Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 20:07, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является подробное изучение методов познания, основных принципов и функционирования денежного рынка.
В ходе написания данной курсовой работы перед автором стоит ряд задач, таких как:
определение понятия денег;
выделение функций денег.
описание спроса и предложения на денежном рынке;
нахождение точки равновесия на денежном рынке, как в краткосрочный, так и в долгосрочный период.
Введение ………………………………………………………………... 3
Денежный рынок и его основные элементы ………………………... 5
1.1 Понятие денег как экономической категории …………………… 5
1.2 Спрос на деньги национальной экономики ……………….……. 11
1.3 Предложение денег национальной экономики ………………… 18
Равновесие на денежном рынке ……………………………………... 22
2.1 Краткосрочное равновесие денежного рынка ………………….. 22
2.2 Долгосрочное равновесие на денежном рынке ………………… 26
Заключение …………………………………………………………... 29
Список использованных литературных источников ……………..…. 31
Политика систематического нарушения равновесия денежного рынка для оказания влияния на уровень процентной ставки, а через него на инвестиции и другие макроэкономические переменные получила название кейнсианской денежной политики.
Кейнсианская денежная политика — один из наиболее распространенных способов государственного воздействия на экономику. К такому регулированию процентных ставок через изменение предложения денег прибегали в послевоенный период во многих западных странах, но практически везде в конечном счете денежный рынок попал в так называемую ликвидную ловушку. [5, с. 129]
Ликвидная ловушка — это такая ситуация в экономике, когда возрастающее предложение денег МnS уже не в состоянии вызвать дальнейшее снижение процентных ставок (ниже i0). Если процентные ставки не снижаются, то товарные рынки перестают ощущать влияние денежного рынка, не получают импульсов от него. Происходит замедление инвестиционного процесса, а значит, нет отсоса денег, нет новых кривых спроса на деньги, нет новых точек равновесия денежного рынка. Налицо, таким образом, инфляция, т.е. разрыв между реальным сектором экономики (товарными рынками) и денежным рынком.
По существу, в ликвидную ловушку попалось государство, так как оно "открыло шлюз" для наращивания денежной массы MS ради стимулирования инвестиций и производства и в итоге спровоцировало предпочтение ликвидности столь высокое, что люди и фирмы воздерживаются от покупок ценных бумаг (они очень дорогие, поскольку процентные ставки низкие) и товаров и предпочитают держать деньги в ликвидной форме для спекулятивных целей.
Оказавшись в ликвидной ловушке, экономика в ней и остается, так как денежный рынок не имеет собственных механизмов выхода из нее. Более того, ловушка еще сильнее запирается "замком" инфляционных ожиданий, нагнетающим ажиотажный спрос, побуждающий людей избавляться от денег по причине резкого падения их покупательной способности, и т. п. Поэтому задача состоит в том, чтобы проводить такую денежную политику, которая не приводила бы к попаданию в ликвидную ловушку, Условием такой политики является контроль за денежным предложением: рост денежной массы не должен превышать критической отметки, когда процентные ставки падают до минимально возможного уровня. Однако если экономика оказалась в ликвидной ловушке, то как из нее выбраться?
Для
выхода из ликвидной ловушки требуется
мощная инвестиционная сила, и такой силой
может быть только государство. Вот почему
а ситуации ликвидной ловушки денежная
политика оказывается неэффективной,
более того — инфляционно опасной. Государство
вправе использовать лишь финансовую
(налогово-бюджетную) политику.
Рассмотренные явления, происходящие на денежном рынке, характерны лишь для краткосрочного периода: изменение процентных ставок вслед за изменением объема предложения денег происходит в течение двух-трех месяцев. В долгосрочном плане денежный рынок ведет себя неожиданно, поскольку процентные ставки утрачивают всякую связь со спросом на деньги и их предложением.
