Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 17:44, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является изучение сущности денежно-кредитной политики, а также особенности ее реализации в Республике Беларусь. Разработкой денежно-кредитной политики в Республике Беларусь занимается Национальный банк Республики Беларусь совместно с Правительством страны, реализация осуществляется путем достижения определенных показателей развития, которые утверждаются специальной программой развития. Поэтому в курсовой работе также необходимо рассмотреть результаты денежно-кредитной политики Республики Беларусь.
Для реализации целей курсовой работы решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические вопросы, касающиеся денежно-кредитной политики;
- определить методы регулирования денежно-кредитной политики в Республике Беларусь;
- уточнить достигнутые результаты в денежно-кредитной сфере.
Введение.
1. Необходимость и сущность денежно-кредитной политики.
1.1. Понятие денежно-кредитной политики, её задачи и цели.
1.2. Инструменты и модели денежно-кредитной политики в современной экономике.
1.3 Виды кредитно - денежной политики.
2. Денежно-кредитная политика НЦ в развитых странах.
3.Основные направления денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь.
Заключение.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Сходные черты можно обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со стороны Банка Японии. Не полагаясь на косвенный контроль, Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках банковского кредитования, в первую очередь краткосрочно "Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение уровня процента или либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций.
В Японии в основе высокого уровня инвестиционного спроса лежала "уверенность бизнеса в будущем экономики, определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели своей главной целью перераспределение средств от населения и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.
Центральным звеном денежной политики государства является Центральный банк. Именно он своими действиями и проводит денежную политику. В мировой практике основными инструментами ЦБ являются: операции на открытом рынке ценных бумаг, уровень процентной ставки и величина обязательных резервов.
3.Основные направления денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь.
Денежно-кредитная политика базируется на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.
Приоритетная цель денежно-кредитной политики – обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.
Обменный курс белорусского рубля сохранит за собой ключевую роль в реализации денежно-кредитной политики, обеспечивающую адаптацию экономики к возможным внешним шокам и ограничение роста потребительских цен.
В 2009 г. экономическое развитие Республики Беларусь протекало в сложных условиях. На протяжении всего года действовали отрицательные факторы, обусловленные в значительной степени негативным воздействием мирового финансово-экономического кризиса. Его последствия не могли не отразиться на выполнении прогнозных показателей. Валовой внутренний продукт в нашей стране относительно прошлого года увеличился всего на 0,2 процента. Это значительно хуже, чем прогнозировалось.
Вместе с тем, если принять во внимание, что в истекшем году мировой ВВП сократился на 2,2%, а ВВП развивающихся стран Европы и Центральной Азии — на 6,2%, то полученный Беларусью результат объективно можно считать условно положительным. Это особенно заметно на фоне ситуации, складывающейся у стран-соседей, где снижение ВВП оценивается в следующих размерах: в России — на 10%, Украине — на 16, Латвии — на 18, Литве — на 18,1%. Только в Польше имеет место экономический рост на 1,2%, [7, с.5].
Самый главный положительный результат прошедшего года — это то, что на основе экономического роста не допущено снижения жизненного уровня населения. Реальные денежные доходы населения относительно прошлого года возросли на 2,9%, численность занятых в экономике — на 0,6%, розничный товарооборот на — 3%. Это ниже показателей роста, имевших место в прошлом году, но для условий кризиса — достойный результат.
Банковская система Республики Беларусь сыграла большую роль в достижении указанных социально-экономических результатов. По всем направлениям работы (проведение кредитной, курсовой, процентной политики, функционирование платежной системы) оказывалась максимальная поддержка реальному сектору экономики, минимизировались последствия кризиса.
Что касается курсовой политики, то время показало, что решение о разовой девальвации национальной валюты было правильным и единственно возможным.
