Денежные реформы, их цели и задачи: особенности проведения денежных реформ в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 20:38, курсовая работа

Описание

Доллар США занял позицию мировой резервной и расчетной валюты с конференции в Бреттон-Вудсе в 1944. Позже стали использоваться в качестве резервной и другие валюты – евро, немецкая марка, фунт стерлингов и др. С 2002 года первенство закрепилось за долларом США.
Многие экономисты разделяют мнение о несостоятельности доллара в настоящее время. Уже сейчас на евро ведут расчеты 15 европейских стран, другие же выдвигают кандидатуры своих валют, также есть предложение о создании корзины валют.

Содержание

Введение. 3
Глава 1.
1.1 Значение денег в национальной и мировой экономике 4
1.2 Денежные реформы, цели и задачи 7
1.3 Зарубежный опыт (на примере Европы, США) и российский опыт денежных реформ 9
Глава 2.
2.1 Характеристика современной мировой денежной системы, необходимость расширения перечня мировых расчетных и резервных валют 14
2.2 Денежные реформы, необходимые для становления рубля как новой мировой расчетной и резервной валюты 18
Заключение 24
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 189.50 Кб (Скачать документ)

    Для становления рубля, как мировой  расчетной и резервной валюты необходимо историческое подкрепление. Рассмотрим опыт некоторых реформ Советского Союза, с целью извлечения уроков для реформ становления рубля сегодня. Рассматривать опыт российских и зарубежных реформ будем по определенным параметрам, это:   

  • период реформы
  • цель реформы
  • необходимость реформы
  • инструменты реформы
  • проблемы реформы
  • последствия реформы
  • значения для экономики

     Рассмотрим историю рубля. Проанализируем реформу 1922-24 годов.

    Реформу проводил Сокольников Г.Я., названный  впоследствии «отцом» денежной реформы 1922-24гг. Цель реформы заключалась в том, чтобы сделать рубль конвертируемой валютой и прекратить казначейскую эмиссию. В стране наблюдался бюджетный дефицит и неудовлетворенный спрос, в этих условиях остановить эмиссию было невозможно. Страна нуждалась в устойчивой валюте. А после войны в стране было много нелегально выпущенных банкнот и в условиях войны они были необходимы. Была огромная масса денег, не имеющих цены. Все эти факторы говорили о необходимости реформы.

    Необходимо  сказать, что эта реформа проходила  в период НЭПа, в период, когда был сделан первый шаг к восстановлению разрушенной экономики от революции 1917 года, первой мировой и гражданской войн, когда была предпринята первая попытка либерализации, то есть был уже шаг перехода к рыночной системе. Была попытка сочетания таких факторов, как хозяйственный профессионализм (создание земельного кодекса и замена продразверстки продналогом) и укрепление устоев государства. Благодаря этим характеристикам новой экономической политики во многом можно было рассчитывать на удачу реформы.

    Проанализируем  нормативно-правовую базу: постановление  о снижении цен: СТО СССР от 29.02.1924 и о прекращении казначейской эмиссии бумажных денежных знаков: постановление ЦИК СССР от 29.10.1924. В постановлении ЦИК СССР Председатель М.Калинин говорит о том, что «одной из важнейших мер в этом направлении является отказ от системы покрытия расходов по бюджету при помощи казначейской эмиссии бумажных денег» и вводит запрет на эту систему. Противоречивый характер имеет то, что он вводит запрет уже после того, как проведена реформа, а не вначале ее осуществления или вообще без наличия реформы. Но это было бы невозможно без создания твердой валюты – червонца. А в постановлении СТО идет речь о том, что до введения в обращение твердой валюты торговые предприятия, в целях избежание убытков от обесценения советских денежные знаков, стоимость которых не обозначена в твердой валюте, повышали цены на товары, отпускаемые потребителю, перелагая на него всю тяжесть потерь на курсе указанных денежных знаков. «Эти надбавки на цены, начинаясь с крупной оптовой продажи, особенно нарастали в мелкой розничной торговле, доходя до колоссальных размеров в торговых предприятиях, расположенных вне городов, вне мест нахождения касс государственного банка и народного комиссариата финансов. С проведением денежной реформы, с переходом на твердую валюту и на исчисление цен в рублях и копейках (золотом и серебром), этим страховым надбавкам на рыночные цены должен быть положен конец».

    Реформа 1922-24 гг. была завершена. В ходе реформы  были созданы червонцы, производились  сделки на их основе, то есть повышался  объем выданных кредитов, это означало укрепление позиции Госбанка, в который вкладывали новую твердую денежную единицу.