Ситуация складывается таким образом, что даже если будет соблюдаться условие непопадания в ликвидную ловушку, т. е. даже если государство будет жестко контролировать предложение денег в краткосрочном периоде, не приближаясь к критическому рубежу Мn, инфляционной опасности ему не избежать. Почему? Дело в том, что каждое очередное впрыскивание денег M1S,M2S,…,MnS,… способствует росту занятости и увеличению доходов, которые будут не столько сберегаться, сколько направляться на текущее потребление. Такой вывод следует из эффекта А. Пигу (эффекта реальных кассовых остатков), который говорит о том, что изменение реальной ценности денежных остатков приводит к изменению совокупного спроса. Если цены в экономике гибкие, тогда их снижение приведет к увеличению реальной стоимости наличных сбережений домашних хозяйств. Этот рост увеличивает покупательную способность их денежных накоплений, стимулируя, таким образом, потребление. И наоборот, рост уровня цен уменьшает реальную ценность наличности, хранимой домашними хозяйствами, и, сокращая их покупательную способность, заставляет уменьшить потребление. Так как цены обычно снижаются во время спада, эффект Пигу в этот период частично погашает падение потребления, связанное со спадом. Тем не менее, если экономика достигает состояния полной занятости, увеличение потребительского спроса, связанное с увеличением денежных доходов, не может быть удовлетворено вследствие того, что производство уже работает с полной нагрузкой. В этом случае цены будут расти до тех пор, пока реальные денежные остатки не восстановятся на исходном уровне. [6, с. 68]
Иными словами, все это означает, что в условиях ликвидной ловушки эффект Пигу практически не работает. Поскольку доходы направляются на дорожающие товары, происходит торможение сбережений, а следовательно, спроса на деньги. Поэтому, чем настойчивее государство будет добиваться снижения процентных ставок, тем меньших результатов оно будет достигать, тем, следовательно, менее эффективной будет становиться его денежная политика. Совершая рыночные колебания, уровень процентной ставки будет в конечном счете стремиться к равновесному состоянию. Это означает, что данный равновесный уровень процентной ставки не зависит от того, сколько раз государство изменяет предложение денег, т. е, не зависит от количества денег, которое государство вливает в экономику.
Этот феномен денежного рынка показывает, что спрос на деньги в долгосрочном периоде не зависит от изменения процентных ставок. Поэтому уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название в экономической науке денежного (монетарного) правила М. Фридмена, не включает процентных ставок:
M=Y+Pe
где М—долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения денег;
Y —долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода:
Рe -— темп ожидаемой (прогнозируемой) инфляции.
Если предположить, что долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода Y известен, то для выбора правильного значения М необходимо знать темп роста уровня цен, соответствующего неинфляционному росту экономики.
Ожидаемый темп инфляции — целевой показатель. Это тот темп повышения цен, который мог бы быть в экономике, если бы государство не проводило краткосрочной денежной политики, направленной на снижение процентных ставок и стимулирование экономического роста.
Таким
образом, целью долгосрочной денежной
политики государства является стабилизация
инфляционного процесса, превращение
текущей инфляции в ожидаемую.
Это означает, что краткосрочная денежная
политика, направленная на регулирование
процентных ставок, допустима только
в рамках долгосрочной денежной стратегии,
основанной на фундаментальном уравнении
равновесия М. Фридмена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Деньги – это средство обмена, обладающее особо важным свойством, ликвидностью.
Ликвидность (термин пришел в экономическую науку из физики, где им обозначается текучесть) — это мера того, насколько быстро и полно можно обменять какой-либо актив на наличные деньги (банкноты и монеты), чтобы использовать их как средство платежа. Следовательно, деньги обладают не просто ликвидностью, а абсолютной ликвидностью.
Сущность денег раскрывается в их функциях. Обычно выделяют три основные функции денег:
Спрос на деньги (спрос на ликвидность) — это потребность в определенном запасе денег. Он определяется как количество платежных средств, которые население и фирмы хотят держать в ликвидной форме, то есть в форме наличности и чековых депозитов (кассы).
Существуют два подхода к объяснению спроса на деньги:
-монетаристский (в основе классический);
-кейнсианский.
Предложение денег в экономике осуществляет государство. В целом предложение денег включает наличность и депозиты.
Центральный банк может контролировать предложение денег прежде всего путем воздействия на денежную базу. Изменение денежной базы, в свою очередь, оказывает мультипликативный эффект на предложение денег.
Выделяют три основных инструмента монетарной политики, с помощью которых ЦБ осуществляет косвенное регулирование денежно-кредитной сферы:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ
ИСТОЧНИКОВ