Без него мы не смогли бы решить вопросы финансовой поддержки со стороны Международного валютного фонда, обеспечить стабильность нашей финансовой системы и экономики в целом. Со 2 января 2009 г. по 1 января 2010 г. параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в обозначенном и согласованном в установленном порядке коридоре. За указанный период стоимость корзины валют увеличилась на 7,94% и на 31 декабря 2009 г. составила около 1036 руб. (Приложение А).
Очень важно, что была не только обеспечена относительная стабильность национальной валюты, но параллельно проведена большая работа по увеличению золотовалютных резервов. В национальном определении они достигли почти 6 млрд. долл. США, увеличившись за год на 2,3 млрд. долл. США, или на 63,2%. Золотовалютные резервы в между народном измерении возросли почти до 5,7 млрд. долл. США, их прирост равен 2,6 млрд. долл. США, или 84,7%. Выполнение прогнозных параметров по данному показателю создало хорошую базу для работы в 2010 г. (Приложение В).
Важно отметить, что в 2009 г. в республике успешно проводилась работа по обеспечению стабильности цен. Прирост индекса потребительских цен за отчетный период составил 10,1%. Это ниже соответствующего показателя за 2008 г. (13,3%) и 2007 г. (12,1%), [7, с.6].
Следующее по актуальности направление работы — процентная политика имела целью поддержать реальные ставки по депозитам и кредитам на положительном уровне. Эта цель достигнута. Во взаимодействии с курсовой политикой процентная политика обеспечила стабильную работу финансовой системы, содействовала росту сбережений в национальной валюте.
В целях снижения инфляционного и девальвационного давления, поддержания стабильности обменного курса белорусского рубля, стимулирования привлечения вкладов физических и юридических лиц в банки Национальный банк в январе 2009 г. повысил на 2 процентных пункта ставку рефинансирования (14% годовых). С учетом замедления инфляции, в целях повышения доступности кредитов субъектам экономики с 1 декабря 2009 г. ставка рефинансирования снижена на 0,5 процентного пункта — до 13,5% годовых. Практически ставка рефинансирования весь год была на уровне 14%, что значительно выше, чем в предыдущем году (Таблица 1).
В целом процентная политика проводилась с учетом обстановки, которая реально сложилась в экономике и на валютном рынке, с учетом потребности максимального привлечения средств населения и предприятий, наращивания ресурсной базы банков.
Работа в рамках процентной политики велась в течение всего года. Полная (с учетом комиссий) средняя процентная ставка по новым кредитам банков в национальной валюте в декабре 2009 г. составила 18,4% годовых, хотя всего месяц назад равнялась 22,0%, [7, с.7].
Курс на постепенне снижение процентных ставок денежного рынка будет продолжен и в наступившем году (Приложение С).
Состояние и динамика денежно-кредитной сферы, валютного рынка, банковской системы показывают, что Национальный банк, Правительство Республики Беларусь и банки обеспечили в целом выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год.
В наступившем 2010 г. перед банковской системой и страной в целом стоят сложные, масштабные и во многом качественно новые задачи. Они определены указами Главы государства о важнейших параметрах социально-экономического развития страны и об основных направлениях денежно-кредитной политики. Запланированы высокие темпы экономического роста. Следует принимать во внимание, что ситуация в наступившем году значительно лучше, чем в предыдущем, и возможности для такого экономического роста есть.
Во-первых, улучшилось внешнеэкономическое положение, в мире ожидается экономический рост. Если в прошлом году был спад мирового ВВП на 2,2%, то в нынешнем многими экспертами (включая представителей МВФ) прогнозируется рост не менее 3%. Прогнозируется экономический рост в странах, являющихся основными торговыми партнерами Республики Беларусь. По последним данным, он будет даже выше, чем предполагалось, что создаёт благоприятные условия для роста нашей внешнеэкономической деятельности. В прошлом году сделано для открытия новых рынков в Латинской Америке, Африке, Азии, и это также должно дать положительный результат,[7, с.8].