    Проанализировав работы Савельева, Воейкова и Белоглазовой можно сделать вывод о том, что эта реформа была выполнена  во время противоречий, но на профессиональном уровне и имела твердые позиции, что как следствие укрепило роль государства. Но также показаны и отрицательные стороны реформы: неравномерная эмиссия червонцев и недостаточно решительное сокращение бюджетного дефицита.

    На  счет других реформ СССР можно сделать  вывод о том, что они почти не несли с собой не какого полезного эффекта. Несколько раз производилась конфискация, но оставалась инфляция. Население часто не было осведомлено, а при проведении реформы не знало точно, что необходимо делать. Быстротечный характер реформ увеличивал покупательную способность, но много скупать было нечего.

    Следующие реформы имели незавершенный характер.

    Обратимся к реформе 1947 года. Необходимость  борьбы с инфляцией, отмены карточной  системы и перехода к торговле по единым ценам породили денежную реформу 1947 года. В декабре 1947 года было принято постановление Совмина СССР, ЦК ВПК (б) о проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары. Кроме того, как известно, в период Отечественной войны на временно захваченной советской территории немецкие и другие оккупанты выпускали в большом количестве фальшивые деньги в рублях, что еще больше увеличило излишек денег в стране и засорило денежное обращение. В результате всего этого в обращении оказалось значительно больше денег, чем это нужно для народного хозяйства, покупательная сила денег понизилась, и требовались специальные мероприятия по укреплению советского рубля.

    Несмотря  на условия военного времени, Советскому Правительству удалось на все  время войны сохранить без изменения довоенные государственные цены на нормированные товары, что было обеспечено введением карточной системы снабжения продовольственными и промышленными товарами. Карточная система существовала в СССР с 1917 по 1947 год. Сама по себе она была проста и надежна, показывала решение правительства о справедливом распределении ресурсов. Отмена карточной системы была не до конца подготовлена, так как к моменту ее реализации товарные резервы страны были недостаточны и так же не могли удовлетворить спрос. В результате этого в ряде регионов восстанавливалась нормированная система снабжения, то есть устанавливалась норма отпуска товаров в одни руки. Эта часть реформы не сдвинула с места дефицит спроса и только ухудшила положение того времени5.

    Рассмотрим  другую часть реформы. Госбанк обменял  существовавшие в обращении знаки на новые в соответствии 10:1 и произвел переоценку денежных вкладов населения. Это проходило в сжатые сроки с 16 по 29 декабря. То есть многие жители не успели обменять денежные знаки. Также произошло резкое сокращение денежной массы в руках населения. Таким образом, реформа носила быстротечный и конфискационный характер, была проведена не в интересах населения. Были ли у реформы положительные стороны? Да, это то, что она позволила ликвидировать последствия войны в сфере денежного обращения, и также стабилизировать финансовую ситуацию, то есть сократить государственный долга по займам.

    Реформа 1991 преследовала цель избавиться от избыточной денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Удивительно, что в течение 70 лет в стране была избыточная денежная масса, при учете того, что несколько раз проводились конфискационные реформы. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа. Проводил реформу Павлов Валентин Сергеевич - премьер-министр СССР, начальник отдела финансов.

    22 января 1991 года Президент СССР  Михаил Горбачев подписал Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года.

    Обмен изымаемых купюр сопровождался  существенными ограничениями:

  •   Сжатые сроки обмена — три дня с 23 по 25 января.
  •   Не более 1000 рублей на человека — возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года.

    Всего обмену подлежало 51,5 миллиарда рублей из 133 миллиардов наличных, или около 39 процентов всей наличной денежной массы.

      Планы правительства реализовались  лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей. Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства. Этот самый эффект неожиданности был, судя по всему, очень популярен в СССР. Но на руку дельцам теневой экономики он определенно играл.

    Существует  мнение, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 году, окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события. Эти реформы считаются одной из основных причин роста в 1991 году политической популярности руководителей союзных республик, а также усиления центробежных настроений между ними, что привело в конечном итоге к распаду СССР.

    Не  было создано на это время (не в  одной из реформ) каких-либо гарантий, по обмену денег. А столь короткие сроки могли их подразумевать. «Ну, посмотрите, России просто не везет. Петр I не закончил реформу, Екатерина II не закончила реформу, Александр II не закончил реформу, Столыпин не закончил реформу. Я должен закончить реформу». Б.Н.Ельцин, 1996 г. Реформы были закончены, но вместо одной законченной реформы, было произведено 5 реформ.

