Денежно-кредитная политика РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности денежно-кредитной политики, а также особенности ее реализации в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
- уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.

Содержание

Введение.
1. Необходимость и сущность денежно-кредитной политики.
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, её задачи и цели.
1.2. Инструменты и модели денежно-кредитной политики в современной экономике.
1.3 Виды кредитно - денежной политики.
2. Денежно-кредитная политика НЦ в развитых странах.
3.Основные направления денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Работа состоит из  1 файл

Введение1.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

Сходные черты  можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны  Банка  Японии.  Не  полагаясь  на косвенный контроль,  Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках  банковского кредитования,  в первую  очередь  краткосрочно "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение  уровня  процента  или  либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций.

     В Японии в основе  высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики,  определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели  своей  главной  целью перераспределение  средств  от  населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

     Центральным звеном денежной политики государства является Центральный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки и величина обязательных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Основные направления денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь.

 

     Денежно-кредитная политика базируется на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.

В 2009 г. экономическое развитие Ре­спублики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года дей­ствовали отрицательные факторы, обус­ловленные в значительной степени нега­тивным воздействием мирового финансо­во-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выпол­нении прогнозных показателей. Валовой внутренний продукт в нашей стране от­носительно прошлого года увеличился всего на 0,2 процента. Это значительно хуже, чем прогнозировалось.

Вместе с тем, если принять во внима­ние, что в истекшем году мировой ВВП сократился на 2,2%, а ВВП развивающихся стран Ев­ропы и Центральной Азии — на 6,2%, то полученный Беларусью результат объективно можно считать ус­ловно положительным. Это особенно заметно на фоне ситуации, складывающейся у стран-соседей, где сни­жение ВВП оценивается в следующих размерах: в России — на 10%, Украине — на 16, Латвии — на 18, Литве — на 18,1%. Только в Польше имеет место эко­номический рост на 1,2%, [7, с.5].

Самый главный положительный результат про­шедшего года — это то, что на основе экономического роста не допущено снижения жизненного уровня на­селения. Реальные денежные доходы населения отно­сительно прошлого года возросли на 2,9%, числен­ность занятых в экономике — на 0,6%, розничный то­варооборот на — 3%. Это ниже показателей роста, имевших место в прошлом году, но для условий кри­зиса — достойный результат.

Банковская система Республики Беларусь сыгра­ла большую роль в достижении указанных социаль­но-экономических результатов. По всем направлени­ям работы (проведение кредитной, курсовой, про­центной политики, функционирование платежной системы) оказывалась максимальная поддержка ре­альному сектору экономики, минимизировались по­следствия кризиса.

Что касается курсовой политики, то время показа­ло, что решение о разовой девальвации национальной валюты было правильным и единственно возможным.

     Без него мы не смогли бы решить вопро­сы финансовой поддержки со стороны Международного валютного фонда, обес­печить стабильность нашей финансовой системы и экономики в целом. Со 2 янва­ря 2009 г. по 1 января 2010 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в обозначенном и согласован­ном в установленном порядке коридоре. За указанный период стоимость корзины валют увеличилась на 7,94% и на 31 де­кабря 2009 г. составила около 1036 руб. (Приложение А).

     Очень важно, что была не только обес­печена относительная стабильность национальной ва­люты, но параллельно проведена большая работа по увеличению золотовалютных резервов. В националь­ном определении они достигли почти 6 млрд. долл. США, увеличившись за год на 2,3 млрд. долл. США, или на 63,2%. Золотовалютные резервы в между на­родном измерении возросли почти до 5,7 млрд. долл. США, их прирост равен 2,6 млрд. долл. США, или 84,7%. Выполнение прогнозных параметров по данно­му показателю создало хорошую базу для работы в 2010 г.  (Приложение В).

  Важно отметить, что в 2009 г. в республике успеш­но проводилась работа по обеспечению стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчет­ный период составил 10,1%. Это ниже соответствую­щего показателя за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%), [7, с.6].

Следующее по актуальности направление рабо­ты — процентная политика имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положи­тельном уровне. Эта цель достигнута. Во взаимодейст­вии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, со­действовала росту сбережений в национальной валю­те.

   В целях снижения инфляционного и девальвационного давления, поддержания стабильности обмен­ного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки Национальный банк в январе 2009 г. повысил на 2 процентных пункта ставку рефинансирования (14% годовых). С учетом замедления инфляции, в целях повышения доступности кредитов субъектам экономики с 1 декабря 2009 г. ставка рефинансирования снижена на 0,5 процентного пункта — до 13,5% годовых. Практически ставка рефинансирования весь год была на уровне 14%, что значительно выше, чем в предыдущем году (Таблица 1).

   В целом процентная политика проводилась с учетом обстановки, которая реально сложилась в экономике и на валютном рынке, с учетом потребности максимального привлечения средств населения и предприятий, наращивания ресурсной базы банков.

  Работа в рамках процентной политики велась в течение всего года. Полная (с учетом комиссий) средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2009 г. составила 18,4% годовых, хотя всего месяц назад равнялась 22,0%, [7, с.7].

     Курс на постепенне снижение процентных ставок денежного рынка будет продолжен и в наступившем году (Приложение С).

