Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении системы денежного обращения в национальной экономике. Для этого необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические подходы к анализу денежного рынка и денежного обращения;
рассмотреть особенности национального спроса и предложения денег;
проанализировать регулирование денежного обращения на основе денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Рис 3.2 Динамика привлеченных денежных средств населения в РБ на душу населения в рублевом эквиваленте, тыс.рублей
Источник: национальный интернет
портал [http://www.nacbank.by]-20.11.
Совокупный уставный фонд банков за прошедший год увеличился на 877,0 млрд. рублей (или на 10,1 %) и на начало 2010 года составил 9,56 трлн. рублей, или порядка 3,34 млрд. долларов США.
При этом интерес иностранных инвесторов выразился во вливании в банковскую сферу страны значительного капитала.
Так, в уставные фонды банков было внесено 45,19 млн. евро и 97,46 млн. долларов США, 2,87 млрд. российских рублей. Таким образом, доля иностранных инвестиций в совокупном уставном фонде банков Республики Беларусь на 1 января 2010 г. составила 27,3 %, увеличившись за год на 10,3 процентного пункта (рис.3.3).
Рис 3.3 Уставный фонд банков в 2006-2009 гг., млрд.рублей
Источник: национальный интернет портал [http://www.nacbank.by]-20.11.
Совокупный объем
Банковская система страны в прошедшем году работала с прибылью. Полученная прибыль наряду с инвестициями в уставный фонд, позволила банкам сохранить достаточную степень защищенности от принимаемых на себя рисков. Прибыль, полученная банками за 2009 год, составила 1084,2 млрд. рублей. Это в 1,5 раза больше, чем за 2008 год (рис.3.4).
Рис 3.4 Прибыль банковского сектора в 2006-2009гг.млрд.рублей
Источник: национальный интернет портал – [http://www.nacbank.by] – 20.10.2010 г.
В прошедшем году не был достигнут прогнозный параметр увеличения ресурсной базы банков (35 – 42 %). Так, на начало 2010 г. банками было привлечено ресурсов в объеме 82,94 трлн. рублей. Таким образом, за 2009 год сумма привлеченных ресурсов по номиналу увеличилась на 19,56 трлн. рублей или на 30,9 %.
В структуре ресурсной базы банков на 1 января 2010 г. доля денежных средств населения составила 20,9 % (18,16 трлн. рублей), показав за год довольно существенный прирост. Динамика увеличения привлеченных средств физических лиц составила по году 4,89 трлн. рублей (или 36,8 %).
Факторами увеличения ресурсной базы банков явились средства физических лиц, средства субъектов хозяйствования – резидентов и другие источники.
Табл 3.1 Динамика источников формирования ресурсной базы банков (млрд. рублей)
Источники |
01.01.2009 |
01.12.2009 |
Прирост с начала года | |
в рублях |
в % | |||
Физические лица |
13274,9 |
17707,4 |
+4432,5 |
+33,4 |
Юридические лица – резиденты |
13184,4 |
12785,8 |
-362,6 |
-2,8 |
Правительство |
12125,5 |
11466,4 |
-659,1 |
-5,4 |
Нерезиденты |
6765,4 |
9790,1 |
+3024,7 |
+44,7 |
Банк и Национальный банк |
5338,9 |
11796,9 |
+6458,0 |
+121,0 |
Другие источники |
12726,6 |
15801,7 |
+3075,1 |
+24,2 |
Источник: [14, c.11]
По состоянию на 1 декабря
2009 года основными источниками
Рис.3.5 Структура источников формирования ресурсной базы банков, %
Источник – [14, с. 12].
За 2009 год сумма размещенных
депозитов в расчете на одного
жителя республики в эквиваленте
белорусских рублей возросла на 538 тыс.
рублей, или в 1,38 раза. Это показывает,
что доверие населения к
Относительно выполнения прогнозных показателей развития экономики, несмотря на кризисный характер 2009 года, по его итогам обеспечена положительная динамика реального ВВП, которая показала рост на 0,2%. Данный результат является достойным, учитывая, что в истекшем году мировой ВВП сократился на 2,2%.
В 2009 году замедлились темпы инфляции - 10,1 % за год - это существенно ниже, чем в 2007 и 2008 годах.
С учетом замедления инфляции
и в целях повышения
Средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2009 г. составила 18,4 % годовых и практически вернулась к уровню декабря 2008 г. (на тот момент- 17,9 % годовых).