    Рассмотрев  противоречивый опыт реформирования в  СССР, обратимся к зарубежному опыту. В качестве зарубежных стран рассмотрим США, Европу и Германию, поскольку Германия тоже проводила либерализацию, как и СССР, а США проводили денежные реформы.

    В 1913 года право выпуска банкнот  в США получили 12 федеральных  резервных банков. Изменился и порядок обеспечения: банкноты стали выпускать не под государственные ценные бумаги, а под золото и коммерческие векселя. Это было частичной мерой по стабилизации денежной системы, т.е. изменение порядка эмиссии и обеспечения банкнот, но это понесло за собой изменение роли государства в экономике.

    После 1-й мировой войны впервые о  практике капитализма денежные реформы были проведены в основном с помощью межгосударственных займов США. Великобритания, Франция использовали тяжелое экономическое и финансовое положение ряда стран для навязывания им обременительных кредитов. Одним из условий стабилизационных займов, предоставленных Германии, Австрии, Венгрии, Польше для проведения денежных реформ было назначение иностранных экспертов, которые контролировали денежно-кредитную политику стран-должников. Денежные реформы после 1-й мировой войны не обеспечили прочной стабилизации денежных систем. Мировой экономический кризис 1929-33 г., который переплелся с денежно-кредитным и валютным кризисом, привел к отмене золотого стандарта и массовому обесценению валют.

    Как схожие реформы, можно рассмотреть  нуллификацию, как метод стабилизации денежной системы. Нуллификация – объявление государством обесценившихся старых денежных знаков недействительными и выпуск новых бумажных денежных знаков в меньшем количестве. Этот метод обычно проводится в период стабилизации экономики после гиперинфляции для восстановления доверия к национальной валюте. После второй мировой войны схожая ситуация была во многих странах. В Бельгии в 1944, во Франции, Дании, Голландии, Норвегии -1945. Старых денежные знаки объявлялись недействительными и обменивались на новые в ограниченных размерах.  В Советском Союзе эта реформа имела конфискационный характер, помимо быстротечного, и многие граждане не успели обменять деньги. В европейских странах реформа была проведена с меньшими потрясениями для общества, в отличие от СССР.6

    Рассмотрим  либерализацию в Германии. В 1948г. была проведена денежная реформа, результатом которой была стабилизация марки ФРГ. Марка стала твердой, но пока не конвертируемой валютой, а конвертируемость этой валюты стала возможна с 1957г. В рамках реформ Эрхарда была проведена либерализация цен, было ликвидировано централизованное распределение ресурсов, была обеспечена свобода договоров, свобода предпринимательства. Все это было гарантировано соответствующими законами. Немцы проводили эти реформы разумно, осмотрительно, учитывая возможные последствия. Нужно иметь в виду, что либерализация внешней торговли осуществлялась лишь постепенно. Эту реформу можно назвать зеркальным отражением реформы в СССР. В Германии было выделено несколько лет, а в Советском Союзе шла конкуренция между быстротечными планами, например «Программа 500 дней», разработанная Шаталиным и Явлинским. В итоге при таком неторопливом и продуманном осуществлении реформ в Германии удалось создать упорядоченную конкурентную экономику с сильной социальной политикой.7

    Таким образом, можно подвести итог о том, что экономическая политика Советского Союза повлияла на отсталость ее и в будущем от ведущих стран и на рост инфляции в самой стране. Также реформы были проведены, можно сказать, за счет население и не в его благо и этим пошатнули веру в Союз. 

    Сегодня же рубль имеет более устойчивую позицию, чем когда либо, но необходимо не только сохранить такое его положение, но и укрепить.  

    Глава 2

    2.1 Характеристика современной мировой денежной системы, необходимость расширения перечня мировых расчетных и резервных валют 

    Вопрос  о незыблемости доллара США, как  мировой резервной валюты, носит  чрезвычайно дискуссионный характер. После кризиса этот вопрос стал обсуждаться еще чаще.

    Кризис  наглядно показал, насколько несправедлива сложившаяся финансовая система, ведь кризис зародился в США, но большую тяжесть его бремени приходится нести периферийным странам, пишет председатель совета директоров Soros Fund Management Джордж Сорос.8 Сорос считает, что урон, нанесенный этим странам, еще полностью не осознан.

    Доллар  США должен уступить место мировой  резервной валюты мировой валюте, которую предстоит сформировать мировому сообществу, считает директор программы экономического и политического развития Колумбийского университета Хозе Антонио Окампо.

Информация о работе Денежные реформы, их цели и задачи: особенности проведения денежных реформ в России