Денежно-кредитная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности денежно-кредитной политики, а также особенности ее реализации в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
- уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.

Содержание

Введение.
1. Необходимость и сущность денежно-кредитной политики.
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, её задачи и цели.
1.2. Инструменты и модели денежно-кредитной политики в современной экономике.
1.3 Виды кредитно - денежной политики.
2. Денежно-кредитная политика НЦ в развитых странах.
3.Основные направления денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Работа состоит из  1 файл

Введение1.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

I - частные плановые инвестиции,

NX - чистый экспорт.

     Кейнсианцы отмечают, что цель причинно-следственных связей между предложением денег и номинальным ВНП достаточно велика, а Центральный Банк при проведении денежно-кредитной политики должен обладать значительным объемом экономической информации (например, о том, как скажется на инвестиционном спросе изменение процентной ставки и, соответственно, как изменится величина ВНП). Наращивание денежного предложения при неизменном спросе может завести экономику, помимо прочего, в так называемую «ликвидную ловушку»: процентная ставка может снизиться до критического уровня, что будет означать исключительно высокое предпочтение ликвидности. (Напомним: низкая процентная ставка свидетельствует о том, что ценные бумаги слишком дороги, следовательно, люди отказываются от их приобретения, держат сбережения в виде денег.) Если при этом предложение денег продолжает увеличиваться, то процентная ставка может уже не реагировать на это, так как ниже определенного уровня она не может опуститься. Если же ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения, то рвется цепь причинно-следственных связей между ростом количества денег в обращении и номинальным ВНП.

Первоначально, Дж. М. Кейнс, считая процент важнейшим параметром, отдает предпочтение денежно-кредитному регулированию. Он полагает, что с помощью государственного вмешательства на денежном рынке можно регулировать ставку процента в долговременной перспективе и тем самым влиять на совокупный спрос.

      Для этого Кейнс предлагает проводить политику дешевых денег. Увеличение количества денег дает возможность более полно удовлетворять потребность в ликвидных резервах. Когда их количество становится избыточным, склонность к ликвидности и норма процента понижаются. Избыточные резервы (сбережения) частично используются для покупки потребительских товаров, чем повышают потребительский спрос, и частично - для приобретения ценных бумаг, что расширяет инвестиционный спрос. В результате растет совокупный спрос, а национальный доход и занятость достигают равновесия на более высоком уровне. Рост доходов в свою очередь означает увеличение сбережений и инвестиций вследствие снижения нормы процента.

     Однако практика показала, что в условиях глубокого спада, когда инвестиции слабо или почти не реагируют на понижение ставки процента, денежно-кредитное регулирование является малоэффективным методом, стимулирующим приток инвестиций.

     В связи с вышеизложенным, кейнсианцы считают монетарную политику не столь эффективным средством стабилизации экономики, как, например, фискальная или бюджетно-налоговая политика, в соответствии с которой величина расходов и норма налогообложения подчиняются потребностям регулирования совокупного спроса, уровень которого обеспечивает полное использование капитала и трудовых ресурсов при сохранении стабильности цен.

     В целом, в 70-х годах прошлого столетия наблюдался кризис кейнсианской школы. В экономической науке преобладающим стало неоклассическое направление, в том числе его современная форма - монетаризм.

     Главный теоретик современного монетаризма - известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии М. Фридман. В самых общих чертах основные положения современного монетаризма таковы:

Монетаризм базируется на убеждении, что рыночная экономика - внутренне устойчивая система. Все негативные моменты - результат некомпетентного вмешательства государства в экономику, которое надо свести к минимуму.

Корреляция между денежным фактором (массой денег в обращении) и номинальным объемом ВНП обнаруживается более тесная, чем между инвестициями и ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Монетаристы отмечают, что существует определенная взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим объемом проданных товаров и услуг в рамках национальной экономики. Эта связь выражается уравнением обмена И. Фишера, или, иначе, уравнением количественной теории денег:

М*V= P*Q,                                                                                                        (1.2.)