Необходимо отметить, что в текущем году резких колебаний курса белорусского рубля не предвидится, для этого нет никаких оснований. При этом в целом по году может иметь место незначительное укрепление рубля. Например, если на 1 января 2010 г. стоимость корзины валют равнялась 1036 руб., то на 29 января 2010 г.— 1035 руб., то есть фактически целый месяц курс рубля к корзине валют был стабилен. Вместе с тем внутри корзины могут осуществляться колебания составляющих ее валют (доллар, евро, российский рубль), которые от нас не зависят. Основная задача — в течение всего года поддерживать курс национальной валюты в границах колебаний, предусмотренных Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2010 год, и тем самым обеспечить стабильность экономики и доверие к национальной валюте у населения.
В рамках процентной политики будет стимулироваться рост ресурсного потенциала банков за счет сбережений в национальной валюте и снижения долларизации экономики.
В отношении процентной политики стоит отметить, что ставка рефинансирования к концу 2010 г. должна составить 9—12%. Однако учитывая складывающиеся макроэкономические условия и динамику инфляции, на показатель 12% необходимо выходить уже во II квартале. Это связано с тем, что запланированный экономический рост не может иметь место при высоких процентных ставках, которые представляют угрозу для стабильной работы банковской системы, способствуют росту проблемных кредитов, снижают экономическую активность предприятий, населения, малого и среднего бизнеса, [7, с.9].
Сегодня вопросы кредитования государственных и крупных предприятий решаются посредством удешевления процентных ставок за счет бюджета. На это выделены большие ресурсы. Иначе обстоит дело с кредитованием населения, малого и среднего бизнеса. Эти категории заемщиков в полном объеме ощутили на себе удар роста процентных ставок. Есть возможность для того, чтобы обеспечить их постепенное снижение и выйти к концу II квартала на уровень ставки рефинансирования 12%, ставки по кредитам — 15%, ставки по депозитам — 11—13% годовых. Процентные ставки должны снижаться ежемесячно примерно на 0,5—1 процентный пункт. Правление Национального банка будет контролировать выполнение рекомендаций по данному вопросу.
Проведена большая работа по увеличению золотовалютных резервов, за 2010 г. они возрасли в размере от 500 млн. до 1,8 млрд. долл. США. Однако к концу этого года они достигли не менее 10 млрд. долл. США. Сумма наших резервов должна соответствовать трехмесячному объему импорта. Выполнение этого норматива позволит успешнее вести работу на международных рынках капитала, в частности, повысит кредитный рейтинг Республики Беларусь, поэтому задача всех руководителей банковской системы и банков — активно работать в этом направлении.
В соответствии с прогнозными показателями на 2010 г. рост рублевой денежной массы составил 135— 142%, широкой денежной массы — 134—142%, рублевой денежной базы — 136—143%. Это те основные показатели, которые характеризуют работу нашей денежно-кредитной системы в 2010 г., [7, с.10].
Для достижения указанных целей необходимо решить масштабные задачи: провести полную дебюрократизацию экономики, повысить благосостояние граждан, качество и конкурентоспособность белорусской продукции, обеспечить приток иностранных инвестиций и положительное сальдо внешней торговли. Индикаторами успешного продвижения Республики Беларусь в решении названных задач следует рассматривать ее вхождение в 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса и к 2015 г. — в число первых 50 стран мира по индексу человеческого развития. Таким образом, мы должны сделать все возможное для успешного: социально-экономического развития страны.
Таблица 3.1- Ставка рефинансирования НБ Республики Беларусь
Ставка рефинансирования | |
Дата начала действия* | Размер базовой ставки рефинансирования (учетной ставки),% годовых |
2008 год | |
17.12.2008 12.11.2008 15.10.2008 13.08.2008 01.07.2008 | 12 11 10.75 10.5 10.25 |
2009 год | |
01.12.2009 08.01.2009 | 13.5 14 |
2010 год | |
15.09.2010 18.08.2010 14.07.2010 12.05.2010 19.04.2010 17.02.2010 | 10.5** 11 11.5 12 12.5 13 |
* – последующая ставка отменяет предыдущую ** – действует в настоящее время |