Сравнение данных по привлечению
в банковский сектор и размещению
средств в экономике
Рис 3.6. Перераспределение средств между секторами экономики на 1 декабря 2009 года (трлн. рублей)
Источник – [20, с. 23].
Курсовая политика была ориентирована
на сохранение финансовой стабильности
в стране и обеспечение устойчивости
курса белорусского рубля к корзине
инвалют.Стоимость корзины
В 2010 году для изменения стоимости белорусского рубля относительно корзины валют установлен коридор 10%.
Рис 3.7. Курс национальной валюты к корзине валют в 2009г.
Источник: национальный интернет портал – [http://www.nacbank.by] – 20.10.2010 г.
В 2010 году планируется увеличение объемов экспортируемой продукции выпускаемой в нашей стране, расширение географии экспорта, будут привлечены прямые иностранные инвестиции и увеличены золотовалютные резервы.
2010 год был назван годом
начала создания новой,
Социально-экономическое развитие страны в 2010 году в значительной мере определяется динамикой воздействия внешнеэкономических условий.
Табл 3.2 Основные показатели деятельности Национального банка и банков на 2010 год
Показатели |
Прогноз на 1 января 2011 года |
Изменение стоимости корзины иностранных валют, в % |
плюс 10 – минус 10 |
Ставка рефинансирования, в % |
9 – 12 |
Прирост
|
0,5 – 1,83 36 – 43 24 – 25 36 – 40 |
Источник: таблица разработана
на основе изучения Указа Президента
Республики Беларусь от 07.12.2009 № 591 «Основные
направления денежно-кредитной
В 2010 году увеличение рублевой денежной базы (включая рефинансирование банков) оценивается на уровне 36 – 43 %, рублевой денежной массы – 35 – 42 %, широкой денежной массы – 34 – 42 %. При этом депозиты физических лиц возросли на 5,6 – 7,2 трлн. рублей, депозиты юридических лиц – на 5,1 – 6,2 трлн. рублей (Таб.1).
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития страны на 2010 год рост реального валового внутреннего продукта (далее ВВП) составит 110 – 113 %, инвестиций в основной капитал – 123 – 125 %. Индекс потребительских цен (инфляция) оценивается на уровне 108 – 110 %. Дефицит республиканского бюджета в 2010 году не превысит 1,5 % к ВВП.
Реализация мер денежно-
Процентная политика ориентирована на доступность кредитов субъектом экономики и стимулирование привлечения в банковские депозиты средств юридических и физических лиц. На конец 2010 года процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору составят 12 – 15 % годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках – 10 – 13 % годовых.
Основными инструментами, при помощи которых Национальный банк реализует свою процентную политику, является установление ставки рефинансирования Национального банка и проведение операций по регулированию уровня банковской ликвидности.
Важнейшей функцией ставки
рефинансирования является передача своеобразного
«сигнала» от Национального банка
к остальным субъектам
Регулирование ставки рефинансирования согласно базовым уровням процентной политики требует от Национального банка учета целого ряда факторов (Рис.3.8).
Рис. 3.8. Факторы, учитывающие Национальным банком, регулируя ставку рефинансирования
Рис. 3.9 Реальная ставка рефинансирования 2006-2010 гг.
Источник: национальный интернет портал – [http://www.nacbank.by] – 20.10.2010 г.
При изменении в течение 2010 года указанных параметров монетарные показатели будут формироваться в соответствующих пропорциях. Таким образом, денежно-кредитная политика в 2010 году будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов, обеспечению устойчивости экономического роста и занятости населения. В целях расширения финансового рынка и вовлечения в него новых участников в 2010 году продолжится работа по созданию новых финансовых инструментов и механизмов, широко используемых в мировой финансовой практике.
В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляциии центральному банку приходиться искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования. Эти данные представлены в табл
Табл 3.3. Сводная таблица индексов потребительских цен (индексов инфляции) в Республике Беларусь на 2001-2010 гг
Немаловажное значение для стабильного экономического развития Республики Беларусь в современных условиях играет повышение надежности и безопасности функционирования платежной системы. Для развития платежной системы страны необходимо обеспечить решение следующих основных задач:
Для достижения поставленных задач предполагается проведение мероприятий по следующим направлениям развития Национальной платежной системы:
Информация о работе Денежное обращение в национальной экономике