторов выразился во вливании в  банковскую сферу страны значительного  капитала.

Так, в уставные фонды  банков было внесено 45,19 млн. евро и 97,46 млн. долларов США, 2,87 млрд. российских рублей. Таким образом, доля иностранных  инвестиций в совокупном уставном фонде  банков Республики Беларусь на 1 января 2010 г. составила 27,3 %, увеличившись за год на 10,3 процентного пункта (рис.3.3).

Рис 3.3 Уставный фонд банков в 2006-2009 гг., млрд.рублей

Источник: национальный интернет портал  [http://www.nacbank.by]-20.11.2010 г.

 Совокупный объем нормативного  капитала банковского сектора  на начало 2010 г. составил 13,4 трлн. рублей, увеличившись за истекший год почти на 2,1 трлн. рублей или на 18,5 %, что также соответствует прогнозному параметру.

Банковская система страны в прошедшем году работала с прибылью. Полученная прибыль наряду с инвестициями в уставный фонд, позволила банкам сохранить достаточную степень защищенности от принимаемых на себя рисков. Прибыль, полученная банками за 2009 год, составила 1084,2 млрд. рублей. Это в 1,5 раза больше, чем за 2008 год (рис.3.4).

Рис 3.4 Прибыль банковского сектора в 2006-2009гг.млрд.рублей

Источник: национальный интернет портал – [http://www.nacbank.by] – 20.10.2010 г.

В прошедшем году не был  достигнут прогнозный параметр увеличения ресурсной базы банков (35 – 42 %). Так, на начало 2010 г. банками было привлечено ресурсов в объеме 82,94 трлн. рублей. Таким образом, за 2009 год сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 19,56 трлн. рублей или на 30,9 %.

В структуре ресурсной  базы банков на 1 января 2010 г. доля денежных средств населения составила 20,9 % (18,16 трлн. рублей), показав за год довольно существенный прирост. Динамика увеличения привлеченных средств физических лиц составила по году 4,89 трлн. рублей (или 36,8 %).

Факторами увеличения ресурсной  базы банков явились средства физических лиц, средства субъектов хозяйствования – резидентов и другие источники.

 

 

Табл 3.1 Динамика источников формирования ресурсной базы банков (млрд. рублей)

Источники

01.01.2009

01.12.2009

Прирост с начала года

в рублях

в %

Физические лица

13274,9

17707,4

+4432,5

+33,4

Юридические лица – резиденты

13184,4

12785,8

-362,6

-2,8

Правительство

12125,5

11466,4

-659,1

-5,4

Нерезиденты

6765,4

9790,1

+3024,7

+44,7

Банк и Национальный банк

5338,9

11796,9

+6458,0

+121,0

Другие источники

12726,6

15801,7

+3075,1

+24,2


Источник: [14, c.11]

По состоянию на 1 декабря 2009 года основными источниками формирования структуры ресурсной базы банков продолжают оставаться средства физических лиц, средства субъектов хозяйствования – резидентов и другие источники (рис.3.5).

Рис.3.5 Структура источников формирования ресурсной базы банков, %

Источник – [14, с. 12].

За 2009 год сумма размещенных  депозитов в расчете на одного жителя республики в эквиваленте  белорусских рублей возросла на 538 тыс. рублей, или в 1,38 раза. Это показывает, что доверие населения к отечественным  банкам в условиях кризиса сохранено.

Относительно выполнения прогнозных показателей развития экономики, несмотря на кризисный характер 2009 года, по его итогам обеспечена положительная  динамика реального ВВП, которая  показала рост на 0,2%. Данный результат  является достойным, учитывая, что в  истекшем году мировой ВВП сократился на 2,2%.

В 2009 году замедлились темпы  инфляции - 10,1 % за год - это существенно  ниже, чем в 2007 и 2008 годах.

С учетом замедления инфляции и в целях повышения доступности  кредитов субъектам экономики с 1 декабря 2009 г. ставка рефинансирования была снижена на 0,5 процентного пункта – до 13,5 % годовых. Этот показатель планируется довести до 12 % в текущем году.

Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2009 г. составила 18,4 % годовых и практически вернулась к уровню декабря 2008 г. (на тот момент- 17,9 % годовых).

Сравнение данных по привлечению  в банковский сектор и размещению средств в экономике показывает, что на 1 декабря 2009 года в рамках своих перераспределительных функций  банками осуществляется чистое кредитование реального сектора экономики  за счет привлечения средств населения, нерезидентов и других источников формирования ресурсов.

Рис 3.6. Перераспределение средств между секторами экономики на 1 декабря 2009 года (трлн. рублей)

Источник – [20, с. 23].

Курсовая политика была ориентирована  на сохранение финансовой стабильности в стране и обеспечение устойчивости курса белорусского рубля к корзине  инвалют.Стоимость корзины валют  за 2009 год увеличилась на 7,94% и  на 31 декабря 2010 года составила 1036,27 рубля.

В 2010 году для изменения  стоимости белорусского рубля относительно корзины валют установлен коридор 10%.

Рис 3.7. Курс национальной валюты к корзине валют в 2009г.