где М - количество денег в обращении; V - скорость обращения денег; Р - средняя цена товаров и услуг; Q - количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики в течение определенного периода времени (обычно за год).

     Произведение Р*Q равно совокупному объему денежных средств, обернувшихся в течение года. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Q) примерно равно объему производства за тот же период (Yt). Тождества здесь нет, так как за период t могут перепродаваться товары, которые были созданы ранее, скажем, за период (t-1). Эти товары войдут в показатель Qt, но не войдут в показатель текущего объема производства Yt. Поскольку доля таких товаров в общем, кругообороте достаточно мала, экономисты допускают равенство Qt=Yt.

     Сторонники количественной теории денег полагают, что вполне корректно сделать допущение о постоянстве скорости обращения денег. Такое допущение является абстракцией, поскольку показатель Y, конечно, меняется, но очень незначительно, а существенные изменения могут быть обусловлены качественными преобразованиями в организации денежного обращения, что происходит не часто и вполне предсказуемо (например, широкое внедрение «пластиковых» денег, расширение сети банкоматов и т.п.) Кредитные карточки рассматриваются многими экономистами не как новый вид денег, а как новый момент в организации денежного обращения. Кредитная карточка - это документ, облегчающий, по сути, заем для владельца. Что означает покупка товара по кредитной карточке? Она означает, что вы дали распоряжение банка о переводе кредита в магазин. Позже банк пошлет деньги в магазин (в форме перевода денег на счет магазина или в форме чека). Именно этот перевод будет означать, что покупка реально оплачена.

     М. Фридман выдвинул «денежное правило» сбалансированной долгосрочной монетарной политики, а именно: государство должно поддерживать обоснованный постоянный прирост денежной массы в обращении. Величина этого прироста определяется уравнением М. Фридмана:

DM=DP+DY,                                                                                                     (1.3.)

где DM - среднегодовой темп приращения денег, % за длительный период; DY - среднегодовой темп прироста ВНП, % за длительный период; DP - среднегодовой темп ожидаемой инфляции, % (при подсчете среднегодового темпа ожидаемой инфляции и общего уровня инфляции вычитается инфляция, вызванная государством, профсоюзами и т.п.).

     Монетарное правило М. Фридмана предполагает строгое контролируемое увеличение денежной массы в обращении - в пределах 3- 5% в год. Именно такой прирост денежной массы вызывает деловую активность в экономике. В случае неконтролируемого увеличения денежного предложения свыше 3-5% в год будет происходить раскручивание инфляции, а если темп вливании в экономику будет ниже 3-5% годовых, то темп прироста ВНП будет падать.

Денежное правило М. Фридмана легло в основу денежно-кредитной политики в США и Великобритании (рейганомика и тетчеризм) с конца 70-х годов 20 века. Так называемая политика таргетирования, т.е. ежегодного ввода определенных ограничений на увеличение денежной массы в обращении, привела к зримым результатам: на фоне сокращения уровня инфляции с 10% до 5% в год был, достигнут темп роста ВНП на уровне 3- 5% в год [2, с. 490-493].

     Основным объектом анализа монетаристов выступают деньги и количество денег в обращении. Исходным является утверждение, что существует стабильный спрос на деньги, но нестабильное предложение денег, которое зависит от субъективных решений кредитных институтов. Поэтому резкие изменения величины денежной массы в обращении могут явиться источником нестабильности. Превышение предложения денег над спросом на них вызывает инфлицию. В случае, если их количество меньше, чем потребность для нужд общества, возможен кризис.

     Сдвиги в денежной сфере также выступают основной причиной нарушения естественного хозяйственного развития. В долгосрочном периоде нестабильность денег сопровождается нестабильностью экономического роста.

     В связи с этим монетаристы считают, что уровень экономической активности в большей степени зависит от денежно-кредитной политики. Только предложение денег является фактором, определяющим уровень производства, занятости и цен.

     Таким образом, современные теоретические модели денежно-кредитной политики представляют собой синтез кейнсианства и монетаризма, в котором учтены рациональные моменты каждой из теорий. В долгосрочном периоде в денежно-кредитной политике сегодня преобладает монетаристский подход. Вместе с тем государство не отказывается в краткосрочном периоде от воздействия непосредственно на процентную ставку в целях быстрого экономического маневрирования.