Состояние и динамика денежно-кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк, Правительство Республики Беларусь и банки обеспечили в целом выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год.

В наступившем 2010 г. перед банковской системой и страной в целом стоят сложные, масштабные и во многом качественно новые задачи. Они определены указами Главы государства о важнейших параметрах социально-экономического развития страны и об основных направлениях денежно-кредитной политики. Запланированы высокие темпы экономического роста. Следует принимать во внимание, что ситуация в наступившем году значительно лучше, чем в предыдущем, и возможности для такого экономического роста есть.

Во-первых, улучшилось внешнеэкономическое положение, в мире ожидается экономический рост. Если в прошлом году был спад мирового ВВП на 2,2%, то в нынешнем многими экспертами (включая представителей МВФ) прогнозируется рост не менее 3%. Прогнозируется экономический рост в странах, являющихся основными торговыми партнерами Республики Беларусь. По последним данным, он будет даже выше, чем предполагалось, что создаёт благоприятные условия для роста нашей внешнеэкономической деятельности. В прошлом году сделано для открытия новых рынков в Латинской Америке, Африке, Азии, и это также должно дать положительный результат,[7, с.8].

    Необходимо отметить, что в текущем году резких колебаний курса белорусского рубля не предвидится, для этого нет никаких оснований. При этом в целом по году может иметь место незначительное укрепле­ние рубля. Например, если на 1 января 2010 г. стои­мость корзины валют равнялась 1036 руб., то на 29 января 2010 г.— 1035 руб., то есть фактически це­лый месяц курс рубля к корзине валют был стабилен. Вместе с тем внутри корзины могут осуществляться колебания составляющих ее валют (доллар, евро, рос­сийский рубль), которые от нас не зависят. Основная задача — в течение всего года поддерживать курс национальной валюты в границах колебаний, предусмо­тренных Основными направлениями денежно-кредит­ной политики на 2010 год, и тем самым обеспечить стабильность экономики и доверие к национальной валюте у населения.

В рамках процентной политики будет стимулиро­ваться рост ресурсного потенциала банков за счет сбе­режений в национальной валюте и снижения долла­ризации экономики.

В отношении процентной политики стоит отме­тить, что ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9—12%. Однако учитывая склады­вающиеся макроэкономические условия и динамику инфляции, на показатель 12% необходимо выходить уже во II квартале. Это связано с тем, что запланиро­ванный экономический рост не может иметь место при высоких процентных ставках, которые представ­ляют угрозу для стабильной работы банковской систе­мы, способствуют росту проблемных кредитов, сни­жают экономическую активность предприятий, насе­ления, малого и среднего бизнеса, [7, с.9].

Сегодня вопросы кредитования государственных и крупных предприятий решаются посредством удешев­ления процентных ставок за счет бюджета. На это вы­делены большие ресурсы. Иначе обстоит дело с креди­тованием населения, малого и среднего бизнеса. Эти категории заемщиков в полном объеме ощутили на се­бе удар роста процентных ставок. Есть возмож­ность для того, чтобы обеспечить их постепенное сни­жение и выйти к концу II квартала на уровень ставки рефинансирования 12%, ставки по кредитам — 15%, ставки по депозитам — 11—13% годовых. Процент­ные ставки должны снижаться ежемесячно примерно на 0,5—1 процентный пункт. Правление Националь­ного банка будет контролировать выполнение реко­мендаций по данному вопросу.

Проведена большая работа по увеличе­нию золотовалютных резервов, за 2010 г. они возрасли в размере от 500 млн. до 1,8 млрд. долл. США. Однако к концу этого года они достигли не менее 10 млрд. долл. США. Сумма наших резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на между­народных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь, поэтому за­дача всех руководителей банковской системы и бан­ков — активно работать в этом направлении.

В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы составил 135— 142%, широкой денежной массы — 134—142%, руб­левой денежной базы — 136—143%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу нашей де­нежно-кредитной системы в 2010 г., [7, с.10].

Для достижения указанных целей необходимо ре­шить масштабные задачи: провести полную дебюро­кратизацию экономики, повысить благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность белорус­ской продукции, обеспечить приток иностранных ин­вестиций и положительное сальдо внешней торговли. Индикаторами успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассмат­ривать ее вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. — в число первых 50 стран мира по индексу человеческого развития. Таким обра­зом, мы должны сделать все возможное для успешного: социально-экономического развития страны.

 

Таблица 3.1- Ставка рефинансирования НБ Республики Беларусь

 

 

 

 

 

Ставка рефинансирования

Дата начала действия*

Размер базовой ставки рефинансирования

(учетной ставки),% годовых

2008 год

17.12.2008             

12.11.2008             

15.10.2008             

13.08.2008             

01.07.2008             

12

11

10.75

10.5

10.25

2009 год

01.12.2009             

08.01.2009             

13.5

14

2010 год

15.09.2010                

18.08.2010             

14.07.2010             

12.05.2010             

19.04.2010             

17.02.2010             

10.5**

11

11.5

12

12.5

13

* – последующая ставка отменяет предыдущую

** – действует в настоящее время

Информация о работе Денежно-кредитная политика РБ