Источник: национальный интернет портал – [http://www.nacbank.by] – 20.10.2010 г.

 

В 2010 году планируется увеличение объемов экспортируемой продукции  выпускаемой в нашей стране, расширение географии экспорта, будут привлечены прямые иностранные инвестиции и  увеличены золотовалютные резервы.

2010 год был назван годом  начала создания новой, конкурентоспособной  экономики Республики Беларусь. Такую экономику планируется  создать за 3-4 года. И основываться  она будет на создании новых  отраслей, развитии новых технологий (биотехнологий, нанотехнологий, информационных  технологий), развития машиностроения  и т.п.

Социально-экономическое  развитие страны в 2010 году в значительной мере определяется динамикой воздействия  внешнеэкономических условий.

Табл 3.2 Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2010 год

Показатели

Прогноз на 1 января 2011 года

Изменение стоимости корзины  иностранных валют,  в %

плюс 10 – минус 10

Ставка рефинансирования, в %

9 – 12

Прирост

  • международных резервных активов Республики   Беларусь, в млрд. долларов США
  • рублевой денежной базы, в %
  • нормативного капитала банков, в %
  • требования банков к экономике, в %

 

 

0,5 – 1,83

36 – 43

24 – 25

36 – 40


Источник: таблица разработана  на основе изучения Указа Президента Республики Беларусь от 07.12.2009 № 591 «Основные  направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год».

В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 %, рублевой денежной массы – 35 – 42 %, широкой денежной массы – 34 – 42 %. При этом депозиты физических лиц возросли на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей (Таб.1).

В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального валового внутреннего продукта (далее ВВП) составит 110 – 113 %, инвестиций в основной капитал – 123 – 125 %. Индекс потребительских  цен (инфляция) оценивается на уровне 108 – 110 %. Дефицит республиканского бюджета в 2010 году не превысит 1,5 % к  ВВП.

Реализация мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и экономической  политики позволит в 2010 году увеличить  коэффициент монетизации экономики  по рублевой денежной массе до 14,6 – 14,8 %, по широкой денежной массе –  до 26,6 – 27,2 %.

Процентная политика ориентирована  на доступность кредитов субъектом  экономики и стимулирование привлечения  в банковские депозиты средств юридических  и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15 % годовых, по новым срочным  рублевым депозитам в банках – 10 – 13 % годовых.

Основными инструментами, при  помощи которых Национальный банк реализует  свою процентную политику, является установление ставки рефинансирования Национального  банка и проведение операций по регулированию  уровня банковской ликвидности.

Важнейшей функцией ставки рефинансирования является передача своеобразного  «сигнала» от Национального банка  к остальным субъектам экономики. Изменяя ставку рефинансирования в  ту либо иную сторону, Национальный банк указывает соответствующее направление  изменения процентной и всей денежно-кредитной  политики в сторону смягчения  либо ужесточения. Это способствует появлению адекватных тенденций  снижения либо повышения всего комплекса  процентных ставок на денежном рынке.

Регулирование ставки рефинансирования согласно базовым уровням процентной политики требует от Национального  банка учета целого ряда факторов (Рис.3.8).

Рис. 3.8. Факторы, учитывающие  Национальным банком, регулируя ставку рефинансирования

 

Рис. 3.9 Реальная ставка рефинансирования 2006-2010 гг.

Источник: национальный интернет портал – [http://www.nacbank.by] – 20.10.2010 г.

При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться  в соответствующих пропорциях. Таким  образом, денежно-кредитная политика в 2010 году будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения. В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.

В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляциии центральному банку приходиться искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования. Эти данные представлены в табл

Табл 3.3. Сводная таблица индексов потребительских цен (индексов инфляции) в Республике Беларусь на 2001-2010 гг

 

Немаловажное значение для  стабильного экономического развития Республики Беларусь в современных  условиях играет повышение надежности и безопасности функционирования платежной  системы.  Для развития платежной системы страны необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

  • приведение Национальной платежной системы в полное соответствие с Ключевыми принципами для системно значимых платежных систем;
  • совершенствование организационных и функциональных возможностей Национальной платежной системы с учетом необходимости ее интегрирования в международные системы расчетов в целях реализации внешнеэкономических задач страны;
  • развитие системы безналичных расчетов населения с увеличением их доли в розничном платежном обороте до 30% к концу 2010 года, а также улучшение качества платежных услуг на основе развития наиболее прогрессивных платежных инструментов.

Для достижения поставленных задач предполагается проведение мероприятий  по следующим направлениям развития Национальной платежной системы:

  • совершенствование законодательства, регулирующего функционирование платежной системы страны;
  • усиление роли Национального банка Республики Беларусь как органа надзора за платежной системой;
  • совершенствование организационной структуры системы межбанковских расчетов, повышение экономической и эксплуатационной эффективности компонентов инфраструктуры платежной системы страны;
  • развитие технического нормирования, стандартизации и обязательная оценка соответствия для повышения уровня надежности программно-технических комплексов и безопасности функционирования Национальной платежной системы.

Информация о работе Денежное обращение в национальной экономике