 

1.3 Виды кредитно - денежной политики.

 

     Следует выделить две  разновидности  кредитно - денежной  политики.  Во - первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее  называют  политикой  «дешевых денег» (Рис. 1.)), когда Центральный банк:

      а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке,  переводя деньги в  оплату  за  них  на  счета  населения  и  в  резервы  банков.  Это обеспечивает расширение возможностей кредитования  коммерческими  банками  и увеличивает денежную массу;

      б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим  банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих  клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает  денежную  массу; 

      в) снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет  к росту  денежного  мультипликатора  и  расширению  возможностей  кредитования экономики.

      Следовательно,  мягкая  кредитно-денежная   политика   направлена   на стимулирование экономики через рост денежной  массы  и  снижение  процентных ставок.

 

Рисунок 1 – Мягкая денежно-кредитная политики

 

      Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее  называют  политикой «дорогих денег» (Рис. 2.)), когда Центральный банк:

      а) продает  государственные  ценные  бумаги  на  открытом  рынке,  что вызывает  сокращение  резервов  коммерческих   банков   и   текущих   счетов населения, уплачивающих  за  эти  ценные  бумаги.  Это  ведет  к  сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу;

      б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие  банки прекратить объем заимствований у Центрального банка  и  повысить  процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;

      в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

 

  Рисунок 2 - Жёсткая кредитно-денежная политика.

    

    

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит  рестриктивный (ограничительный)  характер,  сдерживает  рост  денежной   массы   и   может использоваться для противодействия инфляции.

      Рассмотренные  выше  примеры  политики  «дорогих»  и  «дешевых»  денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой  она называется потому, что изменяется в  соответствии  с  фазами  экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а  сдерживающая  -  в фазе бума.

      Таков, в общем  виде,  механизм  воздействия  дискреционной  кредитно- денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и  валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни  гибкая  монетарная  политика порой приводит к непредсказуемым результатам и  ее  эффективность  снижается как результат развития побочных процессов.

      В  стремлении  добиться  стабилизации  экономики   Центральные   банки сталкиваются  с  дилеммой:  что  именно  выбрать  в   качестве   инструмента монетарной политики - контроль над денежным предложением  или  контроль  над динамикой процентной ставки. Так, в  стремлении  стабилизировать  процентную ставку, государство  должно  отказаться  от  каких-либо  строгих  ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную  массу  для  снижения ставки процента до желаемого  уровня.  Напротив,  ЦБ  придется  ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого  уровня.  Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста  денежного предложения на всех фазах  экономического  цикла,  то  ЦБ  должен  допустить колебания   процентной   ставки.   Невозможность одновременного   контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется  дилеммой  целей кредитно-денежной политики.

      Недостатками  дискреционной  кредитно-денежной  политики,  по   мнению представителей монетаризма,  не  будет  страдать  недискреционная,  или  так называемая «политика по правилами». Ее смысл  сводится  к  сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса  денег  в  обращении должна  ежегодно  увеличиваться  темпами,   равными   потенциальному   росту реального ВВП (приблизительно 3—5% в год). Однако, строгое следование  этому правилу   «связывает   руки»   правительству   и   препятствует   проведению краткосрочной  кредитно-денежной  политики  Центрального  банка,  и  поэтому монетарное правило ни в  одной  из  стран  с  рыночной  экономикой  не  было одобрено в законодательном порядке.

      В  заключение  нужно  отметить,  что  на  практике   правительство   и Центральные банки  промышленно  развитых  стран  используют  преимущественно гибкую монетарную политику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Денежно-кредитная политика НЦ в развитых странах.

 

     Рассмотрим некоторые особенности и основные направления кредитно-денежной политики на примере некоторых стран, а именно денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствий системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности ДКП с состоянием финансового рынка и банковского сектора. В частности, при разработке основных направлений денежно-кредитной политики Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